О борьбе с коррупцией в России - Партия Дела
Присоединиться

Впервые «Индекс восприятия коррупции» (Corruption Perceptions Index, CPI) был опубликован организацией Transparency International в 1995 году, однако Россия в него не попала. Первое место из 41 заняла Новая Зеландия – то есть, согласно методике авторов рейтинга, в этой стране уровень коррупции был минимальным. На последней позиции оказалась Индонезия. В 1996 году РФ была помещена на 47-е место. Наименее коррумпированной вновь была признана Новая Зеландия, наиболее – Нигерия (54-е место).

В 2000 году Россия заняла в рейтинге коррупции 89-е место, разделив его с Кенией. Первое место получила Финляндия, которая в течение следующих четырех лет оставалась во главе рейтинга. Последнее, 90-е место было присвоено Нигерии.[1]

В 2020 г. Россия оказалась на 137-м месте из 180 в списке стран по уровню коррупции, который подготовила Transparency International. Страна делит позицию с такими государствами, как Кения, Ливан, Либерия, Уганда, Мавритания, Парагвай, Доминиканская республика и Папуа-Новая Гвинея. Выше России в рейтинге оказались, например, Украина, Киргизия, Азербайджан, Молдавия, Казахстан, Армения, Белоруссия и Грузия, а также Эстония, Латвия и Литва. Хуже рейтинг, чем у России, среди бывших республик СССР только у Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана. Самой коррумпированной страной мира признана Сомали, немногим лучше обстоят дела в Южном Судане, Сирии, Йемене и Венесуэле.

«Системное противодействие коррупции подменялось точечными уголовными делами, существующие антикоррупционные инструменты не развивались», – говорится в пресс-релизе российского отделения Transparency International. Кроме того, на рейтинг влияет то, что Россия не ратифицировала Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Для эффективной борьбы с коррупцией нужно выстроить систему, которая «не позволит власти принимать необдуманные решения в интересах узкой группы лиц», отметил директор центра «Трансперенси Интернешнл – Р» Антон Поминов.

Transparency International предложила России предпринять несколько шагов для повышения устойчивости системы перед коррупцией: гарантировать, чтобы решения касательно бюджета и действий властей не диктовались личными связями и интересами, урегулировать лобби, совершенствовать законы, касающиеся конфликта интересов, следить за честностью избирательного процесса и защищать активистов и журналистов.

Ущерб от коррупции в России может измеряться триллионами рублей, заявил 14 января 2020 г. председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. «Я ориентируюсь на общие исследования: они показывают, что коррупция пока не снижается», – отметил он. Кудрин добавил, что сейчас полномочия Счетной палаты в борьбе с коррупцией ограничены, и «точечные нововведения» помогли бы более эффективно бороться с коррупцией».[2]

Предпринимаемые до сих пор попытки борьбы с коррупцией в России, нельзя назвать успешными:[3]

«Налоговый контроль над расходами физических лиц, распространенный в развитых странах, в РФ не прижился. Впервые право налоговых органов проверять расходы физических лиц было предусмотрено Федеральным законом от 20.07.98 г. № 116-ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическим лицам доходов». Этот закон должен быть вступить в силу 24.01.99 г., но потом его действие перенесли на начало 2000 года.

Фактически, ФЗ «О контроле за расходами» так и не вступил в силу.

В РФ, несмотря на массовое уклонение от уплаты налогов, бурное развитие теневой экономики, коррупцию, налоговый контроль за соответствием расходов налогоплательщиков уровню их доходов как важнейший инструмент выявления теневых доходов и коррупции в настоящее время в РФ не применяется.

С 01.01.07 налоговая служба даже лишена формального права осуществлять такой контроль (отменен пп. 10 п. 1 ст. 31 НК). Ранее, с 08.08.03, Федеральным законом от 07.07.2003 № 104-ФЗ были отменены ст. ст. 86.1, 86.2, 86.3 НК РФ, в которых были определены некоторые меры по контролю за расходами физических лиц и их соответствием  уровню их доходов.

Между тем, именно этот контроль стал в большинстве развитых стран основной преградой на пути коррупции и уклонения от уплаты налогов. У нас соответствующие законы не прижились, потому что это противоречит финансовым интересам элиты – руководства страны». Конец цитаты. Это было сказано в 2017 году.

Сегодня для борьбы с коррупцией руководство нашей страны принимает серьезные меры, и ситуация может в корне измениться. Указом Президента РФ № 232 от 25.04.22 г.[4] введено в действие Положение «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента российской федерации».

Система «Посейдон» включает в себя:

а) программно-аппаратный комплекс центрального сегмента системы «Посейдон»;

б) программно-аппаратный комплекс многоцелевого назначения «Посейдон-Р» ,

в) специальное программное обеспечение «Справки БК».

Объем текста Указа с «Положением» и «Перечнем изменений, вносимых в Акты Президента Российской Федерации» составляет 18 страниц формата А4. Системность подхода вселяет надежду, что по коррупции в России будет нанесен серьезный удар.

К сожалению, в документах нет описания коррупции и не сказано об ущербе от коррупции для нашей страны. Ничего не говорится и о том, что конкретно мы будем делать и что получим в результате исполнения Указа.

По-видимому, предполагается, что и так все ясно. Тем не менее, ответы на некоторые вопросы были бы интересны.

Рассмотрим потери, которые несет наше государство (т.е. мы) при некоторых проявлениях коррупции, а именно из-за коррупции при госзаказе, из-за незаконного возмещения НДС экспортерами, из-за таможенных потерь при экспорте и импорте, а также из-за неэффективного использования природной ренты.

Потери бюджета при госзаказе исследовали ученые Высшей школы экономики.[5]

В среднем размер отката в коррупционной схеме составляет почти пятую часть от всей суммы госконтракта, а общий объем взяток в сфере госзакупок оценивается почти в 6,6 трлн руб. Для сравнения: 6,6 трлн. – это 6,2% ВВП России (107 трлн руб. за 2020 год), или 35,3% от доходной части федерального бюджета (18,7 трлн руб.). Объемы коррупционных выплат в закупках выше, чем расходы консолидированного бюджета на образование или здравоохранение, констатируют в Институте госуправления ВШЭ.

«В настоящее время проводится экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ проблем, связанных с выявлением правонарушений и преступлений при осуществлении аудита и контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также с использованием угрозы административной и уголовной ответственности как инструмента обеспечения законности поведения участников федеральной контрактной системы». Оно будет завершено в следующем (2022) году», — добавили в Счетной палате.

О намерениях усилить надзор за госзакупками в начале этого года сообщила Генеральная прокуратура. Генпрокурор Игорь Краснов издал приказ «Об организации прокурорского надзора в сфере закупок», который должен обеспечить формирование единообразной правоприменительной практики и применение всех прокурорских полномочий по обеспечению законности в сфере закупок. Теперь, по-видимому, дело пойдет.

Потери из-за незаконного возмещения НДС экспортерам исследовала А.И. Поварова.[6] По ее данным, с 2000 по 2012 год экспорт России вырос в 5,2 раза, а возмещение НДС – в 16 раз. Это значит, что значительная доля НДС возмещалась незаконно, а именно – (1-1:16х5,2) х 100% = 67,5%. Можно предположить, что примерно такая же доля НДС незаконно возмещается и сегодня.[7] Экспорт России в 2018 году составил 450 млрд. долл. Доля сырья (нефти, газа, металла, удобрений и др.) в экспорте составляет около 80%, т.е. 360 млрд. долл. С 360 млрд. долл. был возмещен НДС по ставке 18% в сумме 360х0,18 = 64,8 млрд. долл. или 4,08 трлн. руб. при среднегодовом курсе доллара 62,93 руб. Следовательно, незаконно возмещают около 4,08 трлн руб. х 0,675 = 2,75 трлн. руб.

Проблема незаконного возмещения НДС при экспорте решается очень просто – надо отменить возмещение НДС экспортерам сырья, составляющего 80% нашего экспорта.

Большие потери несет бюджет РФ из-за коррупции на таможне. При этом нелегальный импорт душит отечественного производителя, а нелегальный экспорт подтачивает бюджет. По разным товарным группам расхождение данных Федеральной таможенной службы об импорте и экспорте и данных приграничных государств, ВТО и ООН доходит от 30 до 70%.

Таможенные потери России выявлены в работе[8], выполненной ЭАЦ «Модернизация» в 2013 г. по заданию Комитета Государственной Думы по транспорту. Для оценки потерь был использован, применяемый обычно в этом случае, метод зеркальной статистики, суть которого состоит в том, что сравниваются отчетные данные стран-партнеров по одним и тем же операциям – данные России об экспорте в те или иные страны или импорте из них, должны совпадать с данными этих стран об импорте из России или экспорте в Россию. Между тем, расхождения данных ФТС с данными стран-партнеров весьма существенны. Например, по данным ФТС, в 2011 г. общий экспорт России составил 516 млрд долл., по данным стран-партнеров их импорт из России за тот же период составил 1,034 трлн долл., т.е. расхождение составило 518 млрд долл.

Импорт России в 2011 г. составил 305,3 млрд долл., а экспорт в Россию в том же году составил 612,2 млрд долл. То есть в 2 раза больше.

В последующие годы ситуация не изменилась. Например, в 2015 году Россия поставила в Германию товары 27 группы (нефть, газ и др.) на сумму 10,9 млрд. долл., а Германия получила эти же товары из России на 27,1 млрд. долл., т.е. почти в 2,5 раза больше. В 2019 г. те же товары Россия поставила в США на 6,9 млрд. долл., а США получили – на 13,8 млрд. долл., т.е. в 2 раза больше.[9]

В 2015 году Правительственная Комиссия по материалам нашей работы, выполненной в 2013 г., установила, что таможенные потери российского бюджета от «серого» импорта и экспорта только из-за недополученных пошлин, акцизов и НДС в 2013 г. составили не менее 2,5 трлн руб.[10] Можно предположить, что и сегодня потери меньше не стали.

Проблема решается очень просто – Федеральная таможенная служба должна с применением «зеркальной статистики» представлять, объяснять и подкреплять документами разницу своих данных и данных, представляемых странами-партнерами, и следить за тем, чтобы разница не была чрезмерной.

Большие резервы бюджета можно найти в повышении эффективности изъятия природной ренты. Известно, что доходы Консолидированного бюджета РФ в 2018 году составили 36.917,0 млрд. руб. в том числе 9.018,0 млрд. руб. или 24,4% из них составили нефтегазовые доходы, в том числе НДПИ на углеводороды – 6.010,0 млрд. руб. и таможенные пошлины – 3.008,0 млрд. руб.[11]

В упомянутой выше книге «Налоги для России» определена разница между стоимостью добытых и проданных нефти и газа и себестоимостью их добычи. Эта разница составила 17.303,6 млрд. руб. Если бы нефть и газ принадлежали государству, то после покрытия всех расходов по добыче, вся эта сумма осталась бы в распоряжении государства. Между тем, как сказано выше, нефтегазовые доходы консолидированного бюджета РФ составили 9.018,0 млрд руб. Они могли бы быть больше примерно на 8,28 трлн. руб., что увеличило бы доходы консолидированного бюджета на 23,1%, а федерального – на 43,5%.

Ситуацию легко исправить, если изменить порядок взаимодействия государства с нефтегазовыми компаниями. В России следует использовать[12] так называемые «Сервисные контракты», которые сегодня у нас не применяются. Это соглашения, по условиям которых подрядчик выполняет геологоразведочные работы и работы по добыче полезных ископаемых от имени государства за фиксированное вознаграждение. При сервисном соглашении компания не получает никакой собственности в проекте. Все компоненты, включая произведенные нефть и газ, принадлежат государству. Компания получает только платежи за оказанные услуги по разведке и добыче в размере оговоренного тарифа на единицу продукции. Например, компания Saudi Aramco оказывала услуги для национальной компании Саудовской Аравии Petromin. Saudi Aramco как подрядчик нефтегазовых услуг получала 6 центов – с каждого разведанного барреля и 15 центов – с каждого добытого барреля.[13]

За право работы на таких условиях российские компании ведут борьбу за рубежом. Например, в 2009 г. при проведении тендера в Ираке победила заявка «Лукойла» и Statoil (Норвегия), так как консорциум предложил самые выгодные Ираку условия: государство отдает компаниям в качестве вознаграждения 1,15 долл. за каждый добытый баррель, а консорциум обязуется нарастить добычу до 1,8 млн баррелей в сутки.[14]

На таких условиях работают страны ОПЕК и некоторые другие страны.

Таким образом, предлагаемые нами меры борьбы с коррупцией могут дать годовому бюджету РФ дополнительные доходы в размере 20,13 трлн. руб., в том числе 6,6 трлн. руб. – за счет ликвидации коррупции при госзаказе, 2,5 трлн руб. – за счет улучшения работы таможни, 2,75 трлн. руб. – за счет ликвидации незаконного возмещения НДС экспортерами, и 8,28 трлн. руб. – за счет изменения порядка добычи нефти и газа в России.[15]

По-видимому, в рамках исполнения Указа Президента РФ № 232 от 24.04.22 г. будет принят и упомянутый выше закон «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическим лицом доходов».

Очень надеюсь, что наши предложения заинтересуют исполнителей Указа Президента.

[1] Газета «Коммерсантъ», 19.10.2005, https://www.kommersant.ru/doc/619229

[2] 23 января 2020 г., https://www.forbes.ru/newsroom/obshchestvo/391749-rossiya-okazalas-ryadom-s-liberiey-paragvaem-i-ugandoy-po-urovnyu

[3] 15.08.17. Как будут контролировать личные траты физлиц? https://www.klerk.ru/buh/articles/465406/

[4] http://www.kremlin.ru/acts/bank/47775

[5] РБК, 20.12.21 г., https://www.rbc.ru/newspaper/2021/12/20/61bc5d059a794770833e7b51

[6] А.И. Поварова, «Неэффективное администрирование НДС как угроза экономической безопасности России», ИСЭРТ РАН, 2012

[7] Р.И. Нигматулин, В.А. Кашин, М.Д. Абрамов, «Налоги для России. Пособие для министров и информация для граждан», М., 2020, изд. «Перо», стр. 311

[8]Администрирование внешнеторговых грузопотоков. Рук. авт. колл. чл.-корр. РАН, д.э.н. В.А. Цветков. М.: ЭАЦ «Модернизация», 440 с., 2013.

http://modern-rf.ru/netcat_files/93/47/18.10.13_A5_Administrirovanie_vneshnetorgovyh_gruzopotokov_0.pdf

[9] См. сайт «Международная торговля товарами и услугами в разбивке по странам и товарам»,

https://dit-trade-vis.azurewebsites.net/?reporter=276&partner=643&type=C&commodity=27&year=2019&flow=2

[10] Ученые РАН придумали способ увеличить доходы бюджета на 2,5 трлн руб. // РБК. 30 июля 2015 г. URL: https://www.rbc.ru/economics/30/07/2015/55ba381e9a79470e2badecf7

[11] Консолидированный бюджет Российской Федерации 2018. https://aftershock.news/?q=node/737237&full

[12] Рекомендации Московского экономического форума по улучшению социально-экономической ситуации в России, М. 2014 г., http://rusrand.ru/analytics/rekomendatsii-po-uluchsheniju-sotsialno-ekonomicheskoj-situatsii-v-rossii

[13] Нурсеит Н.А., Какие контракты в нефтегазовой отрасли отвечают интересам страны? М. 2012 г.

https://cyberleninka.ru/article/n/kakie-kontrakty-v-neftegazovoy-otrasli-otvechayut-interesam-strany

[14]ЛУКОЙЛ и Statoil стали победителями тендера на право освоения месторождения Западная Курна 2 в Ираке, 14.12.2009 http://www.oilcapital.ru/industry/15513.html

[15] Для справки: доходы Федерального бюджета в 2021 году составили18.765,1 млрд. руб., в т.ч. нефтегазовые доходы – 5.987,2 млрд. руб.; расходы на образование – 1.103,6 млрд. руб., расходы на здравоохранение – 1.149,8 млрд. руб., https://www.minfin.ru/common/upload/library/2020/12/main/Prezentatsiya_FB_21-23_Itog.pdf