О некоторых резервах бюджета РФ - Партия Дела
Присоединиться

Ситуация настолько остра, что «Минфин России предложил сократить гостраты на 10%. Министр финансов Силуанов объяснил необходимость фронтального сокращения госрасходов растущим разрывом между расходами и доходами».

Правительство размышляет и о необходимости реформирования налоговой системы. Замминистра финансов Алексей Сазанов в ходе пленарного заседания Госдумы заявил: «Минфин изучает возможность применения прогрессивной шкалы НДФЛ, однако изменений в налогообложении доходов физлиц не планируется… Касательно прогрессивной шкалы НДФЛ, сейчас, как вы знаете, уже действует 15% ставка. Сейчас мы смотрим эффективность, как она работает. Если есть какие-то расчеты, которые показывают, что при повышении ставки с 15% до 30% можно собрать 2 трлн рублей, мы готовы их рассмотреть. Потому что по той информации, которая есть у нас, там таких цифр не получается. На данный момент мы смотрим, как применяется прогрессивная шкала, изменений в НДФЛ – именно прогрессивной шкалы – на данный момент не обсуждается.»

Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Борис Чернышов направил руководителю Федеральной налоговой службы Даниилу Егорову предложение увеличить ставку НДФЛ до 20% для граждан, зарабатывающих более 25 млн рублей в год. Но член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров выступил против такой меры, назвав ее неграмотной. По его мнению, «налогов это не прибавит, потому что, грубо говоря, таких людей в России нет, они есть только за границей. <…> А если кто-то перевел заработки в Россию, после такой меры переведут их обратно в офшоры. То есть, доходы бюджета могут даже уменьшиться. Сейчас они платят 13%, а будут платить ноль. Это просто неграмотное предложение».

Если верить Е. Федорову, наши обладатели больших доходов зарабатывают свои доходы за рубежом, а потом «переводят» их в Россию, а если брать с этих доходов налог, то «после такой меры они переведут их обратно в офшоры».

На самом деле, всё с точностью до наоборот. Деньги наши «богатеи» «зарабатывают» в России, а затем уводят их в офшоры в виде необлагаемых подоходным налогом дивидендов. Например, годовая сумма зарплаты, выплаченная 161 тыс. работникам металлургических предприятий России, составила 47,8 млрд. руб., а сумма выведенных в офшоры и не облагаемых подоходным налогом дивидендов акционеров этих предприятий составила 79,8 млрд. руб., т.е. почти в 1,7 раза больше. А ведь в офшорах у нас не только металлургические предприятия.

Россияне держат в офшорах активы на сумму, составляющую 60% российского ВВП. Это почти 60 трлн рублей – более 1 трлн долл.

Ранее налоговый юрист Александр Хаминский рассказал об отрицательных последствиях идеи ЛДПР об отмене налога на доходы физических лиц для тех, кто зарабатывает менее 30 тысяч рублей в месяц. По его словам, если соответствующий законопроект будет принят, это повлечет за собой рост числа серых зарплат и других налоговых правонарушений. А. Каминский, видимо, не знает, что в большинстве развитых стран не облагают подоходным налогом доход до 1 тыс. долларов США и выше, а в Китае – не облагают 5000 юаней в месяц (сегодня это около 60,0 тыс. руб./мес.).

Возможно, указанные товарищи не в курсе дела. Но это поправимо. В отчете Комиссии РАН указано что и как надо делать. Было бы желание и воля.

В предлагаемой статье содержатся основные идеи указанного Отчета.

На встрече с Си Цзиньпином 20 марта 2023 г., обращаясь к нему, В.В. Путин сказал: «За последние годы Китай сделал колоссальный рывок вперёд в своём развитии. Во всём мире это вызывает неподдельный интерес, и мы даже немножко вам завидуем».
Обратим внимание на некоторые факты, которые, возможно, имел в виду В.В. Путин.
В 1991 году ВВП России составлял $496 млрд., что составляло 3,4% мирового ВВП, а ВВП Китая – $415,6 млрд. В 2021 г. ВВП России – $1,77 трлн. (1,7% мирового ВВП), а ВВП Китая – $17,5 трлн. (17,9% мирового ВВП). За 30 лет ВВП Китая вырос в 42 раза, а ВВП России – в 3,6 раза.
Бурный рост ВВП Китая за последние 25-30 лет во многом предопределили применяемая налоговая система и низкие ставки по кредитам.
Например, в Китае не облагают подоходным налогом и социальными взносами доход до 5000 юаней/мес. (по курсу на 26 сентября 2023 года это 65,7 тыс. руб./мес.), у них прогрессивная шкала подоходного налога с максимальной ставкой 45%, НДС – 13%, ставка по кредитам – 2,75% и т.д. По данным на 1 декабря 2018 г., только 2% китайцев платят подоходный налог и правительство хочет поднять этот показатель до 15%.
У нас, как известно, НДС – 20%, необлагаемый подоходным налогом минимум отсутствует, плоская шкала НДФЛ со ставкой 13% и т.д.
Посмотрим, что дало бы России китайское подоходное налогообложение. Согласно Форме 1НОМ ФНС, в 2020 году в России был собран НДФЛ в сумме 4,25 трлн. руб. Также известно, что совокупное состояние 500 российских миллиардеров в 2020 году выросло на $207 млрд, т.е. их официальный доход по курсу $1 = 72,1 руб. составил 14,9 трлн. руб.
Если с этого дохода брать налог 45% (как в Китае), то бюджет получил бы НДФЛ в сумме 6,7 трлн. руб. (т.е. на 57,6% больше, чем было получено в 2020 году), и при этом, при необлагаемом доходе 50,0 тыс. руб./мес. 71,3% работников России были бы освобождены от уплаты налога, и их дополнительный доход, в основном, пошел бы на увеличение спроса.
В коренном реформировании нуждаются почти все системы управления государством и, прежде всего, это относится к налоговой системе.
Из-за налогов в России производить не выгодно. Судите сами. На одном из совещаний по развитию агропромышленного комплекса В.В. Путин поинтересовался у промышленника К.А. Бабкина, почему находящийся в Канаде и принадлежащий российским собственникам тракторный завод не переводят в Россию. В ответ была подготовлена Аналитическая записка, из которой следует, что завод в Канаде за 2012 год получил прибыль в  размере 16,4 млн. долл., а при переводе его в Россию он получил бы убыток 21,7 млн. долл. Главная причина – высокие налоги в России: в Канаде завод заплатил налоги в сумме 47,9 млн. долл., а в России ему пришлось бы заплатить 74 млн. долл. При этом, на заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров, а для работы этого завода в России потребуется 65 бухгалтеров. К тому же, в Канаде заводу дают кредиты под 2,3%, а в России – под 11,2%.
Кто-то скажет: нельзя сегодня судить по 2012 году, информация устарела. На самом деле, что касается налогов, с тех пор ничего не изменилось ни в России, ни в Канаде.
Еще более печальная картина складывается при сравнении налоговой нагрузки на предприятие в России и в США, где прогрессивная шкала подоходного налога, при которой доход 1 тыс. долл. в месяц налогом не облагается, и максимальная ставка 37%, где социальные взносы 13,3%, где нет НДС (у нас 20%) и налога на имущество предприятий (у нас 2,2%). В США налоги берут с богатых. Там подоходный налог составляет 45% доходов бюджета США (у нас 10% доходов консолидированного бюджета), а 76,4 млн американцев или 44,4% трудоспособного населения страны в 2018 году были освобождены от уплаты федерального подоходного налога.
От качества налоговой системы зависит уровень развития экономики, объем доходов государства и благосостояние его граждан. И опыт Китая – лучшее тому подтверждение.
Рассмотрим структуру Консолидированного бюджета (КБ) России за 2019 год (до ковида и до СВО), объем которого составил 39.497,6 млрд. руб.
Если исключить из общей суммы доходов консолидированного бюджета статью «прочее» – 4.627,1 млрд. руб. (доходы государства от продажи принадлежащей ему собственности и т.п.), останутся налоги в сумме 34.870,5 млрд. руб., полученной путем взимания 21 налога. При этом лишь семь налогов (на прибыль, НДФЛ, страховые взносы, НДС (внутр. и импорт), таможенные пошлины и НДПИ) составляют 31,4 трлн руб., т.е. около 90% налоговых доходов консолидированного бюджета. Этим налогам уделено основное внимание в Отчете Комиссии РАН.
На остальные 14 налогов приходится около 10% налоговых поступлений. Некоторые поступления налогов столь малы, что возникает вопрос – окупают ли эти налоги расходы на их администрирование? Например, налоги по патентной системе налогообложения и единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в сумме дают 0,08% доходов консолидированного бюджета. Возможно, эти налоги следует отменить и ограничиться для их агентов сбором с них подоходного налога, величину которого оценивать по их реальным доходам и непроизводственным расходам.
Тем не менее, российский бюджет имеет существенные резервы. Остановимся на некоторых из них.
Повышение собираемости НДФЛ и социальных сборов.
В 2019 году в России собрали НДФЛ в сумме 3,96 трлн. руб. и страховые социальные сборы (ССС) – 7,04 трлн. руб., т.е. в сумме – 11,0 трлн. руб.
НДФЛ и ССС имеют общую налогооблагаемую базу – доходы населения. Ее можно определить, зная сумму собранного НДФЛ и его эффективную ставку, которая, по данным Минфина, при номинале 13%, благодаря льготам и вычетам, равна 10,79%. Это соответствует доходу населения 3,96:0,1079 = 36,7 трлн. руб.
С этого дохода и были собраны НДФЛ и ССС.
Чтобы оценить собираемость НДФЛ и ССС нужно сопоставить вышеуказанные расчетные доходы населения и его потребительские расходы.
Потребительские расходы россиян, включая их расходы в России и за рубежом в 2019 г. составили 78,7 трлн руб.,, Из суммы расходов 78,7 трлн. руб. вычтем необлагаемые налогом пенсии – 7,66 трлн. руб. Получим величину расходов в 2019 году равную 71,04 трлн. руб.
Таким образом, собираемость НДФЛ и ССС составила 36,7:71,04х100% = 51,7%, т.е. в 2019 году должны были собрать НДФЛ и ССС в сумме 21.280,0 млрд руб., а собрали 11.000,0 млрд. руб.

К сожалению, в России, несмотря на массовое уклонение от уплаты налогов, бурное развитие теневой экономики и коррупцию, налоговый контроль за соответствием расходов налогоплательщиков уровню их доходов, как важнейший инструмент выявления теневых доходов и коррупции, в настоящее время не применяется.

 

Повышение собираемости НДС за продукцию произведенную

и реализованную в России

В 2019 году за продукцию произведенную и реализованную в России с отраслей, облагаемых НДС, согласно Форме 1-НОМ ФНС, был собран НДС в сумме 4,26 трлн руб., что при ставке 18% соответствует добавленной стоимости 23,67 трлн руб. Между тем, согласно Росстату, валовая добавленная стоимость отраслей, облагаемых НДС, составила 78,9 трлн руб. Т.е. должны были собрать НДС в сумме14,2 трлн руб. Таким образом, эффективная ставка НДС составила не 18%, а 4,26:78,9х100% = 5,4%. Т.е. собираемость НДС составила 5,4:18х100% = 30,0%. О том, как повысить собираемость НДС, сказано ниже

Повышение собираемости НДС и акцизов за импортную продукцию

Мы живем за счет продажи за рубеж сырья и полусырья и полностью зависим от мировых цен. Знак «Сделано в России» за границей почти не знают. При этом нелегальный импорт душит отечественного производителя, а нелегальный экспорт подтачивает бюджет. По разным товарным группам расхождение данных Федеральной таможенной службы об импорте и экспорте и данных стран-партнеров, ВТО и ООН доходит от 30 до 70%.

Таможенные потери России выявлены в работе, выполненной в 2013 г. по заданию Комитета по транспорту Государственной Думы. Для оценки потерь был использован, применяемый обычно в этом случае, метод зеркальной статистики, суть которого состоит в том, что сравниваются отчетные данные стран-партнеров по одним и тем же операциям – данные России об экспорте в те или иные страны или импорте из них, должны совпадать с данными этих стран об импорте из России или экспорте в Россию. Между тем, расхождения данных ФТС с данными стран-партнеров весьма существенны.
Например, по данным ФТС, в 2011 г. общий экспорт России составил 516 млрд долл., а по данным стран-партнеров их импорт из России за тот же период составил 1,034 трлн долл., т.е. разница составила 518 млрд долл.
Импорт России в 2011 г. составил 305,3 млрд долл., а экспорт в Россию, по данным стран-экспортеров, в том же году составил 612,2 млрд долл. То есть в 2 раза больше.
По результатам работы, по указанию руководства страны в 2015 году при Государственной Думе была создана Комиссия, которая установила, что таможенные потери российского бюджета от «серого» импорта и экспорта, например, в 2013 г. только из-за недополученных пошлин, акцизов и НДС составили не менее 2,5 трлн руб.
В последующие годы ситуация не изменилась. В 2015 году Россия поставила в Германию товары 27 группы (нефть, газ и др.) на сумму 10,9 млрд. долл., а Германия получила эти же товары из России на 27,1 млрд. долл., т.е. почти в 2,5 раза больше.
В 2019 г. те же товары Россия поставила в США на 6,9 млрд. долл., а США получили – на 13,8 млрд. долл., т.е. в 2 раза больше.
Истинные потери России из-за нелегальных экспорта и импорта еще предстоит установить. А пока примем эти потери равными 2,5 трлн руб., как это установила Комиссия Высокого уровня при Государственной Думе. И будем считать, что на эту сумму могут быть увеличены доходы бюджета. Т.е. в 2019 году в виде НДС и пошлин за импортную продукцию было собрано 5.578,7 млрд руб., а могли бы собрать на 2,5 трлн. руб. больше, т.е. 8.078,7 млрд руб.
Снижение незаконного возмещения НДС экспортерам.
Большие потери несет российский бюджет из-за незаконного возмещения НДС при экспорте, который НДС не облагается. Возмещение НДС экспортерам было введено европейскими разработчиками НДС для стимулирования экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости, но совсем не для сырья. В России экспорт сырья составляет до 80% всего экспорта и стимулировать его не нужно. Тем не менее, наши экспортеры возмещают НДС сверх всякой меры.  Например, с 2000 по 2012 год экспорт России вырос в 5,2 раза, а возмещение НДС – в 16 раз. Это значит, что значительная доля НДС возмещалась незаконно, а именно – (1-1:16х5,2) х 100% = 67,5%. Можно предположить, что примерно такая же доля НДС незаконно возмещается и сегодня. Экспорт России в 2019 году составил 422,8  млрд. долл. Доля сырья (нефти, газа, металла, удобрений и др.) в экспорте составляет около 80%, т.е. 338 млрд. долл. С 338 млрд. долл. был возмещен НДС по ставке 18% в сумме 338х0,18 = = 60,9 млрд. долл. или 3,94 трлн. руб. при среднегодовом курсе доллара 64,73 руб. Следовательно, незаконно возмещено около 3,94 трлн руб. х 0,675 = 2,66 трлн. руб. Но если в соответствии с нашими рекомендациями будет отменено возмещение НДС экспортерам сырья, в бюджете останется вся сумма 3,94 трлн руб.
Повышение нефтегазовых доходов.
Рассмотрим проблему повышения нефтегазовых доходов страны по данным 2018 года.
Доходы Консолидированного бюджета РФ в 2018 году составили 36.917,0 млрд. руб. в том числе 9.018,0 млрд. руб. или 24,4% из них составили нефтегазовые доходы, в том числе НДПИ на углеводороды – 6.010 млрд. руб. и таможенные пошлины – 3.008,0 млрд. руб.
В Отчете Комиссии РАН показана разница между стоимостью добытых и проданных нефти и газа и себестоимостью их добычи.
Общая стоимость нефти и газа, поставленных на экспорт и проданных в России, составила 22.290,8 млрд. руб.
Все расходы по добыче 555,8 млн. тонн. нефти составляют 3.829,9 млрд. руб., а по добыче газа – 922,6 млрд руб. Общие расходы по добыче нефти и газа в России в 2018 году составили 4.752,5 млрд. руб.
Если бы нефть и газ принадлежали государству, то после покрытия всех расходов по добыче в его распоряжении осталось бы 17.303,6 млрд руб. Между тем, нефтегазовые доходы Консолидированного бюджета РФ в 2018 году составили 9.018,0 млрд руб. Таким образом, доходы бюджета-2018 могли бы быть больше примерно на 8,5 трлн руб., что увеличило бы доходы Консолидированного бюджета на 23,1%, а Федерального – на 43,5%.
Примем 8,5 трлн. руб. и для 2019 года.

Доходы Консолидированного бюджета могли бы быть больше почти на 86%. Это не значит, что почти 34 трлн руб. легко получить в бюджет. Но резервы очевидны. В Отчете РАН содержатся конкретные предложения.

В частности, Комиссия РАН рекомендует:

– возложить на ФНС обязанность проверять соответствие расходов физических лиц, получаемым ими доходам, и контролировать уплату подоходного налога;

– ввести прогрессивную шкалу подоходного налога с необлагаемым налогом доходом до 30 тыс. руб./мес., 13% – от 30 тыс. руб. до 250 тыс. руб./мес., 30% – от 250 тыс. до 1 млн. руб./мес. и 50% свыше – 1 млн. руб./мес.;

– для продукции, облагаемой НДС, установить единую ставку НДС равной 10%; считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога (т.е. за налоговую базу Налога на добавленную стоимость принимать добавленную стоимость, а не реализацию, как сегодня); отменить возмещение НДС экспортерам сырья; возмещение НДС экспортерам продукции с высокой долей добавленной стоимости производить на основе представляемых калькуляций; 50% НДС оставлять (как правило) в распоряжении регионов-создателей добавленной стоимости;

– установить единую ставку социальных взносов равной 15% и отменить предельные ставки для взносов в ПФР и ФСС, т.е. отменить регрессию;

— уменьшать налогооблагаемую базу прибыли, если она инвестируется в производство в объеме до 50 млн. руб. в год (для справки: в США – $2 млн. в течение года);

– отменить все формы налогообложения фермеров, оставив только налог на уровне розничной торговли (НДС или налог с продаж);

– упростить налоговую отчетность для всех, в частности, объем налоговой декларации сократить до одной страницы для всех предприятий – и крупных и мелких, как это сделано, например, в Швеции.

С целью снижения потерь при внешнеторговых операциях предлагаем:

— обязать Федеральную таможенную службу с применением «зеркальной статистики» объяснять руководству страны и подкреплять документами разницу своих данных об экспорте и импорте и данных, представляемых странами-партнерами. Сегодня эта разница достигает 100% и более.

С целью повышения эффективности изъятия природной ренты предлагаем:

— добычу нефти и газа поручать компаниям на основе сервисных контрактов с оплатой им за единицу добываемой или разведанной продукции. Нефть и газ оставлять в собственности государства, которое реализует их экспорт и продажу внутри страны.

Предлагаемые меры в корне улучшат предпринимательский климат в России.

Налоговая нагрузка на предприятия будет снижена вдвое. Можно будет вдвое снизить цены на бензин. Производить в России станет выгодно. Доходы будут расти за счет увеличения налогооблагаемой базы. В Россию пойдут инвестиции. Дополнительные доходы бюджета РФ составят от 13,0 до 15,0 трлн. руб. за счет перераспределения имеющихся ресурсов.

В том числе:

1,0-1,5 трлн. руб. – за счет совершенствования НДС;
2,0-2,5 трлн. руб. – совершенствование подоходного налогообложения;
2,0-2,5 трлн. руб. – наведение порядка на таможне;
8,0-8,5 трлн. руб. – изменение порядка добычи нефти и газа.

Бюджет РФ должен стать «Бюджетом развития», получив средства на социальные нужды и на реализацию Национальных проектов по Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г.

Опубликовано в сокращенном виде в газете Аргументы недели от 26 июля 2023 г.