Почему в России необходимо усовершенствовать налоговую систему - Партия Дела
Присоединиться

В экономическом развитии Россия отстаёт от других стран. И это отставание растёт. Например, в 1913 году доля Российской империи в мировом ВВП составляла 8,5%, СССР в 1973 году – 9,4%, Россия в 1990 году – 2,27%, а в 2020 году доля России в мировом ВВП составила 1,75%.

За 30 лет в России уничтожены десятки тысяч предприятий. Начало было положено в 1991 году. В двухтысячные годы разрушение продолжалось. На 1 января 2004 года в России было 102 тыс.138 средних и крупных предприятий и организаций.  На 1 января 2017 года их число сократилось до 51 тыс. 986, т.е. на 49,1% (т.е.  на 50 тыс. 152 предприятия). Много ли это? За годы Великой отечественной войны было уничтожено 32 тыс. промышленных предприятий.

Оставшиеся предприятия не загружены из-за отсутствия спроса. Коэффициент использования мощностей (КИМ) в обрабатывающей промышленности составляет около 60%, в том числе в отрасли «Производство машин и оборудования» – 35%, «Электротехника и приборостроение» – 34%, «Производство транспортных средств» – 38%.

Выпуск продукции в натуральном исчислении сократился в десятки раз. Например, в 1990 году в России выпускалось 214,0 тыс. тракторов, а в 2018 году их было произведено 7,8 тыс., что составило лишь 3,6% от уровня 1990 года; зерноуборочных комбайнов в 1990 г. было выпущено 65,7 тыс., а в 2018 г. – 5,1 тыс. (7,8% от 1990 г.); производство металлорежущих станков относительно 1990 года составило около 6%. И т.д.  Если считать «дном» полное прекращение производства, то мы идём к нему семимильными шагами.

У России множество проблем, но есть одно большое конкурентное преимущество перед другими странами – огромные резервы совершенствования управления. Даже их минимальное использование может в корне улучшить положение дел в нашей стране и вывести её в число мировых лидеров.

Решение проблем может быть достигнуто за счёт:

— совершенствования системы налогообложения;

— повышения эффективности работы таможни;

— повышения эффективности изъятия природной ренты;

— деофшоризации России.

Совершенствование налоговой системы

Административные меры:

Передать в ведение единого налогового ведомства все налоги и сборы (включая таможенные пошлины, социальные взносы, и т.д.), дополнить функции этого единого налогового ведомства также и сбором налоговых платежей.

Организационно разделить в этом едином налоговом ведомстве подразделения, занимающиеся приемом и первичной обработкой налоговой отчётности, налоговыми расследованиями, взысканием налоговой задолженности.

Ввести практику выявления подлежащих налогообложению доходов граждан по критерию прироста их чистого имущества.

Для целей аналитической деятельности активно использовать сведения из СМИ и информацию, предоставляемую так называемыми «третьими лицами».

Вести систему «единого лицевого счета» налогоплательщика, с «дебетованием» этого счета начислениями (по всем видам налогов), и «кредитованием» – по возвратам налогов и по предоставленным налоговым льготам.

Оптимизация налогообложения. 

Ввести прогрессивную шкалу подоходного налога с необлагаемым доходом до 20 тыс. руб./мес., 13% – от 20 тыс. руб. до 250 тыс. руб./мес., 30% – от 250 тыс. до 1 млн. руб./мес. и 50% свыше – 1 млн. руб./мес.;

Снизить ставку НДС до 10%; считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога; отменить возмещение НДС экспортёрам сырья; возмещение НДС экспортёрам продукции с высокой долей добавленной стоимости производить на основе представляемых калькуляций; 50% НДС оставлять регионам, в которых создана добавленная стоимость.

Снизить ставку социальных взносов с 30% до 20% и отменить предельные ставки для взносов в ПФР и ФСС, т.е. отменить регрессию.

Уменьшать налогооблагаемую базу прибыли, если она инвестируется в производство в объёме до 50 млн. руб. в год (для справки: в США – 2 млн долларов в течение года).

Отменить все формы налогообложения фермеров, оставив только налог на уровне розничной торговли (НДС или налог с продаж).

Упростить налоговую отчётность для всех, в частности, объём налоговой декларации сократить до одной страницы для всех предприятий – и крупных и мелких, как это сделано, например, в Швеции (проект формы Декларации есть).

Повышение эффективности работы таможни

Обязать Федеральную таможенную службу с применением «зеркальной статистики» выявлять разницу своих данных об экспорте и импорте и данных, представляемых странами-партнёрами, объяснять её происхождение руководству страны и добиваться, чтобы она не была чрезмерной. Сегодня эта разница достигает 100% и более. Например, по данным ООН, представленным Россией, в 2015 году Россия поставила в США нефтепродуктов на 3 млрд долларов, а по данным, представленным США, они получили их из России на сумму 9 млрд долларов. Соотношение данных по нефтепродуктам России и Германии: 10,9 млрд долларов и 27,1 млрд долларов. То есть США и Германия получили от нас в 2,6 раза, или на 22,2 млрд долларов, больше углеводородов, чем мы им поставили.

Повышение эффективности изъятия природной ренты

Добычу нефти и газа поручать компаниям на основе сервисных контрактов с оплатой им за единицу добываемой или разведанной продукции. Нефть и газ оставлять в собственности государства, которое реализует их экспорт и продажу внутри страны. И 10 руб. за 1 литр бензина АИ-95 может стать в России вполне реальной ценой.

Деофшоризация экономики

Россия находится на четвёртом месте в рейтинге стран по доле ВВП в офшорах (46% ВВП). Впереди нас Объединённые Арабские Эмираты (75% ВВП), Венесуэла (65% ВВП) и Саудовская Аравия (57% ВВП).

В течение 1-2 лет российские предприятия должны быть возвращены под российскую юрисдикцию.

Предлагаемые меры в корне улучшат предпринимательский климат в России.

Налоговая нагрузка на предприятия будет снижена почти вдвое. См. таблицу для модельного предприятия со следующими параметрами:

Численность – 100 чел.;

Средняя зарплата – 40 тыс. руб./мес.;

Реализация (доходы) – 150 млн. руб./год;

Сторонние (расходы) – 50 млн. руб./год., в том числе – на закупки у неплательщиков НДС – 10 млн. руб. (при существующей системе это увеличивает налогооблагаемую базу НДС);

– на покупку основных средств – 20 млн. руб. (при предлагаемом налоговом режиме это уменьшает налогооблагаемую базу прибыли);

Прибыль – 30 млн. руб./год

Дополнительные доходы бюджета РФ составят от 18,0 до 21,0 трлн. руб. за счёт перераспределения имеющихся ресурсов.

В том числе:

1,0-1,5 трлн. руб. – за счёт совершенствования НДС;

2,0-2,5 трлн. руб. – совершенствование подоходного налогообложения;

2,0-2,5 трлн. руб. – наведение порядка на таможне;

8,0-8,5 трлн. руб. – добыча нефти и газа с использованием сервисных контрактов.

5,0-6,0 трлн. руб. – деофшоризация экономики

В дальнейшем доходы будут расти за счёт роста производства и налогооблагаемой базы. В России будет работать выгодно и к нам пойдут инвестиции.

Бюджет РФ должен стать «Бюджетом развития», получив средства на социальные нужды и на реализацию Национальных проектов по Указам Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года».

Член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, кандидат технических наук, почетный профессор Московского налогового института Михаил Абрамов
Член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, доктор экономических наук Владимир Кашин