Российская налоговая система – главный тормоз развития экономики нашей страны - Партия Дела
Присоединиться

Труд является единственным надёжным источником благосостояния всякой страны. Природные богатства рано или поздно заканчиваются, а трудом своего народа любое государство может богатеть вполне автономно и практически беспредельно, достигая процветания для граждан.

Признанным тезисом экономической науки является понимание экономического развития как закономерного результата производительной деятельности людей; их трудом создаются все богатства в мире, и именно на вычетах из их трудовых доходов существует и держится всякая государственная власть.

Если мы посмотрим бюджеты всех развитых стран мира, то мы увидим, что в основе их доходной части лежит именно налоговые платежи граждан этих стран. Поэтому для правительств этих стран очевидна прямая зависимость между благосостоянием народа и поступлениями налогов в их бюджеты: чем более состоятельны граждане, тем более надёжна общая база налогообложения этой страны, тем больше средств правительства этих стран могут привлекать для финансирования общегосударственных нужд и потребностей.

Связь налогов с развитием экономики очевидна. В качестве примера в Таблице приведены данные России и 8 наиболее развитых стран.

Например, в странах восьмёрки применяют прогрессивную шкалу подоходного налога с высокими ставками и большим необлагаемым налогом доходом. Возможно, это одна из причин, по которой в этих странах ВВП на душу населения в среднем в 4,3 раз выше, а среднемесячная зарплата почти в 5,0 раз выше, чем в России.

Интересен опыт Китая. На встрече с Си Цзиньпином 20 марта 2023 г., обращаясь к нему, В.В. Путин сказал: «За последние годы Китай сделал колоссальный рывок вперёд в своём развитии. Во всём мире это вызывает неподдельный интерес, и мы даже немножко вам завидуем».

Обратим внимание на некоторые факты, которые, возможно, имел в виду В.В. Путин.

В 1991 году ВВП России составлял $496 млрд., что составляло 3,4% мирового ВВП, а ВВП Китая – $415,6 млрд. В 2021 г. ВВП России – $1,77 трлн. (1,7% мирового ВВП), а ВВП Китая – $17,5 трлн. (17,9% мирового ВВП). За 30 лет ВВП Китая вырос в 42 раза, а ВВП России – в 3,6 раза. При этом, доля российского ВВП в мировом ВВП снизилась вдвое.

Бурный рост ВВП Китая за последние 25-30 лет во многом предопределили применяемая налоговая система и низкие ставки по кредитам.

Например, в Китае не облагают подоходным налогом и социальными взносами доход до 5000 юаней/мес. (по курсу на 20 января 2024 года это около 60,0 тыс. руб./мес.), у них прогрессивная шкала подоходного налога с максимальной ставкой 45%, НДС – 13%, ставка по кредитам – 2,75% и т.д. По данным на 1 декабря 2018 г., только 2% китайцев платят подоходный налог, и правительство хочет поднять этот показатель до 15%.

У нас, как известно, НДС – 20%, шкала НДФЛ со ставками 13% и 15% и т.д. При этом, средний китаец зарабатывает ежемесячно вдвое больше среднего россиянина.

Посмотрим, что дало бы России китайское подоходное налогообложение. Согласно Форме 1НОМ ФНС, в 2020 году в России был собран НДФЛ в сумме 4,25 трлн. руб. Также известно, что совокупное состояние 500 российских миллиардеров в 2020 году выросло на $207 млрд,[1] т.е. их официальный доход по курсу $1 = 72,1 руб. составил 14,9 трлн. руб. Если с этого дохода брать налог 45% (как в Китае), то бюджет получил бы НДФЛ в сумме 6,7 трлн. руб. (т.е. на 57,6% больше, чем было получено в 2020 году), и при этом, при необлагаемом доходе 50,0 тыс. руб./мес. 71,3% работников России были бы освобождены от уплаты налога, и их дополнительный доход, в основном, пошел бы на увеличение спроса.

Ещё более печальная картина складывается при сравнении налоговой нагрузки на предприятие в России и в США, где прогрессивная шкала подоходного налога, при которой доход 1 тыс. долл. в месяц налогом не облагается, и максимальная ставка 37%, где социальные взносы 13,3% (у нас 30%), где нет НДС (у нас 20%) и налога на имущество предприятий (у нас 2,2%). В США налоги берут с богатых. Там подоходный налог составляет 45% доходов бюджета США (у нас 10% доходов консолидированного бюджета), а 76,4 млн американцев или 44,4% трудоспособного населения страны в 2018 году были освобождены от уплаты федерального подоходного налога.

Налоговое регулирование США используют в качестве одного из важнейших инструментов управления экономикой. Например, в 1931 году повышение максимальной ставки подоходного налога с 25% до 63% было одной из главных мер борьбы с Великой депрессией. С 1951 по 1964 год максимальная ставка в США была равна 91%. Сегодня там максимальная ставка 37%.

То же и в других развитых странах. Например, в Англии несколько десятков лет назад высшая ставка подоходного налога составляла 98%, а затем плавно снизилась до 75%, затем до 60% и наконец достигла нынешнего уровня в 45%.

Исследования Института экономики РАН показывают, что основы налоговой политики, проводимой сегодня в России, базируются на устаревших и ошибочных концептуальных положениях, без пересмотра которых вряд ли возможно создать в стране эффективную налоговую систему.

Например, одно из таких положений связано с утверждением, что налоговая нагрузка на экономику России является относительно невысокой и даже гораздо ниже, чем в других промышленно развитых странах.

Действительно, расчёты показывают, что номинальная налоговая нагрузка в России, исчисляемая по доле налогов в ВВП, составляет 33-34%, в то время как в большинстве развитых стран колеблется в пределах 40-50%. Казалось бы, Россия имеет здесь преимущество по налоговой нагрузке, однако это преимущество мнимое. Эффективность налоговой системы тесно связана со структурой собираемых налогов. В большинстве развитых стран до 60% всех собираемых налогов поступает от физических лиц, а в России 60% всех налогов приходится на юридические лица. Это свидетельствует о том, что предприятия развитых стран, при прочих равных условиях, всегда будут иметь относительно меньшую налоговую нагрузку по сравнению с российскими, а в результате этого и более эффективную экономику.

В коренном реформировании нуждаются почти все системы управления государством и, прежде всего, это относится к налоговой системе.

Из-за налогов в России производить не выгодно. Судите сами. На одном из совещаний по развитию агропромышленного комплекса В.В. Путин поинтересовался у промышленника К.А. Бабкина, почему находящийся в Канаде и принадлежащий российским собственникам тракторный завод не переводят в Россию. В ответ была подготовлена Аналитическая записка, из которой следует, что завод в Канаде за 2012 год получил прибыль в  размере 16,4 млн. долл., а при переводе его в Россию он получил бы убыток 21,7 млн. долл. Главная причина – высокие налоги в России: в Канаде завод заплатил налоги в сумме 47,9 млн. долл., а в России ему пришлось бы заплатить 74 млн. долл. При этом, на заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров, а для работы этого завода в России потребуется 65 бухгалтеров. К тому же, в Канаде заводу дают кредиты под 2,3%, а в России – под 11,2%.

Прикинем размер налоговой нагрузки на трудовые доходы граждан, работающих в России на производстве, – налоги на ФОТ. Сегодня с работников взимают подоходный налог (НДФЛ) в размере 13% от фонда оплаты труда (ФОТ), социальные взносы в размере 30% ФОТ, включающего НДФЛ, взнос на страхование от несчастных случаев на производстве (НС) от 0,2% до 8,5% (примем равным 1%), а также налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 20% от суммы ФОТ и соц. и страх. взносов. Налоги за работника платит предприятие (налоговый агент).

Для простоты расчётов предположим, что предприниматель хочет выплатить работнику на руки 100 руб. При этом он должен уплатить НДФЛ, соц. взносы, взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и НДС. Приведем расчёт полностью, чтобы каждый мог его проверить и увидеть, что это не экспертное мнение, а реальность, подтвержденная элементарными расчетами.

ФОТ = 100:0,87 = 114,94 руб. (включая НДФЛ); НДФЛ = 114,94х0,13 = 14,94 руб.; соц. взносы = 114,94 х 0,3 = 34,84 руб.; НС = 114,94 х 0,01 = 1,15 руб.; НДС = (114,94 + 34,84 +1,15) х 0,2 = 30,19 руб.

Итого сумма налогов составит:

14,94 + 34,84 + 1,15 + 30,19 = 81,12 руб.

Таким образом, если предприниматель хочет выплатить работнику на руки 100 руб., он должен заплатить государству 81,12 руб. в виде налогов, а минимальный (без прибыли) доход предпринимателя должен быть равен 181,12 руб. Т.е. налоговая нагрузка в данном случае составляет 81,12: 181,12 х 100% = 44,79% от дохода.

Кроме того, из этих же денег предприниматель платит налог на прибыль, на имущество, на землю и др. Такой высокой налоговой нагрузки на труд, как в России, нет больше нигде.

Неэффективная и несправедливая система налогообложения – главная причина разрушения российской промышленности и больших социальных проблем.

Промышленное производство в России сходит на нет. Процесс начался в 1991 году. Уже к 2014 г., по данным Минпромторга, «во многих стратегических отраслях промышленности доля импорта в потреблении превышает 80 процентов, что создает потенциальную угрозу, как для национальной безопасности, так и конкурентоспособности российской экономики в целом…».

За 30 лет в России уничтожены десятки тысяч предприятий. Начало было положено в 1991 году. В двухтысячные годы разрушение продолжалось. Например, на 1 января 2004 года в России было 102 тыс.138 средних и крупных предприятий и организаций.  На 1 января 2017 года их число сократилось до 51 тыс. 986, т.е. на 49,1%.

Выпуск продукции в натуральном исчислении сократился в десятки раз. Например, в 1990 году в России выпускалось 214,0 тыс. тракторов, а в 2018 году было произведено 7,8 тыс., что составило лишь 3,6% от уровня 1990 года;  зерноуборочных комбайнов в 1990 г. было выпущено 65,7 тыс., а в 2018 г. – 5,1 тыс. (7,8% от 1990 г.); производство металлорежущих станков относительно 1990 года составило около 6%. И т.д.

Спорить не о чем. Российская налоговая система препятствует экономическому росту; она неудовлетворительно выполняет фискальную функцию и почти не выполняет стимулирующую, контрольную, распределительную и социальную функции. Она не способствует развитию производства, росту благосостояния и снижению социального расслоения населения. Наша налоговая система сложна, запутана и противоречива.

Наконец-то это начали понимать и в Минфине: «30% одних страховых взносов! Я уж не говорю про НДС, про подоходный налог. В других странах нет такой нагрузки. И здесь мы проигрываем конкуренцию, конкурентоспособность нашей налоговой системы по сравнению с другими странами», – заявил министр финансов А.Г. Силуанов в ходе панельной сессии «Налоговая система России: образ будущего» на Гайдаровском форуме в январе 2018 г. в Москве. К сожалению, до сих пор ощутимых мер по исправлению ситуации не принято.

В январе 2023 года в Российской Академии наук была создана Комиссия по подготовке материалов по социально-экономическим и технологическим проблемам. Я назначен секретарем этой Комиссии.

Проблемам налогообложения Комиссией было уделено первоочередное внимание. В частности, нами подготовлен Отчет «Рекомендации по совершенствованию российской налоговой системы», который разослан на отзыв российским экспертам.

После доработки Отчёт будет направлен руководству страны. В частности, мы предлагаем:

— ввести прогрессивную шкалу подоходного налога с необлагаемым налогом доходом до 30 тыс. руб./мес., 13% – от 30 тыс. руб. до 250 тыс. руб./мес. (доход свыше 250 тыс. руб./мес. имеют 0,8% работников России), 30% – от 250 тыс. до 1 млн. руб./мес. и 50% свыше – 1 млн. руб./мес.;

— установить единую ставку НДС равной 10%; считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога (т.е. за налоговую базу Налога на добавленную стоимость принимать добавленную стоимость, а не реализацию, как сегодня); отменить возмещение НДС экспортерам сырья;

— установить единую ставку социальных взносов равной 15% и отменить предельные ставки для взносов в ПФР и ФСС, т.е. отменить регрессию;

— уменьшать налогооблагаемую базу прибыли, если она инвестируется в производство в объеме до 50 млн. руб. в год (для справки: в США – 2 млн долларов в течение года);

— ввести практику выявления подлежащих налогообложению доходов граждан по критерию прироста их чистого имущества; законодательно подтвердить принцип «всеобщности» налогообложения всех доходов граждан, прекратив предоставлять налоговые иммунитеты в отношении незаконных и «теневых» доходов;

— отменить все формы налогообложения фермеров, оставив только налог на уровне розничной торговли (НДС или налог с продаж);

— упростить налоговую отчётность для всех, в частности, объем налоговой декларации сократить до одной страницы для всех предприятий – и крупных и мелких, как это сделано, например, в Швеции.

Реализация наших рекомендаций позволит вдвое сократить налоговое бремя на производство. При этом дополнительные доходы бюджета РФ составят до 15,0 трлн. руб.

Эффект подсчитан по данным до 2020 года – до «ковида» и СВО.

 

Расчёты и обоснования можно посмотреть в книге Р.И. Нигматулина, В.А. Кашина и М.Д. Абрамова «Налоги для России. Пособие для министров и информация для граждан», М., изд. «Перо», 2020 г., 140 с.