Введение прогрессивной шкалы – обязательное условие развития экономики - Партия Дела
Присоединиться

В послании Федеральному собранию 29 февраля В.В. Путин заявил о необходимости модернизации налоговой системы России: «Предлагаю продумать подходы к модернизации нашей фискальной системы, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы», – сказал он. Меня и моих коллег поручения Президента порадовали.

Дело в том, что проблемами налогообложения мы занимаемся много лет. С нашими работами можно ознакомиться на сайте Экспертно-аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики (ЭАЦ «Модернизация») по адресу www.modern-rf.ru, раздел «Наши труды». Многие наши идеи были поддержаны в 2007 году Торгово-промышленной Палатой РФ и в 2009 году Рабочей группой по совершенствованию налогового законодательства при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы. Но Правительство РФ наши предложения до сих пор не заинтересовали.

С 2023 года разработкой рекомендаций по совершенствованию налогообложения в России я занимаюсь в составе «Комиссии РАН по подготовке материалов по социально-экономическим и технологическим проблемам», куда я приглашён в качестве секретаря Комиссии, а мой коллега В.А. Кашин (д.э.н., в 2000-2011 годах первый зам. директора ГНИИ Развития налоговой системы при ФНС) в качестве члена Комиссии.

В июле прошлого года наша Комиссия подготовила проект научного отчёта «Рекомендации по совершенствованию российской налоговой системы» и разослала его в Комитеты Государственной Думы и организациям, занимающимся налоговыми проблемами. Отзывов почти нет. Правительству мы отчёт пока не направляли.

Но, судя по Посланию Президента РФ, наше время наконец-то пришло. Есть, правда, некоторые опасения, что нас не позовут для решения поставленной Президентом РФ задачи, а поручат тем, кого российская налоговая система до сих пор устраивала. Тем не менее надежды мы не теряем.

Последний раз на достаточно высоком уровне мы выступали в 2015 году. 29 октября 2015 г. в Государственной Думе прошёл Круглый стол на тему «Обсуждение Федерального бюджета на 2016 год».

Мы были приглашены в качестве независимых экспертов. Предоставляя нам слово, председатель собрания первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству М.В. Емельянов сказал: «Следующие два выступающих, это Абрамов Михаил Давыдович и Кашин Владимир Анатольевич. Они, я так понимаю, будут говорить о налогах. Зная немножко их взгляды, я думаю, что в ближайшем будущем их идеи вряд ли будут реализованы, но в плане расширения кругозора давайте послушаем».

Далее предлагаю отрывки из моей части выступления: «К сожалению, Михаил Васильевич прав. Перспектив реализации наших предложений пока не много. Но с каждым днём, по мере ухудшения социально-экономической ситуации в стране, наши шансы растут. Глядишь, не пройдёт и года, как нам предложат доказать на деле ценность наших предложений. Ведь эти предложения являются результатом многолетних исследований и практической работы. В частности, по заданию Председателя Совета Федерации С.М. Миронова, в 2011 году мы выполнили НИР, в результате которой была разработана Налоговая доктрина и предложены конкретные меры совершенствования российской налоговой системы».

В 2012 году по заданию Промышленного союза «Новое содружество» и с участием его экспертов авторским коллективом под руководством академика РАН Нигматулина Р.И. была выполнена работа «Модернизация России: проблемы и пути их решения». К сожалению, рекомендации, содержащиеся в наших работах, российское Правительство не заинтересовали.

В 2013 году по заданию зам. Председателя Комитета Государственной Думы по транспорту М.В. Брячака под руководством чл.-корр. РАН Цветкова В.А. мы выполнили работу «Администрирование внешнеторговых грузопотоков», в которой даны рекомендации по улучшению работы таможни и по развитию транзитного потенциала России. Сейчас этими проблемами занимается «Рабочая группа высокого уровня» при Государственной Думе. По результатам нашей работы 2,5 трлн руб. они уже нашли. Если копнуть, можно найти ещё.

О некоторых наших предложениях сказано ниже. Например, большие резервы таятся в НДС. Только за счёт совершенствования администрирования можно получить дополнительно 2-3 трлн руб.

Для этого, во-первых, надо снизить ставку НДС до 8-10%, чтобы предприниматели меньше уклонялись от уплаты налога. Во-вторых, отменить некоторые льготы, например, финансовому сектору, который НДС не облагается. В-третьих, повысить собираемость НДС (ниже сказано, как это сделать); сегодня она не превышает 30-40%. В-четвёртых, отменить возмещение НДС экспортёрам сырья, как это сделано в Китае. Здесь бюджет теряет не менее 1 трлн руб. Достаточно сказать, что с 2000 по 2012 год экспорт России вырос в 5,2 раза, а возмещение НДС – в 16 раз.

Мы предлагаем считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога. И никаких возмещений, и никаких счетов-фактур. При ставке НДС 10% в 2013 году при расчёте прямым способом было бы собрано с учётом импорта 5,32 трлн руб. Таким образом, при ставке НДС 10% с учётом отмены возмещений НДС экспортёрам сырья, дополнительные доходы в 2013 году составили бы около 2,8 трлн руб. В 2016 году они могут составить до 3 трлн. руб.

Кто-то скажет: налоги уже сегодня душат производство; доля российской продукции в основных отраслях (станкостроение и тяжёлое машиностроение, лёгкая, радиоэлектронная, медицинская и фармацевтическая промышленность), по данным Минпромторга за 2014 год, не превышает 20-10%; если повысить собираемость налогов, то промышленность рухнет окончательно. И это – правда. Но дело в том, что сегодня одни недоплачивают налоги, чтобы выжить, а другие – из принципа: зачем платить, если можно не платить. И последних – большинство. Налоговую систему пора менять. Что и как надо делать в области налогообложения, подробно сказано в наших вышеуказанных работах. Налоговые ставки должны быть разумными, но и уклоняться от уплаты налогов тоже нельзя. Между тем народ от уплаты налогов успешно уклоняется.

Собираемость НДФЛ не превышает 50%. Расчёт простой. Судя по собранному НДФЛ, доходы населения составили около 21,0 трлн руб. А показанные Росстатом потребительские расходы – около 48 трлн руб. И это при плоской шкале со ставкой 13%.

В первые годы после введения плоской шкалы были проведены специальные исследования Счётной Палатой РФ и, независимо от них, Всероссийским Центром уровня жизни. Оба исследования однозначно показали неэффективность плоской шкалы – ни одной из поставленных целей не было достигнуто.

Введение прогрессивной шкалы – обязательное условие развития экономики. Такая шкала есть во всех странах ОЭСР, G20, БРИКС и многих других.

Прогрессивную шкалу пора вводить и в России. Тем более, Владимир Владимирович Путин обещал в 2001 году, что плоская шкала просуществует 10 лет. Но вот десять лет уже давно прошло, пора уже менять. И дело не в справедливости или в несправедливости. Это – условие развития экономики. Прогрессивная шкала обеспечивает покупательский спрос: у людей нет денег, они не покупают товар, а нет спроса – значит, нет производства. А те, у кого есть много денег, держат и тратят их за рубежом.

Мы предлагаем четырёхступенчатую шкалу. До 15 тыс. рублей месяц мы предлагаем налогом не облагать. От 15 до 250 тыс. рублей в месяц – 13%. Сюда попадают 95% населения; ставка 30% с дохода от 250-ти до 1 миллиона в месяц, и свыше 1 млн – 50%. И никакой средний класс не пострадает. И администрирование давно отработано даже в отсталых странах. К тому же половина населения вообще не будет платить налоги, как в США или в Германии, потому что они не доросли до подоходного налога. У нас будет также. Введение прогрессивной шкалы даст бюджету дополнительно 3-4 трлн руб. Академик С.Ю. Глазьев считает, что дополнительные доходы составят 5 трлн рублей. Возможно, он прав.

Можно 2,5-3 трлн рублей получить улучшением работы таможни. Например, в 2014 году Россия поставила Германии нефть, нефтепродукты и газ на 18,2 млрд долларов, а Германия получила те же товары на 30,0 млрд. долларов; разница – 11,8 млрд долларов. А всего только по 10 странам разница составляет 48,6 млрд долларов или 45,3%. Если предположить, что расхождения по экспорту России других товаров также составляют 45,3%, то сумма расхождений составит 156,9 млрд долларов или 9,4 трлн рублей при курсе 60 рублей за один доллар. Сейчас ещё больше.

Что же делать? Бороться с воровством трудно. Но есть простой выход, который мы предлагаем. Право добычи, например, нефти надо давать по конкурсу тем компаниям, кто захочет добывать его, получая меньшую сумму за единицу добываемого сырья. При этом нефть остаётся в собственности государства, и оно продаёт её внутри страны и на экспорт без офшоров и посредников, в том числе на общих основаниях и добывающим компаниям: пусть, если захотят, развивают нефтепереработку. Никаких СРП, НДПИ, налоговых манёвров, налогов на дополнительный доход, акцизов и прочее. На таких условиях работают страны ОПЕК и некоторые другие страны, а также наши компании (Лукойл, Газпромнефть и др.) работают за рубежом. Например, консорциум в составе Лукойла и Статойла (Норвегия) получил право добычи нефти на месторождении Курна-2 в Ираке. За каждый баррель он будет получать 1,25 долларов (один и двадцать пять сотых доллара). Колебания мировых цен его не касаются. Зато консорциум заинтересован в снижении издержек и росте производительности труда.

Сегодня в снижении издержек наши нефтяные компании не заинтересованы. Они платят непомерные зарплаты своим руководителям и бесконтрольно тратят огромные средства. Эти расходы отражаются в тарифах и на себестоимости добываемой нефти. Полная себестоимость добычи нефти в России по данным за II квартал 2014 года составляла 8.666 рублей (248 долларов) за тонну. По сравнению с аналогичным периодом 2005 года она выросла в 3 раза. Но, когда всё хорошо, когда нефть стоила 100 долларов за баррель, когда денег хватало, с этим можно было мириться, а сейчас денег не хватает.

Подводя итоги, мы предлагаем использовать следующие источники дополнительных доходов бюджета:

— 2-3 трлн даст модернизация НДС;

— 3-4 трлн получим совершенствованием подоходного налогообложения;

— 2,5-3,0 трлн рублей даст наведение порядка на таможне;

— 3-4 триллиона рублей даст изменение порядка добычи нефти и газа.

Итого: от 10,5 до 14,0 трлн рублей, т.е. ещё один бюджет.

И самое главное, чтобы Правительство увидело эти деньги в бюджете, оно должно поручить разработчикам вышеуказанных рекомендаций, т.е. ЭАЦ «Модернизация» и Институту проблем рынка РАН выполнить научно-практическую работу, в результате которой будут предложены процедуры и подготовлены проекты соответствующих нормативных документов.

Работа должна выполняться с участием экспертов Федеральных налоговой и таможенной службы, Счётной Палаты, Минфина, Минэкономразвития и Государственной Думы. Это нужно для того, чтобы эти организации обеспечивали разработчиков необходимой информацией, немедленно получали ответы на свои возражения и не «вставляли палки», а содействовали работе. Нужно лишь указание президента, и можно будет всё это реализовать на практике». Это я говорил на заседании Экспертного совета в Государственной Думе РФ в 25 октября 2015 года. С небольшими корректировками то же самое я сказал бы и сегодня. Это я и делаю в своих книгах и многочисленных статьях. Но здесь я даю текст из доклада 2015 года, т.к. рекомендации, в нём содержащиеся, прошли проверку временем и одобрены солидными организациями и квалифицированными экспертами.

Надеюсь, что те, кому поручено выполнить задания, указанные Президентом РФ в его Послании Федеральному собранию, меня услышат.