Заниматься производством в России невыгодно из-за высоких налогов
В послании Федеральному собранию 29 февраля с. г. В.В. Путин заявил о необходимости модернизации налоговой системы России: «Предлагаю продумать подходы к модернизации нашей фискальной системы, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы», — сказал он.[1]
В этой связи интересен опыт Китая. На встрече с Си Цзиньпином 20 марта 2023 г., обращаясь к нему, Владимир Владимирович сказал: «За последние годы Китай сделал колоссальный рывок вперёд в своём развитии. Во всём мире это вызывает неподдельный интерес, и мы даже немножко вам завидуем».[2]
Обратим внимание на некоторые факты, которые, возможно, имел в виду В.В. Путин.
В 1991 году ВВП России составлял $496 млрд, что составляло 3,4% [3] мирового ВВП, а ВВП Китая – $415,6 млрд. В 2021 г. ВВП России – $1,77 трлн. (1,7% мирового ВВП), а ВВП Китая – $17,5 трлн (17,9% мирового ВВП). За 30 лет ВВП Китая вырос в 42 раза, а ВВП России – в 3,6 раза. При этом доля России в мировом ВВП сократилась в 2 раза.
Бурный рост ВВП Китая за последние 25-30 лет во многом предопределили применяемая налоговая система и низкие ставки по кредитам. Например, в Китае не облагают подоходным налогом и социальными взносами доход до 5000 юаней/мес. (более 60,0 тыс. руб./мес. по курсу), у них прогрессивная шкала подоходного налога с максимальной ставкой 45%, НДС – 13%, МРОТ – 2590 юаней/мес. (33,0 тыс. руб./мес.), ставка по кредитам – 2,75% [4] и т.д. По данным на 1 декабря 2018 г., только 2% китайцев платят подоходный налог, и правительство хочет поднять этот показатель до 15%.[5]
У нас, как известно, НДС – 20%, необлагаемый налогом доход отсутствует, шкала НДФЛ со ставками 13% и 15%, МРОТ – с 01.01.24 19.242 руб./мес. и т.д.
Посмотрим, что могло бы дать России использование китайского подоходного налогообложения.
Согласно Форме 1НОМ ФНС, в 2020 году в России был собран НДФЛ в сумме 4,25 трлн руб. Также известно, что совокупное состояние 500 российских миллиардеров в 2020 году выросло на $207 млрд[6], т.е. их официальный доход по курсу $1 = 72,1 руб. составил 14,9 трлн руб. Если с этого дохода брать налог 45% (как в Китае), то бюджет получил бы НДФЛ в сумме 6,7 трлн руб. (т.е. на 57,6% больше, чем было получено в 2020 году), и при этом, даже при необлагаемом доходе 50,0 тыс. руб./мес. 71,3%[7] работников России были бы освобождены от уплаты налога, и их дополнительные доходы, в основном, пошли бы на увеличение спроса.
Не менее интересен и мог бы быть полезен для России опыт США.
Ниже приведены без комментариев отрывки из опубликованной 3 июня 2023 г. статьи Тома Хартманна (Thom Hartmann. What Happens When You Tax Billionaires at 90 Percent?) «Что происходит, когда вы облагаете миллиардеров налогом в размере 90 процентов?», в которой обсуждаются проблемы налогообложения в США.
«Американские миллиардеры (скоро станут триллионерами) платят в среднем около 3,1 процента в качестве своей функциональной ставки подоходного налога; в результате Америка является развитым обществом с наибольшим социальным неравенством в мире. В последний раз крайняя бедность и экстравагантное богатство сосуществовали в такой степени, как сегодня в этой стране, в 1920-1930-е годы 100 лет назад, когда Уоррен Гардинг снизил максимальную ставку подоходного налога с 91% до 25%, патологически богатые открыто покупали наших политиков, а банды, имена которых известны до сих пор, бродили по стране, безнаказанно грабя и убивая.
…Новый курс Франклина Д. Рузвельта положил всему этому конец, и мы должны повторить его пример сегодня. Рузвельт повысил верхнюю планку подоходного налога с 25% до 90%. Богатые люди всё ещё были богаты, но эта максимальная планка подоходного налога в сочетании с властью профсоюзов не позволяла среднестатистическому генеральному директору получать в 30 раз больше, чем зарабатывал их самый низкооплачиваемый работник в год. (Сегодня некоторые руководители компаний зарабатывают более чем в три раза, чем их работники).
…Социальное обеспечение и пособия по безработице – оба были введены Рузвельтом в 1930-х годах – вывели пожилых людей и безработных из бедности, а программы LBJ Medicare и Medicaid (1960-е) сохранили здоровье американцев.
Результатом этого стало снижение преступности и увеличение продолжительности жизни. Когда ужасающее неравенство бурных 20-х и республиканская Великая депрессия исчезли в 1940-1950-х годах, вместе с этим исчезли разгул преступности и разжигающие ненависть демагоги. В конце концов, у работающих людей с достойной зарплатой и льготами нет ни времени, ни необходимости заниматься преступной деятельностью.
Тем не менее патологически богатые неустанно вели кампанию за возвращение нас к олигархическим 1920-м годам, требуя снижения налогов и ликвидации профсоюзов. Они финансировали кампании в СМИ, аналитические центры, публикации, судей и политиков.
В 1981 году они привели своего человека к власти; Рейган снизил максимальную налоговую ставку до 27 процентов и уничтожил национальный профсоюз авиадиспетчеров, что стало его первым залпом в современной войне республиканцев против рабочих.
Рейганизм положил начало 42-летнему взрыву богатства на самой вершине нашей экономической иерархии, сделав сегодняшних миллиардеров богаче фараонов. Они соревнуются друг с другом в том, кто может владеть самыми большими частными самолётами и мегаяхтами, множеством особняков по всему миру, частными островами и даже собственными космическими кораблями.
Одновременно начался упадок среднего класса: в 1980 году его доля составляла две трети, а сегодня она составляет 45 процентов (и сегодня для поддержания того же образа жизни среднего класса требуется два дохода, чего можно было добиться с помощью одного, когда президентом был Джимми Картер).
…Итак, здесь мы находимся в ситуации, очень похожей на ту, с которой столкнулся Рузвельт, когда он впервые вступил в должность в 1933 году. Бездомность преследует нацию; три патологически богатых человека владеют большим состоянием, чем нижняя половина американцев; преступность с применением огнестрельного оружия находится на уровне Бонни и Клайда; а рабочие в ужасе от своих работодателей, которые заставляют их присутствовать на сеансах антипрофсоюзной идеологической обработки или теряют работу.
Чтобы разрешить этот кризис, мы должны собраться и набраться политической силы и воли, чтобы ещё раз повысить максимальную ставку подоходного налога до 90 процентов; отменить Закон Тафта-Хартли и восстановить право на беспрепятственное объединение в профсоюзы; и очистить нашу политическую систему от яда больших денег.
Патологически богатые люди будут визжать при одном упоминании об этих испытанных решениях точно так же, как они это делали в 1930-е годы. Они будут предупреждать, что страна рухнет или что коммунизм захватит нас и мы станем Венесуэлой или Кубой. Они скажут, что «создатели рабочих мест» объявят забастовку, как в романе Айн Рэнд, и заберут экономику с собой в Ущелье Голта.
И, подобно Рузвельту, мы должны ответить на их чушь. Рузвельт обосновал необходимость повышения налогов на патологически богатых до 90-процентного уровня. Между 1932 и 1936 годами он снизил подоходный налог с людей, зарабатывающих менее 50 000 долларов в год.
…Когда вы облагаете миллиардеров налогом в размере 90 процентов, они все равно сказочно богаты, и у вас есть ресурсы для восстановления здорового и счастливого среднего класса по всей стране.
Мы делали это раньше, и результатом стало создание первого и крупнейшего в мире среднего класса, невиданная ранее за всю историю продолжительность жизни и уровень мира и процветания, который сохранялся до тех пор, пока Рональд Рейган не взялся за мясорубку.
Мы можем сделать это снова. На самом деле, если мы хотим сохранить нашу демократию, мы должны сделать это снова.
Возможно, это наш последний шанс пробудить нашу нацию до того, как олигархический переворот будет завершён. Всем нам пора последовать примеру Франклина Д. Рузвельта – и рассказать нашим друзьям и соседям как об угрозах, с которыми мы сталкиваемся, так и об обещаниях, которые наша нация когда-то приняла и может снова выполнить…».
Прошу простить за длинное цитирование Тома Хартманна. Таково его мнение об американской налоговой системе. Он утверждает, что социальное неравенство царит и тормозит прогресс в США.
Между тем сегодня в США применяют прогрессивную шкалу подоходного налога, при которой доход до $1000 в мес. налогом не облагается и максимальная ставка подоходного налога 37%. В США налоги берут с богатых. Там подоходный налог составляет 45% доходов бюджета США (у нас 10% доходов консолидированного бюджета), а 76,4 млн американцев или 44,4% трудоспособного населения страны в 2018 году были освобождены от уплаты федерального подоходного налога.[8]
И по показателю неравенства США до нас далеко. По этому показателю Россия находится на 5-м месте в мире, а США – на 11-м. У нас одному проценту населения принадлежит 47,7% национального богатства страны, а в США – только 34,9%. Впереди нас Ливан (48,2%), Бразилия (48,9%), Чили (49,6%) и ЮАР 55%).[9]
Задача повышения качества российской налоговой системы, поставленная нашим Президентом, становится для нашей страны всё более актуальной. В.В. Путин подтверждает это своими Указами и выступлениями.
В частности, во исполнение Указа В.В. Путина от 15 марта 2022 года № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» и в целях повышения роли федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» (РАН) по координации научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых по важнейшим направлениям естественных, технических, сельскохозяйственных, медицинских общественных и гуманитарных наук распоряжением от 24 января 2023 г. президентом РАН Г.Я. Красниковым создана Комиссия РАН по подготовке материалов по социально-экономическим и технологическим проблемам. Председателем Комиссии РАН назначен член Президиума РАН академик Р.И. Нигматулин, я назначен её секретарём.
Комиссией установлено, что главная экономическая проблема нашей страны состоит в том, что заниматься производством в России невыгодно из-за высоких налогов и сложного налогового администрирования. По этой причине в Россию не идут инвестиции.
На сегодняшний день Комиссией РАН подготовлен проект «Рекомендаций по совершенствованию российской налоговой системы». В подготовке проекта, помимо учёных РАН, принимали участие учёные и эксперты организаций, занимающихся проблемами налогообложения.
В проекте Отчёта Комиссии РАН содержатся конкретные рекомендации по совершенствованию нашей налоговой системы. В частности, мы предлагаем:
— поручить ФНС (Федеральной налоговой службе) обеспечить налоговый контроль соответствия расходов налогоплательщиков уровню их доходов;
— ввести прогрессивную шкалу подоходного налога с необлагаемым доходом до 30 тыс. руб./мес., 13% – от 30 тыс. руб. до 250 тыс. руб./мес. (по данным на 2019 год более 250 тыс. руб./мес. в России получают 0,8% работников[10]), 30% – от 250 тыс. до 1 млн руб./мес. и 50% – свыше 1 млн. руб./мес. Именно система подоходного налогообложения во всех развитых странах является главным инструментом борьбы с коррупцией и криминалом;
— снизить ставку НДС до 10%; считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога, что вдвое снизит трудоемкость работы бухгалтерии;[11] отменить возмещение НДС экспортёрам сырья; возмещение НДС экспортёрам продукции с высокой долей добавленной стоимости производить на основе представляемых калькуляций; оставлять (как правило) 50% НДС в бюджетах регионов-производителей добавленной стоимости;
— снизить ставку социальных взносов с 30% до 20% и для взносов в ПФР и ФСС отменить предельные суммы, выше которых взносы не взимаются, т.е. отменить регрессию;
— уменьшать налогооблагаемую базу прибыли, если она инвестируется в производство в объёме до 50 млн руб. в год (для справки: в США – $2 млн в течение года);
— отменить все формы налогообложения фермеров, оставив только подоходный налог;
— упростить налоговую отчётность для всех; в частности, объём налоговой декларации сократить до одной страницы для всех предприятий – и крупных, и мелких, как это сделано, например, в Швеции.
Реализация наших рекомендаций позволит вдвое снизить налоговую нагрузку на производство и вдвое сократить трудоёмкость работы бухгалтерии.
Эффект от реализации наших рекомендаций по данным 2019 года (до ковида и СВО) составит 15-16 трлн руб. ежегодно.
Расчёты экономического эффекта и обоснования рекомендаций можно посмотреть в книге Р.И. Нигматулин, В.А. Кашин, М.Д. Абрамов, «Налоги для России. Пособие для министров и информация для граждан», М., 2020, изд. «Перо», 140 с.
Список использованных источников:
[1] https://www.forbes.ru/finansy/507155-putin-predlozil-vvesti-v-rossii-differencirovannuu-sistemu-nalogooblozenia
[2] http://prezident.org/tekst/stenogramma-vstrechi-vladimira-putina-s-predsedatelem-knr-si-czinpinom-20-03-2023.html
[3] https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sovremennoy-ekonomiki-rossii/viewer
[4] 2022-2023, https://take-profit.org/statistics/bank-lending-rate/
[5] https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.57ab7b5e-63f9c5e7-cdc7a3d0-74722d776562/https/www.economist.com/china/2018/12/01/why-only-2-of-chinese-pay-any-income-tax
[6] https://news.rambler.ru/sociology/46602567-pereraspredelenie-v-polzu-bogatyh-kak-rf-vyshla-v-lidery-po-neravenstvu/
[7] https://zen.yandex.ru/media/economics_channel/raspredelenie-rabotnikov-po-razmeru-zarplaty-v-rossii-5ddcfbaf18c060160cc4c7a0
[8] https://finance.rambler.ru/money/41750638-bolee-44-grazhdan-ssha-osvobozhdeny-ot-federalnogo-podohodnogo-naloga/
[9] 26.01.2022, https://www.rbc.ru/economics/26/01/2022/61f14cbf9a79470ffe6b80b8
[10] https://zen.yandex.ru/media/economics_channel/raspredelenie-rabotnikov-po-razmeru-zarplaty-v-rossii-5ddcfbaf18c060160cc4c7a0
[11] 86% дел в Московском арбитражном суде связаны с разногласиями по возмещению НДС.