V

Но если отсутствуют образ будущего, целеполагание и планирование, то единственным способом влиять на систему, т. е. на государство, оказывается отслеживание его текущего функционирования и реакция на разбалансировку системы под воздействием как внутренних, так и внешних факторов.

Поскольку правящая группа слабо представляет, что происходит внутри РФ, полный провал всех её экономических и социальных начинаний говорит именно об этом, и она совершенно не может, а обычно и не хочет оказывать влияние на внешние факторы, а целеполагание и планирование не относятся к её сильным сторонам, то для обеспечения устойчивости функционирования государства имеется постоянная потребность в огромных запасах ресурсов «на чёрный день». При этом устойчивость понимается правящей в РФ группой исключительно как сохранение status quo, в его прямом понимании. Вот на сохранение существующего status quo в экономике, политике, финансах, культуре, социальной структуре и направлены все её усилия. Именно такое «подмораживание» живого организма России и понимается ими как управление процессом, как контроль ситуации, как уверенность в будущем.

Потребность в наличии большого запаса ресурсов требует их сбор, накопление, хранение и отслеживание обоснованности всех существующих трат. Как следствие, вынуждено появляется совершенно ненормальная, стремящаяся к Абсолюту централизация и бесконечный мелочный контроль на всех уровнях. Контроль бессмысленный и беспощадный. Контроль хорошо известный сегодня в заполнении и пересылке огромного количества таблиц, подробном описании процессов, их формализации, нескончаемых проверках огромного количества ведомств, необходимости согласования даже самых элементарных трат в центре, создании монстра в виде ФЗ-44, безудержного роста числа контролирующих и согласующих организаций и чиновничества…

Описанная ситуация порождает перманентный паралич в разных частях системы управления государством, который преодолевается в самых опасных местах посредством «ручного управления». Последнее, по определению, может быть только управление функционированием и не имеет никакого отношения к управлению развития.

В таком ракурсе вся проблема управления видится В. В. Путиным, как проблема управляемости, и даже более узко, как проблема контроля и регулирования. Иначе, управлять, с его точки зрения, это быть в состоянии быстрого и полного реагирования на вызовы, способные разрушить существующий status quo. Вызовы здесь переходят в род природных катаклизмов, вне зависимости от их реальных масштабов и значимости для государства и общества. В учёт берётся только степень их влияния на возможную утерю контроля над запасом ресурсов.

Поэтому авария на Саяно-Шушенской ГЭС 2009 года или пожары в Восточной Сибири 2019 года, события незначительные и неинтересные, а возможное прохождение во власть «нерукопожатой» политической силы, рассматривается как подрыв основ государственности. Поэтому на первые реакция слабая и по остаточному принципу, через «не хочу», а для купирования вторых бросают все силы, не чураясь почти никакими средствами.

В таких условиях планирование невозможно. Оно и не происходит. Заметьте, за все годы существования РФ, так и не было введено, настоящим образом, трёхлетнее бюджетирование, поскольку в нём нет необходимости. Да и как спрогнозировать на три года, когда после утверждения годового бюджета государства, от президента регулярно звучат поручения правительству предусмотреть какие-то новые существенные траты. Причём обычно эти траты не мотивированы срочной или жизненно важной необходимостью, а приурочивались к значительным политическим датам. Например к выборам, или требовались для имиджевой демонстрации заботы и внимания президента к отдельным слоям социума.

На практике бюджетирование сводится к двум действиям. Во-первых, к составлению примерного годового перечня расходов, который, под влиянием сиюминутных потребностей, корректируется потом. Во-вторых, огромного количества мероприятий по увеличению доходов бюджета с последующей обязательной их перекачкой в любые ликвидные активы, минимально связанные с экономикой РФ. В указанной парадигме, траты внутри государства, не связанные с сиюминутными интересами правящей группы, нерациональны.

Управление правящей группой бюджетом РФ напоминает процесс «создания сокровищ» — омертвения государственных финансов, без понимания для чего и когда они понадобятся. Что, собственно, подтвердило её поведение в период противодействия пандемии коронавируса. Они, ожидаемо, совершенно не готовы тратить деньги на поддержку граждан и экономики РФ, до последнего надеясь отделаться символическими подачками, переложив всю тяжесть пандемии на плечи рядовых граждан, малого и среднего бизнеса.

С этой точки зрения, назначение премьер министром РФ бывшего налоговика М. В. Мишустина, видится апофеозом парадигмы «накопления сокровищ» и абсолютизации контроля. Не развития и роста системы, а только сбора, накопления и контроля ресурсов. В принципе, в этом можно усмотреть одну из ипостасей типажа «эффективного менеджера», который характеризуется абсолютизацией одного из параметров, обычно связанного с финансами и полым отсутствием системного мышления.

Что, собственно, М. В. Мишустин и продемонстрировал на практике. Одним из первых его значимых самостоятельных деяний на посту премьера стало создание всеобщей базы данных на граждан РФ для учёта их доходов, расходов и межличностных связей в видах максимизации сбора налогов. И это в период, когда экономика страны уже 6 лет кряду стагнирует, а в 2020 году начала заваливаться в большой кризис, когда доходы населения семь лет подряд не растут. Сегодня они меньше, чем в 2013 году, и продолжают стремительно падать!

Вообще, функциональная управляемость государства и контроль над обществом, есть идея-фикс правящей в РФ группы. В их представлении, если собрать информацию обо всех, и учесть всё, то проблемы управления исчезнут сами по себе, поскольку не будет места стихии. А коль это так, то и кадры подбираются в соответствии с требованием лояльности. Кандидат на должность должен быть «свой», легко контролируемый, не обладающий излишней инициативой.

Но «скамейка запасных» из разряда «своих» по определению не может быть длинной. И обладать они должны специфическими качествами. Таких людей легко контролировать, ими легко управлять. Оттого В. В. Путин так неохотно меняет назначенцев: ведь их мало и они «особенные». Любого, тем более чужого, не поставишь. Критерии уровня знания, опыта, способности, здесь не учитываются совершенно. Это ненужные параметры отбора, поскольку на короткой дистанции, без наличия долгосрочных целей и масштабных государственных задач, невозможно оценить результаты их деятельности.

В условиях, когда главное поддерживать функционирование государственной машины без существенных эксцессов, единственным критерием становится способность быть своим не покидая установленных рамок. Поэтому происходит бесконечная перетасовка одних и тех же лиц в правительстве и губернаторском корпусе, при полном отсутствии связи этих перестановок с практическими результатами их деятельности.

Прекрасных образцов таких «своих», не справляющихся с прямыми обязанностями, дилетантов в вверенных им областях, но не заменимых, предостаточно. Оный список, конечно, возглавляет бывший премьер-министр, бывший президент, а ныне заместитель председателя Совета безопасности Д. А. Медведев. Далее идут председатель ЦБ РФ Э. С. Набиуллина, бывший и ныне действующий министры финансов А. Л. Кудрин и А. Г. Силуанов, заместитель председателя правительства по социальным вопросам Т. А. Голикова, бывшая и ныне действующий министры сельского хозяйства Е. Б. Скрынник и Д. Н. Патрушев, бывшие министры экономического развития Г. О. Греф и М. С. Орешкин, руководитель российской науки — ФАНО, а сегодня министр науки и высшего образования РФ М. М. Катюков, бывший министр обороны А. Э. Сердюков, пресс-секретарь президента Д. О. Песков… «Имя им — легион».

Указанный подход прекрасно иллюстрируют слова В. В. Путина, из его интервью ТАСС (2020 год), где отвечая на вопрос об ответственности правительства за длительное падение реальных располагаемых доходов населения он сказал: «Есть и объективные обстоятельства, понимаете. Ну что можно сказать про персональную ответственность, если снизились цены на нефть на мировом рынке?».

Действительно, что можно сказать, кроме того, что поскольку В. В. Путин лично формировал или участвовал непосредственным образом в формировании правительства на протяжении 20 лет, то таким заявлением он снимает с себя всякую ответственность за итоговые результаты своей деятельности. Это и не удивительно для человека, хотя и гениального, но не понимающего необходимость идеологии, стратегии и планирования. Для человека так и не сумевшего сформировать для себя образ страны которой он 20 лет руководит.

В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»

Источник фото: Газета Протестант


Назад к списку
Поделиться
Следующая запись
Who is Мr. Putin? Mr. Putin is… Глава 4