«Потому что с переменой священства необходимо быть перемене и закона».
Ап. Павел, к Евр.7:12

В Нагоном Карабахе смолкли пушки. Наступила тишина… Не помешал даже инцидент со сбитым над территорией Армении азербайджанскими ВС российским боевым вертолётом. Здесь можно только одобрить выдержку и спокойствие руководства РФ, не повёдшегося на столь кровавую и дешёвую провокацию. Выражу надежду на то, что её организаторы и исполнители, вне зависимости от уровня и гражданства (турки, азербайджанцы, сирийцы, армяне… без разницы), понесут наказание в соответствие с традициями «ответок» по таким эксцессам: «Два ока за око, пять зубов за каждый зуб». Официально будет вполне достаточно требовать тщательного расследования с обязательным участием представителей РФ.

Установившаяся же в Нагоном Карабахе тишина способствует размышлению и спокойному анализу. Попробуем подвести предварительные политические итоги закончившегося этапа настоящего конфликта.

Очевидные победители.

В первую очередь — это Турция и лично президент Реджеп Эрдоган. Турция не только являлась внутренней движущей силой перехода конфликта в горячую фазу, но своими решительными действиями обеспечила политическую, дипломатическую, военно-техническую, идейную, моральную поддержку Азербайджану, открыв тому путь к успеху. В результате Анкара получила себе надёжного союзника на Кавказе, с которым её связывает общий военно-политический успех.

Турция вошла в мягкое южное подбрюшье РФ на максимально комфортных для себя условиях и на максимально возможную на сегодня глубину. Несмотря на то, что внешне Турция не участвует в подписании перемирия, создание совместного российско-турецкого центра по урегулированию конфликта говорит о той роли, которую с этого момента играет страна в регионе.

Анкара ещё не хозяин Кавказа, но уже, безусловно, самый сильный здесь политический игрок. Думается, нужно ожидать в ближайшее время появления полноценных военных баз Турции в Азербайджане, в том числе и военно-морских. А РФ необходимо готовиться к росту напряжённости на территории Северного Кавказа. Эрдоган показал на деле, что умеет ставить сложные геополитические задачи и добиваться их решения.

Во вторую очередь победители — это Ильхам Алиев и Азербайджан. Алиев доказал себе и нации, что он является настоящим лидером. Он полностью расквитался военным образом за военное же поражение Азербайджана 20 летней давности. Если у Алиева хватит ума и политической дальнозоркости, то он сумеет, не подпадая под фатальную зависимость от Турции, вырастить Азербайджан до полноценной региональной державы, практически самостоятельно контролирующей Кавказ, со всеми вытекающими отсюда геополитическими последствиями. Впечатляющий результат для страны, имеющей историю самостоятельной государственности в тридцать лет.

Очевидны и проигравшие.

В первую очередь это РФ. Хотя нам и удалось внешне сохранить лицо, печальные последствия близорукой и невнятной политики правящей в РФ группы в отношении постсоветского пространства здесь, как в Молдавии, на Украине и в Белоруссии, снова налицо. Всем очевидно, хотя в экономическом и военном отношении ни одно из государств региона не может тягаться с РФ, во внешнеполитическом и идеологическом российская власть не представляет из себя серьёзного противника. Она спокойно, обычно даже не осознавая это, пускает на исторически российские геополитические пространства чужих, даёт им беспрепятственно играть и переигрывать себя, склонна к компромиссам вне зависимости от ситуации, предпочитает декларативные заявления самого общего характера реальным делам, не понимает связи политики и экономики, полагая, что последняя всегда играет определяющую роль.

Ситуация, когда внешне модератором процесса и ответственным за мир в Нагорном Карабахе выглядит РФ, очень выгодна Турции. Ведь на Россию и будут сыпаться все «шишки» неизбежных эксцессов, а Турция фактически соберет все «сливки». Более того, руководство РФ становится обязанным Анкаре, что та позволила сохранить лицо и поучаствовать в установлении мира, выступив в роли главного гаранта и посредника. Турция, со своей стороны, как союзник Азербайджана, конечно, обеспечивает лояльность и исполнение последним мирных договорённостей. Достигнуть этого не составляет труда, ибо Азербайджан добился практически максимума: вернул ранее потерянные национальные территории, притом благоразумно временно отказался от потенциально неспокойного региона, добровольно и снисходительно, понимая трудности противной стороны, предоставив поле для переговоров. Теперь за РФ обеспечение исполнения договорённостей со стороны Армении и Нагорного Карабаха. А сделать это будет очень непросто. И не только из-за естественного состояния «разрухи в головах» у проигравшей стороны. Но и из-за особенностей традиционно демонстративно-отстранённого отношения внешнеполитического блока РФ к внутренним делам иностранных государств.

В первую очередь из бывших республик СССР РФ относится к тем немногим сильным и значимым государствам, которые не просто декларируют, а действительно крайне неохотно, даже при риске огромных геополитических потерь для себя, последовательно придерживаются политики невмешательства во внутренние процессы других государств. Судя по ситуации в Белоруссии, после внешнеполитической катастрофы РФ на Украине, продолжает проводиться аналогичная политика невмешательства. В Армении внутриполитическая ситуация будет оставлена РФ на самотёк, т. е. отдана на откуп любому, кто имеет там свои политико-экономические интересы. Например, Турции.

Второй проигравший — Армения. И здесь армянам винить, кроме самих себя, некого. Гордыня и близорукость привели к «чаемому» итогу. По результатам проигранной войны, Армения с очень высокой вероятностью превратится в аналог Грузии. Политически нестабильное, занятое исключительно внутренними дрязгами, экономически незначительное и никому неинтересное политическое образование. Её самостоятельное региональное значение будет ничтожно и определено исключительно торгами вокруг российских военных баз без учёта мнения самих армян.

Единственный выход из исторического тупика, куда загнала себя Армения, видится в приходе к власти пророссийски настроенных политиков, которые поставят перед собой задачу национального возрождения, не зацикливаясь на постигшей сегодня государство военной неудаче. Надо укрепить дух нации, возродить экономику, поставить целью максимальную интеграцию Нагорного Карабаха в общее государство. А десятилетия мира и спокойствия, даже просто глоток искреннего сочувствия Армении может предоставить только Россия. Но здесь, как мы указали чуть выше, есть ещё проблема «равнодушия» со стороны правящей в РФ группы к судьбам бывших республик СССР.

Ничего не потеряно, пока есть цель и воля, никакая дорога не хороша, если не знаешь, куда и зачем идёшь…

В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»
Источник фото: сетевое издание «Блокнот»

Назад к списку
Поделиться