Об искусстве рисования «красных линий» на воде - Партия Дела
Присоединиться

«Благочестивые вожди сначала
У смертных были. Меру, чин и лад
Они блюли, когда, творя обряд,
Благословляли поле и орала…»
Г. Гессе «Игра в бисер»


Прошедший 2021 год в отношениях Запада и РФ был ознаменован интенсивно нарастающей предвоенной риторикой. Одни, Запад, по преимуществу нападая, постоянно рассуждали о якобы исторически присущей России агрессивности направленной во вне и необходимости её сдерживать для сохранения порядка, демократии и свободы в мире. Вторые, правящая в РФ группа, в основном обороняясь, говорила о несправедливости, о понесённых ею обидах, о постоянном обмане со стороны «партнёров». При этом громко заявляя о неких «красных линиях» в отношениях с НАТО и США, переходить которые она не позволит никому и никогда.

В декабре 2021 года МИД РФ опубликовал проекты двух договоров, в которых было описано виденье дальнейших взаимоотношений РФ с НАТО и США в мирной перспективе.

По инициативе РФ состоялся разговор президентов Дж. Байдена и В. В. Путина, где с одной стороны была явно высказана угроза усиления санкций в случае чего, а с другой угроза разрыва отношений, если санкции усилятся. А также прозвучало предупреждение, что РФ будет действовать относительно Украины так же, как действовали бы, по её мнению, США в подобной ситуации. Байден уверил, что США не планируют размещать ударные наступательные вооружения на территории Украины (А НАТО планирует?). Стороны подчеркнули, что ядерную войну начинать нельзя поскольку её нельзя выиграть. Вообще тезис крайне сомнительного содержания. Начало войны всегда останавливала не вероятность больших собственных потерь, а сомнение в возможности победить.

В январе 2022 года состоялись встречи российских дипломатов с представителями НАТО, ОБСЕ, Совета Европы и США.

И основной вопрос, который можно задать себе по прочтению документов предложенных Западным «партнёрам» МИД РФ и по предварительным итогам консультаций РФ-Запад: «А каких собственно результатов хотела добиться правящая в РФ группа опубликовав проекты договоров и активно педалируя консультации по ним с НАТО и США?»

Ответы, данные МИД РФ и президентом В. В. Путиным, состоят в том, что это есть честные предложения западным «партнёрам» направленные на преодоление очень больших разногласий, вызванных, в первую очередь, недоразумениями возникшими вследствие не совсем честной позицией Запада по отношению к РФ. Мы, мол, вам всегда верили, но теперь видим, что зря так поступали. Вы нас всегда обманывали. Потому простые ваши обещания теперь нас не удовлетворят. Сегодня не слова, а только «штамп в паспорте» имеет значение.

Наверное, вполне можно предположить, что именно такова и была цель со стороны правящей в РФ группы.
Но таковой ответ не может удовлетворить вдумчивого политического наблюдателя. Ведь, кажется очевидным, что предпринятые МИД РФ и президентом РФ шаги не способствуют даже в малой степени достижению озвученных целей.

Вот, например, сама правящая в РФ группа в отношении своих внутренних политических противников действует не более честно, чем США в отношении РФ. Отчего же она полагает, что «конкретные пацаны» с Запада должны быть честны с РФ? С какого перепугу? Политика это разговор сильных. И в политике слушают, не говоря уже о прислушиваются только к сильным.

Но если это так, если, правда, такова настоящая искренняя и действительная цель данных предложений и именно таким способом всерьёз предполагалось достичь оговоренного результата, то мы, как граждане РФ, находимся в большой опасности, ибо международная политика РФ, в таком случае, в руках людей пребывающих в плену очень опасных иллюзий. Не сказать большего…


Начнём с малого.

Любой договор, тем более, как говорят в МИД РФ, «юридический обязывающий», хотя что это такое в международных делах никто не знает, но ни суть важно. Так вот, любой договор предполагает достижение каждой из подписывающих его сторон некоторых своих целей. Это справедливо и относительно договоров предложенных МИД РФ. Их подписание должно способствовать достижению как целей правящей в РФ группы, так соответствующих целей США и НАТО. И только в этом случае, наличия возможности в достижении собственных целей каждой из сторон, можно серьёзно рассуждать о договоре.
Ну, а каковы же сегодня цели США, в рассматриваемом нами ракурсе?
Поставим вопрос даже проще. Каковы цели антироссийской военной истерии, особенно интенсивно разворачивающейся на Западе в последние годы? Ведь предложения заключить вышеуказанные договора и есть реакция на неё со стороны правящей в РФ группы.
В 21-ом веке всё явственнее выделяется тенденция утери США статуса мирового гегемона, а западной цивилизации в целом своего политического и идейного лидерства. На первые роли уверенно выходит Юго-Восточная Азия, которая вполне оправилась от искусственно созданного финансового кризиса 1997–1998 годов. Во главе этого процесса стоит Китай. За утерей Западом лидерства, неизбежно начнут сжиматься зоны влияния и зоны получения сверхдоходов огромного числа групп, благополучие которых зиждется на указанном идейном, политическом, экономическом, культурном и военном доминировании. Уже сегодня Китай способен оказывать жёсткую конкуренцию Западу по всему восточному полушарию и начинает проникать на «задний двор» США — страны Латинской Америки.

Для удержания за собой первенства, хотя бы в перспектива 21-го века, США необходимо: во-первых, ослабить основных противников и, во-вторых, для этого требуются дополнительные ресурсы.

В последние десятилетия США получают ресурсы грабя ЕС, через создание там постоянной политической, экономической и социальной нестабильности. Деньги, выводимые из РФ, ещё один из их источников. США опять обратили внимание на Латинскую Америку, которой отводится роль запасного плацдарма, куда они уйдут, если не получиться завалить КНР. В этом случае мир, в планах США, будет поделён на пространство США — западное полушарие и пространство КНР — ЮВА, а также ничейные земли Африки и Европы. При этом США постараются полностью зачистить Латинскую Америку от неамериканских сил. Тогда как, восточное полушарие, несмотря на сильный Китай, будет иметь ещё несколько центров силы. Это Индия, мусульманские государства, возможно протурецкий Туран и американские анклавы в виде Японии, Австралии, Новой Зеландии. Такой расклад, хоть и не обеспечивает абсолютного доминирования США, но, тем не менее, даёт им крепкую опору в среднесрочной перспективе.

Однако, в любом случае, ослабление КНР является сегодня приоритетной задачей правящей в США группы.

Какова же тут роль РФ?

Идеологически и экономически РФ не представляет собой для США противника. У правящей в РФ группы нет иного видения будущего, кроме как влиться в «коллектив» «западных партнёров», которое она, после распада СССР, реализует вот уже тридцать лет. И всё было бы ничего, если бы не два смущающих США фактора.

Во-первых, исторически и географически РФ, как преемник Российской империи и СССР, всё ещё представляет собой значительную и относительно независимую силу. РФ, пока она остаётся некоторым цельным образованием до и за Уралом, имеет выходы к Чёрному морю, Балтике, Северному Ледовитому и Тихому океанам, обречена быть значимым в мире политическим актором. Кем она и оставалась, вопреки близорукой и антигосударственной внешней политике проводимой правящей в РФ группой всю короткую историю современной РФ. А если сюда приплюсовать ядерное оружие и право вето в ООН, то такой странный, потенциально самостоятельный политический игрок совершенно не нужен США в столь важном регионе.

Во-вторых, правящая в РФ группа, хоть искренне и желает влиться в верхние слои правящей группы Запада, но не согласна на роль аналогичную роли латиноамериканских олигархов и политиков. Не имея опыта колониального подчинения и будучи, какой ни есть, но наследницей имперского образа мышления, она хочет рулить миром на равных, притом вполне осознанно пытается ограничивать влияние иностранцев на территории которую она полагает своей — в РФ.

Кроме того, гранича с КНР, имея с ним вполне добрососедские отношения и при отсутствии сегодня значимых противоречий, вкупе с предыдущим, РФ объективно оказывается единственным фактором стабилизирующим Азию вообще и КНР, в частности. Одним своим присутствием как единое политическое целое РФ предаёт устойчивость всему Евразийскому континенту, включая и Северную Африку.

Таким образом, РФ, в её нынешнем виде, представляет для США очень серьёзную проблему в перспективе сохранения его доминирования в мире. Следовательно, вообще любое ослабление РФ, не говоря уже о распаде, крайне положительно скажется на увеличении вероятности сохранения за США передовых политических позиций. Поэтому вся их политика в отношении к РФ будет направлена только и исключительно к одному.

Цель и перспектива военной истерии на Западе: ослабление и дестабилизация РФ, за чем автоматически последует новая дестабилизация всего постсоветского пространства, значительной части Азиатского континента, Европы и Севера Африки. Всё это сильно ослабит КНР заставив того забыть, по крайней мере на время о мировой экспансии, а сосредоточиться на наведении порядка по своим границам. Эти негативные процессы в РФ, и следующая за ними международная дестабилизация отрицательно скажется и на Иране, с высокой вероятностью обострятся конфликты Индии с Пакистаном и КНР, каковые неминуемо толкнут её в объятья США. Ещё сильнее ослабнет Европа, что будет способствовать бегству оттуда капиталов и людей. На фоне всё расширяющегося пространства хаоса США будут выглядеть островком стабильности и единственным гарантом установления спокойствия в мире. Со всеми вытекающими для них бонусами.


И вот, в ситуации преднамеренно нагнетаемого напряжения, правящая группа РФ, в лице МИД РФ, предлагает США и НАТО заключить договора о взаимном уважении. Более того, РФ требует от «партнёров» обеспечить не только непринятие в НАТО Украины и Грузии, но возврата альянса к состоянию 1997 году. Что означает его уход из Прибалтики, Польши, Чехии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Словакии и Словении. Кроме того РФ настаивает на юридически обязывающих договорённостях взаимной безопасности.

Вообще вся ситуация внешне несколько схожа с той, что складывалась в Европе накануне Второй мировой войны, когда СССР взывал к разуму Запада, пытался организовать некоторую коалицию против агрессивных действий фашисткой Германии. Конечно Украина совсем не Германия 1939 года, но и цели у США и Великобритании сегодня иные. Вот методы близкие. Создание образа врага человечества из РФ и науськать на конфликт не очень умного, но пассионарного соседа. При том, ведя переговоры с обеими сторонами о необходимости мирного разрешения проблемы, которого конечно нет и не может быть, ибо агрессор, например РФ, агрессивен по определению.

Похоже, что в политическом истеблишменте РФ наконец-то происходит некоторое просветление ума и там начинают серьёзно подозревать, что политика есть самостоятельная область деятельности, а не просто придаток экономики. Что некоторые политические вопросы не могут быть решены, как им представлялось всю постсоветскую эпоху, одним лишь бухгалтерским расчётом гипотетических прибыли и убытка от политических решений. И возможно в правящей в РФ группе появились люди до которых начало доходить, что Фукуяма, со своим концом истории, обожался по полной. Что идеологическая и политическая войны не исчезли вместе с СССР. А вслед за ними и настоящая горячая война не канула в Лету, а уже серьёзно стоит у границ РФ. И это частичное прозрение вылилось в странное предложение к Западу пописать договора, в надежде хоть как-то тормознуть каток приближающейся войны. Войны которую правящая в РФ группа боится потому как не понимает целей и с ужасом ожидает от нею для себя одни лишь сплошные убытки. Она морально не готова сражаться до конца, ибо как истовый буржуа, в душе труслива.

И здесь вроде всё ясно, хотя и странно. Да мы хотим договориться, подписать что-то «юридически обязывающее», но вот В. В. Путин, на коллегии МО РФ верно указывает: «Нам нужны долгосрочные, юридически обязывающие гарантии. Мы с вами хорошо знаем, и этому-то нельзя верить, никаким юридическим гарантиям, потому что Соединённые Штаты легко выходят из всех международных договоров, которые им по той или иной причине становятся неинтересными. Объясняют чем-то или вообще ничем не объясняют, как это было с договорами по противоракетной обороне, по открытому небу, нет, и все. Ну хоть это, хоть что-то, хоть юридически обязывающие договорённости должны быть, а не устные заверения, цену таким устным заверениям, словам и обещаниям мы хорошо знаем.» И не ясно из слов президента для чего собственно РФ нужны гарантии, если заранее известно, что те ничего не гарантируют? Это такая странная и сложная игра в «бисер»?

Тем не менее, зачем правящей в РФ группе договора понять можно. Их подписание с согласием на возврат НАТО к границам 1997, да хоть 2004 года, да хоть обещание не принимать в НАТО Украину и Грузию, безусловно, не только окончательно легитимирует право правящей группы на владение РФ, но и поднимет её авторитет в международных делах на небывалую высоту. Хотя, мне кажется, так глубоко авторы предложения не мыслили.

Но это только одна договаривающаяся сторона. А другая?
Для чего подписывать предложенные РФ документы США и НАТО? Что они получат взамен? Зачем НАТО ослаблять себя и свою позицию в отношении РФ уходя из Прибалтики и Польши? Зачем США уходить с Украины? В чём их положение в мире улучшится, пойди они на условия РФ, даже согласись хоть с частью требований?

Думаю ответ очевиден: ни у США, ни у НАТО, даже будь она независимой организацией, подписывать предложенные МИД РФ документы нет никакого интереса. Они как наступали на интересы РФ, так и продолжают наступать, поскольку не просто чувствуют, а знают, что политической воли у правящей в РФ группы для настоящей войны не хватит. Они знают что у РФ, как государства, нет собственных интересов, отличных от чисто меркантильных интересов высшей бюрократии и олигархии. А что идеологически, что финансово и те и другие уже давно их. Значит «красные линии» РФ это буквы на воде, которые исчезают в процессе их написания.

Но если это так, и надежд на подписание договоров не было изначально, то возникает другой закономерный и актуальный вопрос: «Зачем, в таком случае была предпринята сия попытка договориться? Да ещё в таком виде»

Ведь не скажешь, что дипломатия РФ это дипломатия Украины? МИД РФ это организация серьёзная и с огромным опытом сложнейших переговоров в самых неблагоприятных условиях, имеющая настоящую и отменную школу. Дипломатия РФ наследница дипломатии Горчакова, Игнатьева и СССР, начиная от Рапалльского договора. Зачем же тогда она выпустила сии документы?

Казалось бы, вот министр иностранных дел РФ Лавров, выступая в ОБСЕ в декабре 2021 года сказал: «Пришло время трансформировать правильные слова в долгосрочные юридически обязывающие гарантии безопасности. Это императивное условие предотвращения скатывания к конфронтационному сценарию.» Только почему МИД РФ решил, что конфронтационный сценарий это для США и НАТО плохо? Для РФ да, плохо. Но судя по делам последних 10 лет, конфронтация, рост напряжённости в мире и есть императивное условие выживание США, в понимании правящей группы США. И Лавров этого не понимает? Наверное, понимает. Тогда зачем произносит пустые слова?

Говорили официальные лица РФ и чуть ли не об ультиматуме США. Об обязательном очень мощном последующем ответе РФ, ежели США не примут предложенные условия. Правда что это за ответ официально так и не было сформулировано. Неужели в МИД РФ не в курсе, что выдвигая ультиматум и жёсткие требования должно быть готовым применить самые крутые меры в случае отказа второй стороны. В противном случае, если «партнёры» не поведутся, к словам МИД РФ больше уже и не будут прислушиваться. Кому интересны сотрясатели воздуха?

Может это всё был такой блеф?

Блеф РФ в отношении США и НАТО? Блеф с политическими акторами, что сами мастера блефовать. С теми, кто развёл Горбачёва и всю политическую верхушку СССР, так, что те сдали великую державу «за не понюшку табаку»? Блеф с теми, что, по признанию президента Путина, не единожды обманывали саму правящую в РФ группу? Блефовать против политического истеблишмента США, хорошо знающего подноготную правящей в РФ группы и практически держащего её «за вымя»… Это был бы не очень умный поступок.

Возможно, правящая в РФ группа поняв, в каком безвыходном и плачевном геополитическом положении она оказалась в результате собственной деятельности, в отчаянии ищет, если не выхода, то оправдания? Мол, вон как мы до последнего боремся за Россию! А рукотворная катастрофа во внешней политики РФ, венцом которой является контролируемая США антироссийская готовая к самоубийству Украина, это не то, это другое?

Ну, собственно иной причины для столь странного дипломатического демарша и придумать, наверное, нельзя. Не предполагать же политическую наивность и незрелость у людей, отвечающих за внешнюю политику в РФ?

В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»