Государственно-частное партнёрство в Астраханском регионе – это отправная точка экономического роста - Партия Дела
Присоединиться

Главным преимуществом механизмов государственно-частного партнёрства является возможность получить общественно значимый инфраструктурный объект до того, как у государства появится возможность запланировать и выделить средства из бюджета. Ресурсы региона ограничены, а такая форма взаимодействия позволяет вовлекать внебюджетные и федеральные средства в долгосрочные инвестиционные проекты. В результате мы получаем социальную инфраструктуру, а инвесторы – гарантии реализации услуг и механизм нивелирования рисков.

Основной плюс такого партнёрства состоит в том, что результаты может увидеть и ощутить на себе каждый житель в достаточно короткий срок. Мы ежедневно пользуемся услугами в сфере транспорта, здравоохранения, образования, спорта, культуры и других областях. Качество инфраструктуры и городской среды очень сильно влияет на нашу жизнь, настроение и удовлетворённость жизнью, поэтому постоянное обновление старых и создание новых объектов – залог успешного развития экономики региона.

Специфика государственно-частного партнёрства позволяет государству получить готовый объект при минимальных затратах. При этом благодаря инструментам ГЧП возможно использовать компетенции и опыт частной стороны. К тому же, проект предполагает эксплуатацию инвестором инфраструктурного объекта и оказание им соответствующих услуг населению с применением современных методов и технологий, что зачастую менее эффективно получается у государства. Инвестор, ориентированный на прибыль, вкладывает свои средства в проект, при этом повышается качество работ и особое значение придаётся механизмам эксплуатации, что является ключевым для успешного долгосрочного использования вводимых объектов.

Мер государственной поддержки и инструментов финансирования, предоставляемых институтами развития и банками, на сегодняшний день достаточно много, характеристики и механизмы могут отличаться в зависимости от отрасли. Самые популярные – это инфраструктурные облигации ДОМ.РФ и льготное финансирование ВЭБ.РФ, которые могут широко использоваться в различных отраслях. Таких, как здравоохранение, промышленность, транспортная инфраструктура и другие. Займы выдаёт также Фонд развития территорий, существуют межбюджетные субсидии в рамках программ федерального софинансирования проектов ГЧП. Для понимания, только в портфеле Сбербанка более 200 региональных и муниципальных концессий в различных сферах с общим бюджетом более 150 млрд руб. Сохранение федеральной поддержки является колоссальным драйвером для дальнейшего развития рынка ГЧП в России.

Астраханская область обладает очень большим потенциалом для государственно-частного партнёрства в части туризма, водного транспорта, дорожной инфраструктуры, объектов культурного наследия, благоустройства парков, объектов ЖКХ, в сфере ИТ. На данный момент у нас небольшое количество концессий, но, анализируя опыт Татарстана, которому удалось подняться с 67 на 6 место, подписав более 100 различных концессий на сумму более 85 млрд руб. есть понимание, что наш регион может получить быстрый результат. Интерес со стороны частных партнёров высок, необходимо создавать рабочие механизмы органам исполнительной власти области для удобного взаимодействия. Очень важным является создание точек притяжения в регионе для развития территорий и снятия общей депрессивности. Старение населения региона и отток молодёжи является ключевой проблемой. Проекты, запущенные с помощью государственно-частного, позволяют развить и обновлять инфраструктуру, сделать комфортной городскую среду, построить новые предприятия и объекты социальной инфраструктуры, кампусы, повысить привлекательность региона для молодёжи. Очень важным является замотивировать молодёжь оставаться жить и работать в регионе, предоставить перспективу и возможности тем, кто уехал, чтобы они вернулись, создать условия для специалистов из других регионов. Новые рабочие места, современные технологии, возможности роста и развития здесь, в Астрахани. Не могут же все жить в Москве. Как только люди увидят возможности, их убеждать не понадобится. Нужны действительные сдвиги, которые будут понятны без особого пиара, а это системная целенаправленная работа, в которой необходимы единомышленники.

Государственно-частное партнёрство проделало уже достаточно большой путь, есть отработанное законодательство, успешные практики. Национальным Центром ГЧП при ВЭБ.РФ уже разработано цифровое решение для работы с инфраструктурными проектам – платформа «Росинфа». По сути, это единая цифровая среда для подготовки проектов и привлечения бюджетного и внебюджетного финансирования, благодаря которой удаётся синхронизировать работу между всеми участниками процесса и существенно сократить сроки подготовки конкретных проектов. Также регион получает возможность размещать свои инвестиционные предложения для поиска частных партнёров, получать экспертную оценку этих предложений и помощь в формировании пакета документов. Инвесторы и банковские организации в свою очередь могут найти интересные для них предложения.

Уделяем особое внимание кадровой политике в регионе, используя различные механизмы, например, наставничества — передачу опыта студентам профильных строительных ВУЗов с перспективой трудоустройства в регионе на ведущих предприятиях. Сейчас совместно с Астраханским архитектурно-строительным университетом прорабатываем возможность создания в регионе строительного кластера в рамках федеральной программы «Профессионалитет в строительстве», который охватывает гражданское, промышленное и дорожное строительство.

На данный момент я вижу, что регионы — лидеры в сфере ГЧП являются более прогрессивными с более комфортными условиями проживания, чем те, которые этими механизмами развития пренебрегают. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Москва, Новосибирская, Нижегородская, Ленинградская, Самарская, Свердловская, Воронежская и Московская области яркие тому примеры. Если применить лучшие отработанные практики, можно улучшить качество жизни в Астраханской области, решить наконец острые проблемы и создать точки притяжения, которые будут радовать, как астраханцев, так и гостей города.

Наличие или отсутствие проектов государственно-частного зависит от нескольких факторов, главными из которых являются нехватка бюджетных средств, незаинтересованность регионального Правительства и отсутствие необходимых компетенций у органов власти. Для развития государственно-частного партнёрства в бюджете должны быть предусмотрены средства на создание должных условий для начала формирования благоприятных перемен.

Государственно-частное партнёрство рассчитано на более длительное взаимодействие, а торги по 44-ФЗ нацелены, в первую очередь, на удешевление проекта, а соответственно снижению качества и невозможности применения современных технологий, а порой ведёт к срыву срока по причине нехватки средств и необходимостью увеличения цены контракта. Механизм тендерной процедуры понятен, сроки закупки согласно закону, предполагают высокие расходы, пока ведётся стройка, процессы реализации протекают не так быстро, как в коммерческих стройках. Те регионы, которые продумывают долгосрочную стратегию развития, больше ориентированы на государственно-частное партнёрство. Проработка ГЧП-проекта требует больше компетенций и времени, чем торги в рамках 44-ФЗ. Свободные деньги можно направить на другие нужды региона. ГЧП выгодно для государства, т.к. позволяет привлечь частные средства, чётко распределить риски, оптимизировать расходы, получить доступ к качественной инфраструктуре. Инвестор заинтересован быстрее завершить строительные работы, соблюдая все стандарты, и нести всю ответственность за эксплуатацию и развитие проекта. Достаточно часто инвесторы выполняют операторскую функцию, разбираются в профиле оказываемых услуг и стремятся к их высокому качеству. Надо учитывать, что рынок ГЧП строго регулируется и направлен на добросовестных инвесторов, готовых к долгосрочному сотрудничеству.

Анализируя опыт других субъектов РФ, хочу отменить, что для развития экономики региона — это эффективный инструмент для создания и обновления инфраструктуры. Многие сферы, такие как транспорт, образование, здравоохранение, ИТ, туризм, ЖКХ в России активно развиваются благодаря ГЧП. Очень важно, что государственно-частное даёт возможность получить объект передового уровня, так как классические концессионные соглашения предусматривают не только обязательства по созданию инфраструктурного объекта, но и по его дальнейшей эксплуатации. Государство имеет возможность привлечь наиболее технологически развитых исполнителей по проекту и более инновационный подход при реализации. Поэтому у инвестора возникает дополнительная мотивация при строительстве качественного объекта с использованием передовых технологий. При этом инвестор получает гарантии возврата инвестиций, доступ к рынкам производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, гарантированный спрос для частной стороны. Также в нашей стране действует ряд федеральных мер поддержки инфраструктурных проектов, к которым можно получить доступ только инициаторам ГЧП-проектов. К примеру, программа «Бизнес-спринт» Минспорта России. По данной программе только за 2023 год получили поддержку 24 проекта, социальный эффект от реализации которых превысит 20 млрд рублей, включая налоги, различные отчисления, новые рабочие места.

Следует отметить, что лучшие на сегодняшний день автомобильные дороги в России появились именно благодаря механизмам ГЧП. Например, строительство участков трассы М-11 «Нева» или западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге. Также хотелось бы привести пример проекта в сфере культуры, в Краснодаре подписали концессионное соглашение по реконструкции кинотеатра «Аврора» между Сергеем Галицким и администрацией города. На реконструкцию этого архитектурного памятника планируют направить 2,8 млрд. рублей.

При ведении правильной региональной политики в части законодательства ГЧП и повышении инвестиционной привлекательности территории области, такой подход может способствовать возникновению в регионе крупных знаковых проектов, имеющих положительные социально-экономические внешние эффекты для населения при минимизации государственных затрат. То, что государственно-частное партнёрство является отправной точкой экономического роста и в принципе драйвером положительных сдвигов для населения и экономики региона – это бесспорно.