В последние годы некоторые российские СМИ полюбили заголовки типа «Местного самоуправления больше нет!». При всей своей экспрессивности они, к сожалению, близко к истине отражают общее ощущение как муниципальных депутатов (а я работаю в МСУ уже 20 лет), так и простых граждан страны.

Да, стоит честно признать: местное самоуправление в России так и не стало той самой основой публичной власти, которой доверяют, которая не лишена поддержки большинства населения. А если нет народного уважения и поддержки, то депутаты не могут эффективно отстаивать право муниципалитета на достойную жизнь.

Я знаю это по ситуации в своем родном Саратове, где представительная власть города называется так по большей мере номинально. А, на самом деле, депутаты, внесенные в партийные избирательные списки по непонятным до конца критериям, до последнего времени мало кого в реальности представляли. И интересы отстаивали в основном только свои личные.

Между тем я согласен с теми умными людьми, которые говорят: настоящее, эффективное местное самоуправление — это непростая борьба. Она сложная и утомительная. Она местами рискованная. По личному опыту я знаю, что за финансирование необходимых городу дел в системе ЖКХ, в благоустройстве, ремонте и строительстве, в медицине и культуре надо упорно бороться. Иначе городская разруха окончательно нас одолеет.

Как депутат, я давно стараюсь всеми силами добиваться изменений в межбюджетных отношениях. Таких изменений, чтобы распределение собранных налогов между центром и муниципалитетом было в пропорции хотя бы 50 на 50%. В противном случае, как мы видим сегодня, отсутствие денег на развитие в городской, в любой муниципальной казне ведет к деградации. Ведет к экономической депрессии, к сворачиванию бизнеса, безработице и росту социального и политического недовольства людей (что мы, кстати, и наблюдаем в последнее время). Когда бюджет Саратова на текущий год составляет от силы половину от необходимого — то что ждать горожанам, кроме длящейся десятилетиями разрухи по всем направлениям?

Развитие МСУ сильно тормозит острая нехватка честных, не коррумпированных и квалифицированных муниципальных служащих. Нам не хватает депутатов, способных разбираться в вопросах гражданского, бюджетного и налогового законодательства, способных защищать интересы своих избирателей в округах.

В стране действует в целом неплохой Федеральный закон от 06.10.2003 г.131-ФЗ, он работает в разных редакциях и с дополнениями. Закон называется «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». У этого правового акта государства изначально была и, кажется, еще остается благая цель: готовить, воспитывать активных граждан из простой массы населения. Цель — приучать граждан к самостоятельности в принятии решений по муниципальным проблемам, приучать людей к участию в реальном управлении.

Ведь ждать, когда «прилетит добрый дядя из Центра» и всем раздаст эскимо — глупо, вредно и опасно. Так мы в итоге станем ни на что не способными иждивенцами с развалившейся экономикой, «коммуналкой», культурой, здравоохранением и образованием.

Однако, местное самоуправление во многом, увы, дискредитировано своей низкой эффективностью, и я считаю, что МСУ должно сегодня снова доказать свою необходимость стране, россиянам. По своему депутатскому опыту сегодня я точно могу сказать: о декларируемой в Конституции и ФЗ-131 независимости местного самоуправления пока что приходится только мечтать. Пока же в реальности считается, что МСУ — это самый «невзрачный», бедный и почти бесправный третий уровень власти, который трется где-то в тени настоящей власти — федеральной и региональной.

Между тем в стране более 22 тысяч муниципальных образований. С 2009 года они имеют самостоятельные бюджеты вместо ранее существовавшей системы сметного финансирования. Но положение лучше не стало, поскольку это бюджеты не развития, а, скорее, скудного выживания. Разве на такой «успех» мы нацеливаем нашу страну в век серьезной мировой конкуренции?

В чем же причина того, что значительное число муниципальных образований России стали дотационными? И беда в том, что политика в отношении МСУ федеральными чиновниками и депутатами запрограммирована так, что это даже не дотации. Ведь дотации можно тратить на нужды, которые определяются самим муниципалитетом. Поэтому зачастую из Москвы в города и поселки идут не дотации, а чем-либо обусловленные субсидии, они составляют от одной до двух третей местных бюджетов. Эти субсидии есть такая хитрая штука, которая предопределяет долевое участие регионального и федерального бюджетов при любых расходах.

Какая уж тут самостоятельность — здесь приходится умолять и кланяться чиновникам региона и столицы, мол, подсобите денежкой… И вот здесь, на мой взгляд, зря проявляется излишняя мощь вертикали власти, которая именно на муниципальном уровне уничтожает многие полезные инициативы и начинания, особенно в предпринимательстве.

Что мы видим в МСУ сегодня повсеместно? Явный, чуть ли не специально создаваемый дисбаланс между ресурсами муниципалитета и обязательствами органов местного самоуправления.

А работать над повышением налогооблагаемой базы власти городов и поселков умеют или слабо или вообще не умеют, как я наблюдаю это в Саратове и области. Поэтому при сокращении доли отчислений от налогов в местный бюджет городу жить и развиваться особо не на что. Когда только за один прошлый год у нас в регионе «приказали долго жить» почти что 17 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса — то о какой налогооблагаемой базе можно мечтать? Да и крупные заводы Саратова гибнут один за другим. Тут только субсидии и спасают, но одновременно эти субсидии добивают остатки деловой инициативы в городе, остатки самостоятельности МСУ. Потому что по поговорке дают рыбу, а не удочку.

Такой вот печальный парадокс…

Данное положение вещей отбивает у людей вообще какую-либо мотивацию активно участвовать в самоуправлении. Царит исключительно потребительское отношение к работе МСУ по принципу «дайте, сделайте, вы нам должны». Инициатива снизу по улучшению городской среды, по повышению эффективности управления вообще отсутствует, как явление, и это очень тревожный звоночек для властей всех уровней. Апатия и безразличие — не лучший фон для подъема страны из кризиса.

Но, я надеюсь, что пока еще можно повернуть негативные процессы вспять. Местным властям, мэрским чиновникам, депутатам никто не мешает, для начала, более плотно общаться с людьми, выяснять путем встреч, приемов и опросов их реальные беды и потребности. Например, нужны ли им в районе велодорожки и новые светильники в скверах — или просто надо хотя бы асфальт положить на месте непролазной грязи?

Пусть жители сами решают такие вопросы — это основа работы МСУ! Но высокомерные чиновники сами привыкли решать, что людям (якобы!) надо. Поэтому часто на уровне МСУ реализуются глупые, вредные инициативы столоначальников и коррупционеров, а полезные дела вынуждены делать за свой счет или бизнес, или редкие меценаты.

Эффективные управленцы МСУ, прежде чем «махать шашкой», стараются выяснить у тех же местных предпринимателей круг существующих проблем, стараются обсудить способы их решения, определить и привлечь источники финансирования. И если работать именно так, то дальше будет то, что понятно даже школьнику: развитие предпринимательства, которое принесет в казну города больше налогов. А если в муниципалитете открыть для народа ясную и честную финансовую отчетность, то людям будет понятно, куда были направлены израсходованные бюджетные средства. Политику трат в МСУ можно будет корректировать и улучшать. Тогда и будет от местного самоуправления реальные толк и польза. Пока же об этом можно только мечтать.

Хотя, конечно, нельзя сказать, что всё стоит на месте.

Есть, к счастью, немало депутатов в России (и я в их числе), которые добиваются изменения системы, при которой чиновники привыкли перекладывать на органы местного самоуправления задачи государственного характера без передачи соответствующих финансовых средств.

А ещё у нас в регионе недавно принято изменение Устава областного центра. В Саратове при сокращении числа депутатов с 41 до 35 введена мажоритарная избирательная система. Теперь выборы осени-2021 пройдут у нас по одномандатным округам. Я считаю, что это станет несомненным плюсом для избирателей. Саратовцы увидят теперь личности кандидатов, а не списочный состав депутатов. Ведь в списках партий не разберешь — кто идет в гордуму и за что он борется: за наполнение своих карманов или за интересы избирателей.

Ведь раньше «списочные» депутаты, если вообще и работали, то в основном, в своей фракции, по партийной линии, а с людьми они толком не общались. Мне вообще кажется, что работа депутатом на общественных началах, без зарплаты, крайне неэффективна.

Возможно, есть смысл повысить ответственность депутатов тем, что посадить на оклад всю городскую думу. Когда у депутата имеется постоянное место работы, он будет обязан решать вопросы избирателей, а не отмахиваться от них, как сегодня. Поможет повысить ответственность в этом случае и контроль работодателя (то есть, избирателей), и Трудовой кодекс.

Конечно, это не решит всех накопившихся проблем на местах. Однако, нам необходимо за счет небольших, точечных, но грамотных и перспективных изменений в системе МСУ неуклонно двигаться вперед. И вот тогда, возможно, нам удастся реанимировать то лучшее, что изначально было заложено в идее развития местного самоуправления в России.

В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»
Источник фото: ИА «Бизнес-вектор»

Назад к списку
Поделиться
Следующая запись
Есть ли справедливость на Руси?