Есть ли справедливость на Руси?
Всемирный день социальной справедливости отмечается 20 февраля
И в этот день нельзя не задаться вопросом — а есть ли эта справедливость сегодня у нас в обществе? Есть ли она в мире и в России? Не забыли ли мы за многочисленными житейскими и деловыми хлопотами об этой базовой штуке, которая позволяет хоть как-то стабилизировать страны, народы и континенты?
Наверное, не случайно эта дата была провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН в 2009 году, когда свирепствовал очередной мировой экономический кризис, больно ударивший по России, кстати. К тому времени разделение человечества на 1% властных и супербогатых и 80% бедняков (с небольшой прослойкой среднего класса) достигло, пожалуй, апогея.
И это разделение — крайне опасное явление, горькие и трагические последствия которого многократно описаны в литературе и футуристическом кино. Ведь учеными доказано, что чувство справедливости природой заложено в человеке. Есть даже специально ответственные за это чувство участки головного мозга, тесно связанные с эмоциональной сферой человека. Чувство справедливости десятки тысяч лет формировалось на генетическом уровне в процессе племенного развития человека. И именно оно зачастую давало его обладателям преимущество в процессе естественного отбора, в войнах за выживание. И относиться к нему свысока, как к некому пережитку «романтических времен», сегодня крайне опасно и не дальновидно.
Статистика говорит нам, что примерно треть землян — более 2 миллиардов человек — живет в условиях конфликтов или нестабильности. Это значит, что их чувства справедливости, человеческого достоинства унижены, что неизбежно разжигает войны и конфликты — происходят ли они на экономической, политическое или религиозной почве. В происках справедливого отношения от государства наши предки совершили две революции 1917 года, февральскую и октябрьскую. Но вскоре глубокое разочарование постигло миллионы людей, вместо справедливости, равенства и братства, получивших репрессии, голод и каторжный труд.
Социалистическая идея социального равенства была дискредитирована и опорочена в глазах многих. Хотя именно эта идея поднимала народ на подвиги, на защиту Родины в 1941-м году.
… Но идут десятилетия, а мечта о хотя бы минимально приемлемой справедливости в социуме пока что не сбывается. Да, эта мечта несет положительные эмоции, да, к равным правам и возможностям стремится каждый нормальный и культурный человек. Но мировые экономические и политические порядки, к сожалению, всё дальше уводят нас от идеи социальной справедливости. Они углубляют пропасть между кучкой мировых миллиардеров и миллиардами обездоленных жителей планеты.
Всемирный банк оценил некоторые итоги кризисного 2020 года, когда из-за пандемии дополнительно более 115 миллионов человек в мире обнищали (вынуждены были жить не более, чем на 2 $ в день). В 2021 году предсказывается, что это число может вырасти до 150 миллионов. Хорошо ли чувствует себя так называемый «золотой миллиард» человечества, когда остальные 6 млрд сжимают кулаки и жаждут социальной справедливости? И как долго может длиться такая ситуация вопиющего мирового неравенства?
Но ладно мировые проблемы — не нам их сегодня решать. Нам бы в своем доме, как говорится, навести порядок…
Недавно, выступая в Давосе, наш глава государства заявил, что нищета в России сократилась: «…с 64 млн человек в 1999 году до порядка 5 млн в настоящее время. И мы считаем, что это тоже движение вперед в нашей стране ― в самом главном, кстати говоря, направлении».
Конечно, если считать людей с месячным доходом от 17 тысяч рублей «средним классом», то бедняков в статистике сильно поубавиться. А если взглянуть правде в глаза? Если верно оценить сложившуюся ситуацию, когда кучка богачей меряется длинной яхт, а миллионам россиян порой не хватает даже на еду?
Никто не отрицает наших достижений. Действительно, в 2000–2013 годах бедность в России медленно, но шла на убыль. Этому способствовал довольно быстрый экономический рост «нулевых» годов, увеличение пенсий, пособий вроде материнского капитала. Но в 2014 году начался очередной кризис, доходы массы россиян сократились за 6 лет в среднем на 10–12%, и переломить негативную тенденцию властям никак не удается.
Эксперты говорят, что сейчас в России социальной помощью в натуральном или денежном виде пользуется не менее 65% населения. Это хорошо, но как быть с тем, что от 16 до 20% бедных граждан страны социальными программами не пользуются вообще? Это и есть те 20 миллионов откровенных бедняков, для которых слова чиновников о «социальной помощи» и справедливости часто звучат издевательством. И долго ли они будут мириться с дворцовыми пиршествами кучки нуворишей?
Разумные экономисты, политики и социологи, в том числе и из нашей ПАРТИИ ДЕЛА, давно уже добиваются самых очевидных мер, призванных снизить социальную напряженность, помочь миллионам бедняков в стране.
Первое. В наших партийных Принципах стратегии экономического развития России до 2025 года предложено введение продовольственных карточек для наименее обеспеченных слоев населения. Это даст двойной эффект: с одной стороны, это поднимет спрос, вызовет серьезный рост потребления, что крайне необходимо нашей экономике с ее падающими оборотами. С другой стороны — будут нивелированы негативные социальные последствия от роста цен на продукты питания. А этот рост сегодня вызывает у населения страны острую тревогу, новости идут неутешительные. Так, на днях объявлено о грядущем повышении цен теперь уже, вслед за мукой, маслом и сахаром, на мясо и мясопродукты на 10–15%. И это при растущей безработице и падающих доходах людей!
Не приняв предложения о продовольственных карточках, мы продолжим жить всё в том же замкнутом круге. И выглядит он так: беднеющее население не может обеспечивать нужный экономике спрос на производимое продовольствие. Это продовольствие в виде самого примитивного сырья отправляется на экспорт, что в свою очередь повышает цены на внутреннем рынке и еще сильнее сжимает платежеспособный спрос. Так что, я уверен: поддержка продовольственными карточками бедных россиян — важнейшая и назревшая мера социальной справедливости в самое ближайшее время.
Второе. Я, как депутат с многолетним опытом общения с избирателями, считаю, что в стране необходимо внедрение программы минимального дохода. Это безусловные денежные выплаты нуждающимся, причем, дополнительные выплаты, вне формальных рамок традиционного пособия по безработице. Но это должны быть не просто «халявные деньги», плодящие иждивенцев. Должно быть и параллельное задействование инструментов мотивации к труду. Например, стимулирование человека менять или повышать свои профессиональные навыки. И пока безработный переучивается на востребованную профессию, безусловные ежемесячные выплаты должны обеспечивать прожиточный минимум каждому члену семьи.
Скажем, в Испании введена в пандемию программа минимального дохода, и ей воспользовались 5% наименее обеспеченного населения. Это восстанавливает в стране хоть какую-то социальную справедливость, показывает народу, что власть, по крайней мере, о ней думает.
Кстати, скажу, как экономист: известно, что государственные расходы по таким программам выплат бедным семьям имеют высокий мультипликативный эффект. И это отличная антикризисная мера для восстановления экономического роста, для перераспределения денег в сторону нуждающихся слоев населения.
Здесь, кстати, опять же, как экономист, вынужден заметить: с глубоко порочной отечественной системой распределения национального богатства надо что-то срочно делать, с диким расслоением людей надо заканчивать! Но пока что, к сожалению, масштабы перераспределения в России существенно ограничены неудачными законодательными мерами. В частности, плоской шкалой НДФЛ и регрессивными ставками страховых взносов. Вот и получается, что наша система налогов и социальных трансфертов куда менее эффективна с точки зрения перераспределения, чем в развитых странах. И значит, социальной справедливости у нас выходит поменьше…
Не хотелось бы, чтобы всё сказанное осталось только очередными благими пожеланиями. Ведь ситуация в мировой, в нашей российской экономике всё дальше оставляет желать лучшего. В 2021 году нас опять ждет, по прикидкам экспертов, очередное сокращение трудовых доходов в среднем на 5–8% для всех домохозяйств. И всё это идет на фоне роста цен и тарифов, потери почти 25% рабочих мест в наиболее пострадавших от пандемии секторах экономики.
…К сожалению, моя родная Саратовская область по многим показателям плетется в хвосте социального развития страны. Недавно мы узнали, что регион по росту цен на продукты занимает первое место среди всех субъектов РФ. Чиновники цинично объясняют это… ростом зарплат жителей! Какой рост? Кроме разорения почти 17 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, закрытия крупных предприятий и роста безработицы — иного роста в городе и области мы не наблюдаем. А долговая яма Саратовской области в полсотни миллиардов рублей прочно делает нас аутсайдерами, несмотря на все старания некоторых порядочных, эффективных депутатов и общественников исправить ситуацию.
Многие люди существуют на грани выживания, банкротов стало за год в полтора раза больше, закредитованность населения растет. И кредиты берутся не на развитие, а, увы, на выживание. А какой социальной справедливости здесь можно сегодня рассуждать? В городе и регионе нередки коррупционные скандалы, из-за чего идет кадровая чехарда министров или чиновников мэрии. Люди видят циничное и незаконное обогащение немногих «деятелей» при общем массовом обнищании. И копят в себе злость, раздражение, разочарование. Считаю, что в принципе недопустимо ни в Саратовской области, ни в целом по России такое отношение к базовому человеческому понятию социальной справедливости.
Это нарушает стабильность общества, рушит его механизмы развития, ведет к деградации и возможным, но никому не нужным социальным потрясениям.
В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»
Источник фото: РИА Новости