Поможем Президенту - Партия Дела
Присоединиться

Этот формат стратегического доклада и тактических установок уже многие годы позволяет руководителю страны обозначить приоритеты в развитии нашего общества и его экономики, а подчиненным позволяет понять — что от них ждут в «верхах».

Как правило, глава государства в своих выступлениях касается в той или иной мере традиционно наболевших проблем, которые в стране не решаются десятилетиями, если не говорить — веками.

Например, в Посланиях традиционно выражается озабоченность власти невысоким уровнем жизни, а проще говоря — бедностью большой части населения. Президент обязывает чиновников «обеспечить рост реальных доходов граждан, восстановить его и обеспечить дальнейший рост, добиться ощутимых изменений в борьбе с бедностью». В первую очередь, водятся все новые меры поддержки семей с детьми, и особенно — многодетных. И это, конечно, радует всех нас. Но раздачей ли денег лечить бедность? Или выгоднее дать голодному не рыбу, но удочку, дать возможность зарабатывать отцам и матерям семейств, развивать в России деловую активность?

Традиционно в Посланиях обещаются разные полезные меры, например, по подъёму уровня производительности труда, повышению доли замещения импортных товаров, при одновременном повышении качества товаров и услуг. Но по итогам работы чиновников нередко у всех нас, бизнесменов и общественников, возникает ощущение топтания на месте.

Мы знаем, что Президента волнуют последствия демографических ударов 40-х и 90-х годов прошлого века и более того — в прошлогоднем Послании он признал, что «ситуация в сфере демографии чрезвычайная». Еще бы — по многим подсчетам, в 2021-м году мы потеряли более 1 миллиона человек населения страны. Глава государства ссылался на пандемию, проблемы со здравоохранением, падение рождаемости, и это падение идет притом, что растет поддержка семей с детьми.

Но почему — зададимся мы вопросом — в большинстве российских семей, к сожалению, так и не появилось традиции рожать и растить множество детей, будущих граждан великой страны?

Мне думается, что в очередном Послании стоило бы дать ответ на этот крайне важный и жизненный вопрос, поговорить о самых болевых точках социально-экономической жизни России последних лет и десятилетий.

Например, о том, что рост уровня жизни, без которого небогатые семьи просто боятся заводить детей, невозможен без снижения цен и тарифов, которые к февралю—марту 2022-го года, кажется, достигли уже потолка платежеспособности населения. Этот рост уровня жизни народа невозможен без резкого снижения рисков ведения бизнеса в России. Эти риски высоки сегодня, как никогда, поэтому в нашей экономике так и не получается в нужной степени стимулировать инвестиционную активность. А без этого не создаются новые бизнесы и производства, не создаются рабочие места с достойными зарплатами.

«Рынок труда и реальные располагаемые доходы граждан обязательно будут восстановлены, и мы дальше пойдём» — обещал Владимир Путин в 2021-м году, рассказывая о проблемах из-за пандемии. Но только ли вирус нам мешает расти и развиваться? Или мешают сами принципы организации общества и экономических отношений, когда все льготы, преференции и привилегии отдаются за счет государственного бюджета крупным «игрокам», а малый и средний бизнес продолжают обирать с утроенной энергией через растущие налоги и тарифы, через штрафы и иные, явно внеэкономические ухищрения фискалов? Для всех думающих людей, для нас, активистов «Партии дела», ответ здесь очевиден: без честной и здоровой конкуренции во всех сферах жизни мы не построим эффективной экономики 21-го века и будем загнивать в стагнации, инфляции и безнадеге.

Думаю, что Президент, как и в прошлом году, заявит в Послании, что были направлены «беспрецедентные ресурсы на поддержку экономики, в том числе за счёт льготных кредитов на выплату зарплат»… Но зададимся вопросом: а не надо ли дополнительно сказать обществу — кому именно досталась львиная доля поддержки государства? Не мощным ли банкам и госкорпорациям, не завсегдатаям ли бюджетных «кормушек»?

Да, глава государства не зря гордился в прошлогоднем Послании, что мы «сохранили свыше пяти миллионов рабочих мест…бизнес проявил ответственность, стремился сделать всё, чтобы сохранить свои коллективы». Но, видимо, надо честно сказать и о том, а сколько миллионов рабочих мест было потеряно? Какова реальная безработица, особенно в провинции, как в моей Саратовской области, где порушены как крупные заводы и производства, так и тысячи мелких бизнесов?

Хорошо, что Правительству РФ была поставлена задача -восстановить рынок труда. Но можно ли ее выполнить, когда на местах муниципальная власть (сужу по нашей, саратовской) только и делает, что изобретает все новые поводы поднять тарифы, увеличить поборы с бизнеса? Можно ли восстановить и расширить рынок труда, когда, например, саратовская мэрия занята бездумным расширением города до размеров второго по площади в РФ. И это делается при том, что скоро работать в этом городе-монстре, состоящем уже преимущественно из полей и степей, окончательно будет некому — люди бегут от безработицы, не благоустроенности?

Будут ли думать чиновники и депутаты о развитии местной экономики, не говоря уж о масштабах страны?
Наверное, имеет смысл посоветовать скорректировать подходы к кадровой политике, особенно на региональном уровне.

Владимир Путин в Посланиях часто обещает, что «государство будет поощрять предпринимательскую инициативу, стимулировать частные инвестиции.
Он гордится тем, что с 30 до 15%, снизили страховые взносы для малого и среднего бизнеса. Да, это хорошая мера, но на фоне общего подхода к малому бизнесу, данная мера не сильно помогает. У нас не расширяют налогооблагаемую базу за счет создания производств и рабочих мест, а выжимают последние соки из того, что еще уцелело на поляне некрупного предпринимательства, что еще как-то дышит и шевелится.

Который год глава государства ждет и требует от Правительства РФ предложений по поддержке малого и среднего предпринимательства, включая меры налогового стимулирования, выдачу доступных кредитов, расширение сбыта продукции, в том числе за счёт закупок со стороны крупных госкомпаний. Но, то ли таковых предложений вовсе не поступает, то ли они неэффективны, то ли все хорошо, но исполнители на местах просто саботируют указания Москвы — а воз и ныне там.

В 2021-м году в Послании Федеральному собранию глава государства отмечал, что списаны в утиль многие архаичные нормы и требования в строительстве и в других областях: „Мы отказались от массы ненужных контрольных проверок, но нужно наращивать набранный темп, и результат в улучшении делового климата должен быть предметным, понятным, осязаемым. Например, построить завод под ключ в России должно быть быстрее, значительно выгоднее и проще, чем в других регионах мира, в том числе и в странах с развитой экономикой“.

Все это так. Но нередко возникает, на мой взгляд, та самая ситуация, которая описана поговоркой про увязший хвост при вытащенной голове. Отменяя одни избыточные и вредные нормы, отменяя одни проверки, чиновники тут же изобретают множество других под различными „благовидными“ предлогами. Мне кажется, надо заявить раз и навсегда о более строгих наказаниях за давление и создание невыносимых условий бизнесу для работы. И надо провести ряд показательных дел и процессов над наиболее рьяными „давильщиками и проверяльщиками“. Чтобы другим неповадно было.

Для нормального развития экономики, без вредного перекоса в сторону продажи сырья, надо, наконец, уже не на словах, а на деле существенно упростить условия для работы не сырьевых экспортёров.

Лично мне очень близки следующие слова из прошлогоднего Послания: » Талант предпринимателя — это в первую очередь талант созидателя, стремление менять жизнь к лучшему вокруг себя, создавать новые рабочие места. Такой настрой государство обязательно будет поддерживать».

Но прислушиваются ли к заявлениям лидера страны чиновники на местах, не отмахиваются ли они от них, как от «благодушных»? По своему опыту работы в Саратове, я могу сказать, что бизнесмен средней руки для чиновника средней руки (особенно из контролирующих структур) продолжает рассматриваться, как «законная добыча и жертва» — та самая жертва, которую под любым предлогом надо обчистить до нитки, и желательно еще и выжать досуха. Так что, я считаю, пора принять ряд строгих законодательных мер, которые будут введены против таких любителей не созидать, но отнимать.

Грамотные эксперты и экономисты давно уже говорят о назревшей в России налоговой реформе. Ее суть проста: увеличение налогов, связанных с экспортом природных ресурсов, при одновременном уменьшении налогов на обрабатывающую промышленность и ликвидация налогов на высокотехнологичное производство. Надо снизить налоговое бремя на импортозамещающее производство и производство экспортной продукции. Необходимо установление налоговых льгот и дотаций на обновление основных фондов предприятий.

Для рывка в экономике нам надо обеспечить снижение тарифов на энергоресурсы для внутренних потребителей.

Иначе, дальнейший рост цен и высокая инфляция нам, к сожалению, гарантированы. Но стране нужен другой рост. А именно — увеличение благосостояния большинства ее граждан, а не только кучки крупных воротил. И такой рост возможен только в том случае, когда повышение зарплат опережает повышение цен. Иначе мы не построим свободной и процветающей экономики, без которой невозможна достойная жизнь всех граждан великой страны.

Что из этих проблем путей их преодоления, отразится в грядущем Послании Президента РФ — как говорится, время вскоре покажет.

 

В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»