Безработица Россию не погубит
Сегодня всем нам нелегко
Для многих россиян ушло время относительно легких заработков, наступило время трудного добывания хлеба насущного. На фоне грандиозных исторических событий рынок труда в России начинает лихорадить.
Общая экономическая ситуация в стране пока оптимизма не добавляет. Если верить экспертам, то в усредненном варианте картина вырисовывается не слишком радужной.
Отток капитала из страны в этом году прогнозируется на уровне $200 млрд. Надо добавить сюда и тот прискорбный факт, что за рубежом «заморожены» накопления РФ на «черный день». Вот день настал – а накопления нас, увы, вряд ли теперь спасут. Нефть, говорят эксперты, нам придется продавать со скидкой примерно $20 за баррель, все объемы российского экспорта и импорта серьезно сократятся. Инфляция в этом году ожидается на уровне 20–23% , а ВВП страны и реальные доходы граждан упадут примерно на 7-10%.
Что и говорить, если даже глава государства признал, что нас ожидает инфляция и безработица. Сегодня на наших глазах реализуется, казалось бы, невозможная ситуация исчезновения или приостановки работы целого ряда отраслей вроде зарубежного туризма.
Лично я не верю паникерам, которые говорят, что к концу года уровень безработицы в России может вырасти сразу в два раза. Да, замороженные проекты, срыв поставок, резкие сокращения персонала будут у крупного сырьевого бизнеса, автомобильного бизнеса, у ряда импортёров и экспортёров. Но, скорее всего, это окажется только временными трудностями, как уже не раз бывало в нашей истории. И Россию безработица не задушит и не погубит.
Думаю, что в итоге всех наших общих усилий большая часть рынка труда будет переформатирована, этот рынок получит, наконец, серьезную помощь от правительства.
Так называемый «офисный планктон» должен быть сведен к минимуму, сейчас России поможет только наращивание реального производства. Поэтому неизбежно, в глобальном разрезе, нас ждет и усиление роли малого бизнеса, и активизация внутреннего кредитования, и развитие национальной цифровой валюты, возможно использование и криптовалют для поддержания экономики.
В общем – выживем, хотя всё будет очень непросто.
Большому количеству россиян неизбежно придется сменить профиль профессиональной деятельности. В правительстве страны это понимают, поэтому уже на первом этапе борьбы с санкциями выделили для поддержки занятости населения около 40 млрд рублей. Большая часть денег (более 25 миллиардов) пойдет на создание в регионах страны временных рабочих мест. Будем надеяться, что именно малому и среднему бизнесу достанется львиная доля этих денег, поскольку в кризисные времена, когда стопорятся крупные проекты и компании, именно этот сегмент рынка способен эффективно обеспечить и занятость, и поддержание экономики на плаву.
Мы, представители малого и среднего предпринимательства, активисты ПАРТИИ ДЕЛА, будем использовать все возможности, чтобы давать людям работу, создавать новые рабочие места там, где требуется импортозамещение. А оно нашей стране потребуется почти по всем направлениям производства. Мы будем пользоваться всеми открывшимися новыми возможностями. И кредитными каникулами, и льготным кредитованием, и всеми иными и многочисленными мерами правительственной поддержки.
Конечно, тяжелее всего придется провинциальным регионам. Оттуда еще до пандемии, до нынешнего кризиса, активная и целеустремленная образованная молодежь стремилась убежать. И убежать стремилась потому, что для многих из них не было работы — она отсутствовала и тогда, и еще больше проблем с работой будет сегодня. У молодых людей не было возможностей для роста, для карьеры – этого трудно добиться в условиях застоя и стагнации.
Да, формально в моей родной Саратовской области ситуация на рынке труда пока что особо не изменилась в худшую сторону. Но, возможно, она не изменилась потому, что, как говорится, «хуже уже некуда». Официальные лица рассказывают, мол, «численность безработных в регионе составляет около 9 тысяч человек, уровень регистрируемой безработицы – 0,7%, общей безработицы – 3,5%. Этот показатель характерен для допандемийного времени. Местный наш глава минтруда бодро рапортует, что «в регионе открыто 27 тысяч вакансий. Больше всего — на предприятиях обрабатывающего производства (19%), в сфере здравоохранения и соцуслуг (14%), государственного управления, в сферах образования и торговли». Но эти свободные вакансии зачастую «пылятся» годами, никого туда и калачом, как правило, не заманишь по причинам крайне низкой оплаты труда и плохих условий трудовой деятельности.
Люди хотят достойно оплачиваемой работы, а не полурабского существования на рабочих местах при нищенской оплате. Поэтому у нас в регионе, по моим личным оценкам, скрытая безработица существенно выше, чем официально декларируемая. И она, эта скрытая безработица, с лихвой бы закрыла все имеющиеся вакансии, если бы они не были такими малопривлекательными. Думаю, в соседних регионах ситуация на рынке труда выглядит приблизительно так же.
Эксперты сегодня говорят, что ситуация с безработицей у нас сегодня уникальная. Дело уже не только в заморозке предложения на рынке труда, но и в заморозке спроса.
Но мне кажется, что шоковое состояние, в какое попали, например, крупные ТЦ (торговые центры), откуда ушло множество иностранных арендаторов, продлится недолго. Так или иначе, нам придется искать пути, как эффективнее заместить выпадающие из экономического оборота товары и услуги.
И вот тогда на рынок труда с массовым наймом персонала выйдут новые отечественные компании. В гораздо более выгодных условиях окажутся те наши предприниматели, чьё развитие сдерживали международные конкуренты.
Со стороны власти следует ожидать организации оплачиваемых общественных работ, на первом этапе ими постараются охватить как минимум 300 тысяч россиян. Это проверенный практикой эффективный рецепт для борьбы с массовой безработицей, для помощи многим здоровым мужчинам и женщинам, работникам, зарегистрированным на бирже труда.
Что и говорить: в наших городах вроде Саратова давно пора сделать, наконец, качественные дороги, капитально отремонтировать водопроводы, чтобы люди не сидели месяцами летом без воды и не оплачивали через неоправданно растущие тарифы ЖКХ потери от аварий и прорывов. Это всё можно организовать, как общественные работы, решив тем самым и застарелые проблемы городских инфраструктур, и новую проблему растущей безработицы.
Сегодня уже известно, что на первом этапе помощи регионам РФ более 7 миллиардов рублей будет направлено на программы поддержки работников промышленных предприятий. Этим людям (более 125 тысяч человек) потребуется пройти профессиональное обучение или получить дополнительное образование. Ещё 6 миллиардов рублей получат некоммерческие структуры для проведения курсов переобучения. В правительстве надеются, что примерно 100 тысяч граждан получат востребованные на рынке труда навыки, а 75 тысяч смогут начать своё дело или получат работу в отрасли, связанной с крайне необходимым сегодня импортозамещением.
Обо всем этом пишут наши СМИ, и я уверен, что и в дальнейшем на эти цели наше правительство будет направлять еще больше средства. Ведь, по сути, другого выхода и нет. Если, как считают некоторые аналитики, с безработицей могут столкнуться дополнительно еще 10 % экономически активного населения России, то это будет от 5 до 7 миллионов человек, что, конечно, недопустимо много.
А ведь нашим людям есть, куда приложить свои умения и таланты. Я, например, надеюсь, что ответственные лица учитывают тот факт, что огромная потребность в рабочих руках сохраняется в нашем сельском хозяйстве. Значит, надо организовывать заманчивые программы переселения людей туда, где есть потенциально важные рабочие места, в те же села, где необходимо резко наращивать производство мяса, зерна, молока в преддверии анонсированного мирового продовольственного кризиса. Он ведь коснется и нас с вами!
Надо мотивировать безработных не просто идти на биржи труда, а самим попробовать создавать свои маленькие частные предприятия. Для этого разработаны и внедряются соответствующие программы помощи и поддержки со стороны государства.
Конечно, нас ждет увеличение числа так называемых «работающих бедных», когда человек вроде и получает зарплату и трудоустроен, но ему едва хватает средств на самое элементарное, чтобы просто выжить. Да, о прежнем, довольно высоком, небывалом в истории России качестве жизни многим из нас, боюсь, теперь придется только мечтать. Ну, или создавать его заново, своими руками, упорно, не боясь трудностей.
Если подходить с умом к решению проблем, связанных с безработицей, то вариантов действий вырисовывается немало, и некоторые я уже перечислил. Мне кажется, большое распространение на время кризиса получат так называемая неполная занятость (менее 40 часов в неделю), отпуска без сохранения зарплаты, простои. В период пандемии почти 13 % работников в стране были переведены на неполный рабочий день или неполную неделю, около 11% отправлены в вынужденные, как бы добровольные отпуска. Но это позволило не увольнять людей со всеми вытекающими отрицательными последствиями и для работников и для работодателей.
Да, неполная занятость — мера паллиативная, суррогатная и не решающая основную проблему зарабатывания денег для людей. Но как антикризисная, она вполне пока что сгодится, как мне представляется. Должна быть увеличена в объемах выплата пособий по безработице, пора, как в 2020-м году, повышать, и существенно, минимальный размер выплат. Нам надо вывести безработицу из «серой зоны» и увеличить число официально зарегистрированных безработных. Это позволит правильно оценить проблему, потребности рынка труда, отраслей экономики.
Конечно, людям в этот сложный период помогут дополнительные меры социальной поддержки. Необходимо провести серьезную индексацию размеров пособий, проводить единовременные выплаты отдельным категориям нуждающихся граждан. Возможно, придется, наконец, прибегнуть к давно обсуждаемым мерам по введению продовольственных карточек для самых нуждающихся.
И я согласен с экспертами, что нужно выплачивать прямые компенсации гражданам, которые перейдут на неполный рабочий режим. В условиях резкого роста цен на многие товары и услуги это позволит поддержать и самих людей, и покупательский спрос, чтобы наша торговля вообще не приказала долго жить.
Хорошо, что премьер-министр Михаил Мишустин объявил, о выделении 6,2 миллиардов рублей на программу субсидированных займов для бизнеса. И деньги должны пойти, в основном, на оплату труда. Но пока это выглядит, как капля в море. А ведь из таких капель, на мой взгляд, должен теперь пролиться на народ целый щедрый дождь.
Не поборов всплеск безработицы в самом начале долгих трудностей, которые нам предстоят, мы рискуем столкнуться с нарастающим валом людей без занятости, без средств к существованию. Каких социальных последствий ждать от такого положения вещей – нам всем слишком хорошо известно. Безработица не должна погубить Россию!
В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»