Что делать с подрядчиками, и не хватит ли нам «варягов» в Саратове?
В наступившем году саратовцы ожидают, что хоть какая-то из накопившихся в городе острых строительных проблем и проблем реконструкции будет решена. Пожалуй, я бы выделил исчезновение ряда трамвайных маршрутов, связанное с проектом так называемого «скоростного трамвая». Город по-прежнему задыхается в пробках, усугубленных ещё и сезонным фактором тем, что снег или совсем не убирается или убирается плохо. Тем временем пресловутый «трамвай» завис как проект, кажется, наглухо. Тут не выдержал на днях даже один член региональной Общественной палаты и рубанул с плеча, мол, «ответственные за реконструкцию трамвайных линий в Саратове чиновники должны ответить на вопросы жителей о будущем проекта».
И вправду: а что значит напряжённое молчание властей всех уровней по важнейшему для горожан транспортному вопросу? И сколько ещё времени часть улиц Саратова, и без того тесного для транспорта, останутся перекрытыми? Кто понесёт ответственность за вскрытые пороки проектной документации по «несчастному трамваю»? И где, наконец, как выражался наш глава государства, посадки?
Подрядчик – фирма «ФракДжет-Строй» – судится и кивает на плохой проект, что, видимо, справедливо. Про саму компанию сообщают, мол, там есть «офшорный бэкграунд» и теневые лица. То есть, мягко говоря, не патриоты Саратова. Но что бы там ни было, я тоже хочу задать вопрос ответственным гражданам вроде министра Алексея Петаева и прочим: где решение для города и сколько саратовцам ещё мучиться с транспортным коллапсом?
Вообще, проблема строительных подрядчиков в Саратове и во всём регионе давняя и острейшая. Вот, например, сколько времени и сил было потрачено, в том числе и мной за эти годы, чтобы до наших местных руководителей дошло очевидное: концессионное соглашение с ООО «Концессии водоснабжения-Саратов» (КВС) должно быть расторгнуто?
Не знаю, лучше ли будет, когда услуги по водоснабжению и водоотведению будет предоставлять снова МУПП «Саратовводоканал» – но хуже уже точно вряд ли станет. Хуже уже некуда с такими страшными массовыми коммунальными авариями, как ещё совсем недавние.
Горький урок сомнительного (если уж не говорить коррупционно-мотивированного) концессионного соглашения, заключённого с КВС в 2017 году должен, надеюсь, многих отрезвить. Ведь инвестиционная программа провалена, сети так и гниют. Зато тарифы для горожан и бизнеса повышались неуклонно и необоснованно, наполняя карманы дельцов-«варягов». Тут, как раз возникает и ещё один важный вопрос: а не пора ли нам от этих «заезжих музыкантов», этих мутных и вороватых подрядчиков и субподрядчиков отказываться?
По данным системы «СПАРК-Интерфакс», 100% долей ООО «КВС» принадлежат ЗАО «ИК Лидер» (Москва). Вот кого мы хорошо подкормили за счёт нашего и без того тощего городского бюджета, за счёт десятков и сотен тысяч наших небогатых горожан!
А реконструкция знаменитого Саратовского театра оперы и балета – ещё одна горькая, если не сказать позорная история? Опять же, связана она с заезжими подрядчиками. Что у нас, кроме как москвичи из ООО «Адепт Строй», никто не мог реконструировать одну из главных достопримечательностей региона?
Теперь к ним, по словам губернатора, подано несколько исковых заявлений. А нельзя ли найти и наказать тех, кто проталкивает и обеспечивает подобным мутным «варягам» победы в тендерах на строительство или реконструкцию? Наказать так, чтобы иным неповадно было?
Ведь почему не был выбран, например, хороший местный подрядчик? Может потому, что он правильно подсчитал смету, которая оказалась выше московской, зато результат был бы уже налицо? Но ему отказали.
Чиновники сэкономили, ну, или были корыстно заинтересованы в пришествии очередного строительного «варяга». И мы видим результат: стыд и позор в виде долгой разрухи в центре Саратова – аккурат напротив правительства. Кто наказан? Никто. Только город и горожане.
Даже взять пресловутый саратовский филиал «Т Плюс». Вроде как свои, местные, хотя, конечно, всё равно интересы у них известно где и у кого – не в Саратове. И смотрим на их поведение в городе и их результаты.
Случайно ли недавно Роман Бусаргин обратился в правоохранительные органы с просьбой проверить действия должностных лиц компании «Т Плюс» при ликвидации последствий коммунальной аварии в Саратове? Мы же помним, как недавно в лютый мороз без тепла остались около 140 многоквартирных домов.
«Трубопровод на этом участке не меняли несколько десятилетий, однако в тёплое время в этом году его тестировали во время опрессовок. Отсюда возникает вопрос к качеству проверки», — отметил губернатор.
И я бы добавил – вообще, в целом, у саратовцев возникли тысячи вопросов к качеству работы в регионе этой организации. И вопросы, увы, без ответа. А я задам главный: а сколько времени на этот раз мы будем дожидаться того же плачевного результата, как и с ООО «КВС»?
Положа руку на сердце, я сильно и приятно удивлюсь, если хотя бы к концу грядущего лета мы увидим в Саратове некое подобие «скоростного трамвая». Насчёт оперного театра даже и загадывать страшно. Боюсь, судьба «нового ТЮЗа» ожидает его, скорее всего – ещё лет на 5-10 реконструкции…
Впереди областной центр ждет модернизация здания железнодорожного вокзала. Она вроде как вступила в активную фазу. Генподрядчик здесь опять кто? «Объединённая строительная компания 1520» (ОСК 1520), уже известная как строитель Западного железнодорожного обхода Саратова. Ну а в роли подрядчика выступает ООО «Столичная строительная компания – 19» (ССК-19).
Мне кажется, здесь прилагательным «столичная» многое уже сказано. И театр оперы и балета им. Чернышевского реконструировали «столичные», и коммунальные сети брались реконструировать тоже столичные «варяги». Итог мы видим, и он плачевен. Не надоело ли кое-кому из наших местных начальников наступать на одни и те же грабли?