Экономика России похожа на качели
Нередко нам удаётся сделать, действительно, прорыв в какой-то сфере деятельности. Но одновременно в другой сфере, случается провал. Например, недавно прошли тревожные сообщения, что дефицит бюджета России вплотную приближался к лимиту на весь 2024 год. По данным Минфина, в январе-феврале дефицит составил 1,4 трлн, тогда как лимит на весь 2024 год был запланирован всего 1,6 трлн.
Да, расходовали много средств на авансовые платежи по госконтрактам, однако, бизнес таких дисбалансов пугается. Как говорится, «предупреждать надо». И без того есть сведения, что до 80% российских компаний так или иначе собираются увеличивать цены на свои товары и услуги в течение текущего года, а некоторые компании вообще планируют увеличить цены на 15-25%. И всё это – результат недальновидной, а часто и ущербной политики некоторых высоких структур и чиновников в отношении проблем и поддержки предпринимательства, результат серьёзных налоговых дисбалансов.
Есть и ещё одна тревожная социально-экономическая весть. Она заключается в том, что выдачи ипотеки в стране рухнули до четырёхлетнего минимума. Это большая проблема для строительного сектора – одного из локомотивов нашей экономики. У покупателей всё меньше денег, а у строителей – оборотных средств, да и условия кредитования неоправданно ужесточились в последнее время.
С другой стороны, если говорить об условных «качелях», все эти и иные провалы компенсируются тем, что мы сумели сохранить основные объёмы экспорта сырья, и они продолжают обогащать Россию. Те 187 млрд долларов, которые наша страна получила в ушедшем году от поставок нефти и газа в дружественные страны, помогли нам «сохранить лицо».
Тем более что выручка оказалась на 56 млрд долларов больше того среднего уровня поставок в страны ЕС, который существовал до введения ими санкций. А финансовую дыру в поставках совокупно закрыли шесть стран – Турция, Китай, Индия, Бразилия, Индонезия и Малайзия.
Но долго ли мы сможем продолжать выгодную торговлю с тем же Китаем, который сегодня, по мнению серьёзных экономистов, явно вползает в крутое экономическое пике? Конечно, нам пока что есть чему радоваться: китайско-российская торговля между 2021-м годом и 2023-м выросла почти в два раза. Китайский импорт нефти, природного газа и угля достиг в 2023 году 1,16 млрд тонн, на 27% больше против 2022 года и, чуть ли не на 50% больше против 2021 года. Всего же в 2023 году импорт минерального топлива Китаем из РФ достиг почти 95 млрд долларов.
Взамен мы получили из Китая много всякого ширпотреба, и, как говорят эксперты, именно это в значительной степени спасло внутренний рынок РФ в 2022-м – 2023 годах от «проседания». Однако, как долго мы сможем выполнять программу «нефть в обмен на ширпотреб», если китайская экономика не будет столько потреблять нашего сырья из-за кризиса? Вряд ли этот праздник будет с нами надолго.
Получается, России надо в любом случае готовиться к почти полному импортозамещению, придётся, боюсь, рассчитывать, как Северная Корея, исключительно на свои силы – ведь зависимость от кого бы то ни было при нынешних геополитических реалиях очень опасна.
И тут вопрос – а что и как надо делать, чтобы почти полностью закрыть собственными товарами потребности огромного российского рынка, да ещё в условиях СВО?
Ответы на такого рода вопросы, видимо, удастся получить (хотя бы частично) по итогам очередного Московского экономического форума (МЭФ), которых пройдёт в начале апреля в Москве.
Лидер ПАРТИИ ДЕЛА, председатель МЭФ и известный промышленник Константин Бабкин не зря считает, что на таких собраниях видных экспертов и практиков бизнеса «надо разговаривать с единомышленниками, с экспертами, чтобы вместе преодолевать негатив, вызванный вот этой «дружбой» с Западом. Сегодня нам особенно важно обсуждать, как внедрять в нашу экономическую жизнь альтернативные, эффективные экономические стратегии, практики, рецепты».
Главная тема форума: «Политический ландшафт изменился. Экономика. Культура. Новые ориентиры». Мы и в Партии, и в своей предпринимательской среде давно уже говорим: в нынешних тяжёлых международных условиях, под давлением санкций России остро необходима целостная, ясная экономическая политика, ориентированная на проведение новой индустриализации.
Важна ориентация на серьёзные изменения налоговой системы, чтобы не душить налогами отечественного производителя, давать ему преференции. И чтобы не было неприятных сюрпризов вроде резкого изменения кадастровой стоимости и, соответственно, огромного роста взимаемых налогов. Как правильно было отмечено, вся эта глубоко фискальная, несправедливая и даже вредная для страны налоговая политика была заложена при Гайдаре, Чубайсе и иже с ними. И неужели в кардинально новых условиях нам нечего в ней поменять?
Я лично поддерживаю Константина Бабкина, когда он говорит в преддверии МЭФ, что надо «резко понизить НДС для отечественного производителя, ввести иные льготы, чтобы оставить предприятиям средства на инвестирование и модернизацию». Согласен я и с тем, что, помимо налоговой системы, нам надо менять внешнеторговую стратегию, и давно уже пора ориентировать её не только на вывоз сырья. Пора всерьёз обеспечить развитие высокотехнологичных секторов экономики, а не только «собирать грибки да ягодки».
И конечно же, нужно менять радикальным образом политику ЦБ РФ, ведь таким, недоступным для производственников кредитованием, мы загубим то, чего достигли за последние годы. У нас просто не получится начать ускоренное развитие, реализовать новые подходы в экономике. А ведь именно развитие РФ стоит на повестке дня, а не застой и стагнация.
Взять, к примеру, распределение налогов «центр-регион», тот же бюджетный федерализм, о котором я сто раз поднимал вопрос, и который активно продвигает в жизнь известный экономист и депутат ГД РФ Михаил Делягин.
Хорошо ли, когда прибыль годами делилась между федеральным и региональными бюджетами в соотношении 40:60, налог на доходы физлиц – 20:80, НДС – 75:25? Нет, конечно. Ведь пропорции в своё время были выбраны едва ли не случайно.
В итоге в регионах вроде Саратовской области в бюджетах царит кромешная нищета и тотальная нехватка денег. Ведь прибыли у бизнеса, как правило, «с гулькин хвост», а основная масса денег поступает от НДС, что и идёт в Москву. Зато в провинции долгов копится более 60 млрд рублей в расчёте на средний регион.
И Делягин правильно пишет: «Разрушение бюджетного федерализма, при котором весь НДС был забран федеральным бюджетом, а регионам «с барского плеча» оставили 90% налога на прибыль и НДФЛ…просто обрушило общую заинтересованность в сборе налогов».
И трудно не согласиться с тезисом, что даже не развитие, а простое сохранение России категорически требует восстановления бюджетного федерализма. Прежде всего «следует восстановить разделение основных налогов между регионами и центром с перечислением региональной доли НДС напрямую в муниципальные бюджеты пропорционально численности проживающего там населения».
И это, замечу, только часть тех вызовов и проблем в нашей федеральной и региональной экономике, которые надо срочно решать, чтобы не попасть в очень жестокий кризис.