Если санкции навсегда - Партия Дела
Присоединиться

При этом Запад продолжает надеяться на то, что он сможет спровоцировать у нас серьёзный кризис. Уже скоро вступит в действие нефтяное эмбарго Евросоюза, цены на нефть снижаются, а поставки газа сокращает сама Россия, вынужденно сжигая его и теряя астрономические суммы.

Однако истекшие полгода показывают, что скорее всего, экономическая война, объявленная нам США и Европой, нас не разрушит. А при определенном нашем поведении, она наоборот, поможет стране обновиться, очиститься, решить застарелые проблемы развития. Но для этого придется подниматься с дивана – не на время, не подстраиваясь под конъюнктуру, а мудро, терпеливо и целенаправленно менять весь хозяйственный уклад, все цепочки взаимодействий в экономической и даже социальной ткани государства, каждого отдельного предприятия.

Как известно, чтобы вылечить болезнь – надо правильно поставить диагноз. Чтобы решить экономические проблемы – надо четко осознавать их генезис, понимать тенденции и сути. Скептики пишут, мол, «мы только начинаем сейчас осознавать масштабы разрушения собственного производства, целых отраслей, промышленности, сельского хозяйства, высоких технологий, образования, здравоохранения…».

Но умные люди и во власти, и в бизнесе давно понимали, что вал нерешенных проблем накапливается и нужна только спичка, чтобы костер вспыхнул. Они понимают и другое – что эта санкционная битва необходима нам, как горький, но целебный урок. Они понимают, что никогда больше нельзя допускать такого положения дел в России, на её предприятиях (особенно оборонки!), чтобы от начала и до конца производственного процесса присутствовали либо иностранные технологии и компоненты, либо инвестиции.

Но они понимают и тот факт, что у нас достаточно сил и средств, чтобы обеспечивать себя всем необходимым, просто надо быстро научиться это делать, резко уменьшив коррупцию и воровство, проведя мудрую кадровую реформу в управлении. Наивные мечты? Возможно. Однако, мне кажется, что при санкционном режиме, который надолго, если не навсегда, у нас нет иного выхода.

Дальновидные люди и структуры всегда рассчитывают кризисные сценарии, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и опасностям. Стоит делать это и нам, поскольку львиная доля мировой экономики сегодня нам недружественна. Предстоит опираться на свои возможности, на свой внутренний стержень. Россия — страна, которая имеет все необходимые ресурсы для создания полного цикла производства любого товара в рамках своей территории.

Опять же, надо учитывать, что есть санкции реальные, а есть чисто пропагандистские, призванные показать – вот, ужо, мы ответили супостату! И если, скажем, посмотреть на свежие данные Евростата, то получится совсем удивительная картина. Так, экспорт различных товаров из стран Евросоюза в Россию к июлю вырос на 18% по сравнению с маем 2022 год, а общая сумма поставок составила 4,45 миллиарда евро против 3,78 миллиарда в мае. Крупнейшим поставщиком стали Германия и Италия. Несмотря на обострившиеся отношения со странами Прибалтики, экспорт оттуда вырос на 34%.

Все мы очень надеемся, что нас не вынудят переводить экономику «на военные рельсы», это самый плохой сценарий, конечно. Вот аналитики Центробанка пишут, что «…в 2022 году и в течение большей части 2023 года российская экономика будет сокращаться, подстраиваясь к изменившимся внешним условиям, а к 2025 году экономика вернется к потенциальным темпам роста в 1,5-2,5%».
Но будет ли так дальше, после 2025-го года?

Не затянут ли экономическую удавку нам в итоге так туго, что мы не сможем дышать? И сколько времени Россия сможет продавать нефть с дисконтом в Азию? Ведь у нас нефть выходит довольно дорогая по себестоимости, и может случиться так, что экспорт подешевевшей российской нефти, да ещё с дисконтом, окажется совсем уж не рентабельным. Что нам тогда делать с основными доходами бюджета, который и так «на грани»?

Только на территории одной Саратовской области 19 крупных предприятий попали под санкционное давление. А сколько таких наберется по стране? И пресс продолжает жать, и собираемость налогов в РФ серьезно падает, как и доходы населения. Нефтегазовые доходы рухнули в июле на 29%, а не нефтегазовые – на 22% к прошлому году. Сокращение доходов бюджета к июлю 2021-го года составило 26% (по объему это более 1,7 триллиона рублей).

Уже сейчас ожидается новая волна роста цен на продукты питания. Эксперты предупреждают, что россиянам осенью стоит ждать подорожания мяса птицы, колбас, молока, яиц и овощей. А к концу года начнут дорожать мясо и рыба. Ассортимент продовольственных товаров в торговых точках, по подсчетам экспертов, уже сократился на 10%, а непродовольственных – больше, чем на 20%. И это явно еще не предел.

Серьезные исследователи рынков утверждают, что в основном продукты дорожают из-за трат на газ, электричество, воду и логистическую составляющую. А вот это, извините, к санкциям имеет весьма небольшое отношение, это наши местные господа-олигархи никак досыта не набьют себе карманы и заначки, особенно монополисты из ЖКХ и разные муниципальные концессионеры! Это наглядно видно по аховой ситуации в моем родном Саратове, например.

И как при таких вот раскладах мы научимся экономически эффективно отвечать недругам, если даже у нас в стране есть те, кто мешает и импортозамещению, и вообще всему чахлому собственному производству? Можем ли мы в таких условиях продолжать потворствовать неоправданному росту тарифов, поборов и налогов? Нет, конечно. Что же делать?

Экс-советник президента РФ, бывший министр внешних экономических связей РФ Сергей Глазьев считает, что санкционную войну можно выиграть теми же методами, что использовались в кризис 1998 года. Для этого правительство должно сделать банковские кредиты доступными. Во время кризиса в 1990-х годах правительство добилось прироста производства на 2% в месяц и 20% экономического роста. Курс рубля стабилизировался, инфляция снизилась.

«Тогда промышленность получала кредиты под отрицательную в реальном выражении процентную ставку, то есть при инфляции в 60%, кредиты выдавались под 10%. Благодаря притоку заемных средств, свободные производственные мощности предприятий были задействованы и промышленность начала бурно расти. Сейчас такая же уникальная ситуация, причем наше положение лучше, чем в 1998 году, когда государство обанкротилось. Мы можем повторить экономический рывок», — уверен Глазьев.

Так говорит опытный экономист и политик. Исходя из этого, мы можем посчитать: если на нынешний день загрузка производственных мощностей составляет в среднем около 60%, а в машиностроении порядка 30% — то возможно примерно раза в полтора поднять выпуск продукции и заместить импортные товары по 80% позиций. А помогут нам в преодолении кризиса разумные законы и жесткий контроль за их исполнением.

Нужно убирать все надуманные и коррупционно емкие ограничения для бизнеса. Нужно снижать высокие налоги на производство и сложные налоговые процедуры. Я полностью согласен с теми коллегами по бизнесу и «ПАРТИИ ДЕЛА», которые считают, что неэффективная и несправедливая система налогообложения – основная причина разрушения российской промышленности и больших социальных проблем.

Один из нынешних руководителей государства писал 12 лет назад: «Нашей работе будут пытаться мешать влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «все есть». Их все устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его».

Так может вот что надо сделать в первую очередь, чтобы побороть негативные тренды, чтобы санкции на самом деле стали нам «как с гуся вода»? Убрать из власти и экономики эти «влиятельные группы продажных чиновников»? А для начала понизить базовую ставку НДС до 10%. Для продовольственных товаров собственного производства ставки НДС установить на уровне 5%.

Надо не менее 50% НДС оставлять в бюджетах регионов, в которых создана добавленная стоимость. Это поднимают погибающие города. Надо отменить налог на имущество организаций, установить необлагаемый налогами и сборами минимум заработка на уровне 25 тысяч в месяц. Пора, наконец, установить стимулирующие налоги и кредиты для производителей, пора реально поощрять частную инициативу, устранить толпы хищных посредников из цепочек поставок.

Эти, и подобные им меры, которые давно уже предлагаются разумными экономистами и партийными деятелями, в корне улучшат предпринимательский климат в России. Налоговая нагрузка на предприятия будет снижена почти вдвое. Уменьшится безработица, перестанут падать доходы работников.

В общем, подводя итог, скажу так: нынешние мощные попытки Запада изолировать Россию должны стать для нас холодным душем, должны сыграть для нашего государства отрезвляющую роль. Сначала надо понять, как мы как дошли до состояния, что огромная страна с такими ресурсами не способна себя полностью обеспечить, а потом понять и решить – как это все в корне изменить. И вернуться в мир на новом качественном уровне, уважаемой и развитой страной. Тогда и санкции будут точно уж не навсегда.