И снова о бедности и богатстве
О финансовом расслоении российского общества
На фоне грандиозных мировых событий нашего времени трудно рассуждать на привычные экономические и социальные темы, вроде вопиющего неравенства при распределении национального благосостояния.
Однако, как говорится, «… а обед должен быть по расписанию!» Поэтому в борьбе с очередным экономическим кризисом мы никак не обойдем тему зарплат и доходов, тему опасного имущественного и финансового расслоения российского общества. Ничуть не собираясь даже намекать на социальную рознь, я, все же, считаю необходимым обсуждать серьезные социальные болячки, искать рецепты оздоровления. Ведь известно, чем кончаются скрываемые, загоняемые внутрь болезни…
Еще год назад, по подсчетам экспертов, в России официальные зарплаты 10% самых высокооплачиваемых работников составляли в среднем 166-170 тысяч рублей. И это в 13,5 раза превышало заработки 10% низкооплачиваемых специалистов (около 12,5 тыс. руб.). Это крайне опасное, по мировым стандартам, расслоение общества. Конечно, мы понимаем, что есть разница между «белой» и «серой» экономикой, как есть разница в доходах, однако, будем оперировать, все же, данными официальных источников. Среди работающих россиян 33,5% всех «зарплатных» денег страны получают самые высокооплачиваемые 10% работников. И только 2,5% средств совокупного фонда оплаты труда достается 10% самых низкооплачиваемых работников РФ.
Еще в годы до пандемии, до нынешней, обостренной до предела конфронтации с Западом, в России насчитывалось более 20 миллионов граждан, живущих за чертой бедности. Мало сомнений в том, что в нынешние времена санкций и изоляций эта цифра, увы, будет только расти. Как будет расти и доля низкооплачиваемых россиян, со всеми вытекающими из этого социальными и экономическими проблемами для страны. Кто, здесь, как говорится, виноват и что делать?
Я не буду, опять же, вдаваться в длинные рассуждения на тему несправедливого устройства нашего общества, расцвета коррупции – об этом было говорено многократно мной и как депутатом, и как партийным лидером Саратовского отделения ПАРТИИ ДЕЛА. Отмечу лишь важный нюанс проблемы – почему, по моим наблюдениям, одна семья в России беднеет, а другая чрезмерно богатеет. Думается, что личный, воспитанный семьей и школой подход человека к деньгам – важная составляющая его успеха или неуспеха в жизни. Состоятельный, богатый человек научился за счет своего опыта смекалки, образования, наконец, заставлять деньги работать — он использует их как инструмент обогащения. Такой человек или семья не тратят все свои доходы полностью, на рассовывают их под подушку и по стеклянным банкам. Умный состоятельный человек вкладывает деньги туда, где сможет получить прибыль и приумножить свой капитал. Так что в этом смысле человек – сам кузнец, по большей мере, своего счастья, образования и развития, ума и навыков. В этом смысле богатство одних, честно заработанное, оправданно, как и бедность других.
Но всё это верно, если говорить о молодых трудоспособных работниках или работниках среднего возраста. Если не искать более сложные объяснения, мотивы, причинно-следственные связи, да и речь я веду сейчас не совсем об этом.
Куда печальнее обстоят дела с пенсионерами, теми, кто создавал колоссальные общественные богатства СССР и России, и кто вынужден сегодня, как правило, скромно существовать на небольшую пенсию. При том, что «акулы капитализма», хоть и изрядно пощипанные нынешним кризисом и конфискацией яхт, далеко не всегда эффективно, на благо страны и общества, используют доставшееся им огромное, бывшее общественным, богатство.
Недавно по Саратовской области, в местных СМИ широко разошелся материал, подготовленный аналитиками проекта «Если быть точным». Они опросили людей в 85 регионах РФ и изучили данные Росстата. И что же мы видим? Оказывается, хуже всего чувствует себя в финансово экономическом смысле старшее поколение в Саратове и Оренбурге. И даже на Камчатке, как выяснилось, местным пенсионерам живется получше, чем в наших, менее суровых местах. У нас, согласно исследованиям, бедными ощущает себя больше всего пожилых людей (до 40%). Да, на скромную, невысокого качества еду денег им хватает. А вот оплачивать неоправданно и постоянно растущие в Саратове тарифы ЖКХ (при, заметим, отвратительном качестве услуг!), покупать одежду уже затруднительно.
Из опрошенных социологами саратовских пенсионеров 39,8% оценивают свое положение как бедность. А вот если смотреть в среднем по России объективно бедными считают себя 18% пожилых граждан. К тому же наша Саратовская область занимает второе место среди регионов по наименьшей доле работающих пенсионеров (10,7%), уступив только Адыгее (9,6%).
И вот, как я думаю, стоит задать вопрос: а не потому ли в одном месте убывает, что в другом месте – прибывает? Или, говоря точнее – не потому ли саратовские пенсионеры беднеют, что богатеют местные чиновники всех рангов? Ведь средства бюджета, хоть и расписаны по разным статьям (теми же чиновниками!), но ограничены одной «кубышкой». И чиновники с депутатами для себя черпать из нее не стесняются. Достаточно вспомнить, как подняли саратовские бюрократы себе зарплаты прошлой осенью сразу после голосования на выборах. И ладно бы это оправдывалось успехами в работе. Но их же нет! Экономика региона в стагнации и рецессии, безработица растет, малый бизнес в загоне, крупные предприятия разорены. А взять ЖКХ и благоустройство, дороги и водоснабжение Саратова? Здесь без прокуратуры и слез народных не разберешься…
Зато недавно прояснилось, сколько денег уходит на содержание мэра Саратова Михаила Исаева. В 2021-м году на этого малоэффективного чиновника было израсходовано почти 5,4 миллиона бюджетных рублей. И это только средства, направляемые на заработную плату главы муниципальных чиновников. В реальности «наш дорогой мэр» влетает городу в копеечку, особенно за счет «качества» управления. Здесь достаточно привести свежий пример с саратовской Набережной. Это лицо города так «отреставрировали» в прошлом году на сотни миллионов рублей, что по весне оно «поплыло и посыпалось», как и все местные дороги.
Но это не смущает коллег Исаева из местной власти, которые платят ему теперь чуть ли не вдвое больше, учитывая, что в 2020 году на содержание главы Саратова уходило 3,24 миллиона рублей. При этом городской бюджет-2021 исполнен только на 94,7% к бюджетным назначениям года. А по неналоговым доходам было снижение на 5,6%.
То есть, проще говоря, фискалить они научились, а вот создавать прибыль путем умной коммерции, развития предпринимательства в городе – этого как не было, так и нет. Зато функционирование гордумы обходится Саратову в год более 126 млн рублей, а мэрии и районных администраций – 643,1 млн рублей. То есть почти миллиард из нищенского бюджета (в 24-25 млрд руб) уходит на бесполезных, а то и вредных для города чиновников.
Ведь это их неумением, их «старанием» муниципальный долг города вырос с начала года на сумму 897,6 млн рублей и по состоянию на 1 января 2022 года составил 7 млрд 650 млн рублей.
И вот за это безобразие, за эти непрофессионализм и некомпетентность, они повышают себе официальные (не говоря уж о неофициальных или коррупционных), доходы. Зато потом сокрушенно разводят ручками, жалея бедных пенсионеров, на поддержку которых денег у них не находится, и вся надежда только на федеральные индексации.
Вот такое богатство «чиновной местной элиты» на фоне нищеты пенсионеров, безработных граждан, на фоне разорения социальной сферы, коммуналки и бизнеса я считаю неправомерным, незаконным и неэтичным. Ему не место в нашей стране, в нашем регионе, особенно на фоне нарастающих трудностей.
В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»