Как спасти социально-экономический уровень, достигнутый в России за последние три рыночных десятилетия?
Мир сегодня, что ни говори, а пока что ещё глобален и взаимосвязан в экономическом смысле. Схематично это выглядит примерно так: Россия поставляет Китаю и Индии необходимые для их производства сырьевые ресурсы. Эти Юго-Восточные гиганты производят массу товаров, без которых не может обойтись ни РФ, ни ЕС, ни США. Если же ЕС и США вдруг смогут сохранить свою экономику без товарного наполнения от Китая и Индии, то последним не надо будет покупать сырьё у России, они «сдуются», как и мы (ведь на Запад мы уже ничего из сырья продать не можем). Но этот вариант выглядит пока что фантастикой, так что взаимная экономическая необходимость больших стран друг для друга, видимо, удержит мир от глобальной военной катастрофы.
Но как в условиях растущего мирового кризиса спасти нынешний социально-экономический уровень, достигнутый в России за последние три рыночных десятилетия? Главный ответ тут можно дать сразу: ни в коем случае не скатываться в излишнее огосударствление, чем грешат у нас в последние годы. Вот последний пример – сообщили, что наши «экономические мудрецы» изПравительства собрались сократить поддержку начинающих предпринимателей на 56%. Это сокращение затронет все компоненты национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Финансирование этого национального проекта сократится на 21%. То есть, упадёт с уровня 82,3 миллиарда рублей до 67,8 миллиарда рублей.
Вроде бы мелочь, но, на мой взгляд, это ещё один увесистый булыжник в огород тех, кто ратует за развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) в России. Ведь растущие явно и скрытно налоги (чего стоит один только пересмотр кадастровой стоимости недвижимости!), рост валютных курсов, трудности с закупками-продажами, с логистикой и импортозамещением, с административно-коррупционным гнётом – всё это складывается в одну копилку, всё это ложится непосильным бременем на МСП в нашей стране.
Крупному бизнесу при этом сделан сомнительный «подарок» в виде обязательной продажи валютной выручки – не самой, мягко скажу, полезной и рыночной меры для развития бизнеса. Ну а всей экономике РФ прописана горькая пилюля в виде неуклонно растущей ключевой ставки ЦБ РФ. Это притормаживает, конечно, некоторые негативные последствия санкций. Но как быть с недоступностью кредитования, что убивает рост экономики и инвестиций, ведёт к скачкам цен на товары и услуги? Здесь одна надежда, что, как написал мой коллега по ПАРТИИ ДЕЛА Владимир Гамза: «Обязательная продажа валютной выручки будет действовать ограниченное количество времени. Она совершенно очевидно приведёт к стабилизации курса рубля и, скорее всего, снимет ажиотажные намерения поиграть на нём».
Есть и ещё вопрос: мы во многом пытались отказаться от импорта, но почему тогда зачастую доля импорта растёт, а доля отечественной продукции падает? Например, российская часть на внутреннем рынке пищевого оборудования за 8 месяцев 2023 года упала с 56 до 43%, при этом импорт вырос на 131%. О чём говорят эти цифры? Не только о росте импорта в пищевой промышленности, но и об удорожании импортного оборудования из-за девальвации рубля. Ещё одна вероятная причина – некоторые предприятия покупают импортное оборудование «про запас», в страхе, что трудности при его покупке ещё увеличатся, а рубль будет девальвироваться и дальше.
Возможно, ответ здесь кроется в словах ещё одного моего партийного коллеги, секретаря Федерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА Алексея Лапушкина, который с горечью недавно отметил, что «пока ещё власти не повернулись к реальному сектору экономики России…Понятно, что сейчас колоссальные ресурсы идут по линии ВПК, но они не приводят к росту секторов экономики, которые выпускают продукцию гражданского назначения. Нам необходимо развивать и их, а для этого нужны дешёвые заёмные средства и несколько иная налоговая система. Именно несырьевое производство должно стать основным источником роста заработных плат в долгосрочной перспективе».
Странно, что такие ясные экономические моменты не всегда понятны тем, кто у нас в стране принимает важные экономические решения. В связи с этим как-то не сильно уместно вести разговоры об «экономике высоких зарплат», о которой заговорили высокие чиновники. Смотришь на некоторые цифры, и голова идёт кругом. Если верны данные, что наша страна с середины 90-х профинансировала, тем или иным способом, Западом минимум на 16 трлн долларов, то чему удивляться, что даже госдолг России сегодня опять растёт. Минфин планирует потратить на его обслуживание в текущем году 1,6 трлн рублей. В 2024 – 2,4 трлн рублей, в 2025-м – 2,9 трлн рублей, в 2026-м – 3,4 трлн рублей. Мы на полтриллиона рублей ежегодно оказываем помощь, как во времена СССР, «развивающимся государствам» Африки и Латинской Америки – при этом сами уже готовы заложить последнюю рубаху. Неужели ответственные экономические начальники и политические гуру забыли – чем такая сомнительная щедрость закончилась при крахе экономики Советского Союза?
И при этом ещё урезаем какие-то крохи от развития малого бизнеса, выдаиваем изощрёнными налогами МСП. Если мы не сохраним хоть небольшой, но системный рост экономики РФ, то мы не сохраним и устойчивость нашей уникальной цивилизации, нас сомнут заграничные конкуренты. Да, пока что есть ещё светлые надежды на прорыв, чем всегда удивлял весь остальной мир русский человек. Даже Международный валютный фонд (пресловутый МВФ) улучшил прогноз роста ВВП России в 2023 году с 1,5% до 2,2%. На 2024-й год прогноз роста изменился с оценки 1,3% до 1,5%. Да, наш федеральный Минфин до сих пор рассматривает приватизацию в качестве одного из источников пополнения бюджета – и это внушает оптимизм в вопросе о полном огосударствлении, что оно не состоится.
А ещё эксперты недавно отметили интересный момент, связанный с неравенством доходов наших граждан. Так, если в 2001 году разница между самыми низкими и самыми высокими средними заработками составляла 40 раз, в 2005 году — 24,9 раза, в 2017 году — 14 раз, в 2021 году — 13,5 раза, а в 2023 году сократилась до 13,1 раза. Неравенство зарплат в России снизилось в три раза за последние 20 лет. Даже число россиян с ежемесячным доходом от 100 тысяч рублей увеличилось на 2 миллиона человек. За два года количество работников с таким уровнем дохода возросло на 72%, достигнув к апрелю 2023 года 4,88 миллионов человек. Лично я далёк от оптимизма в данном вопросе, однако, симптомы прекращения роста расслоения россиян по доходам – это хороший признак оздоровления страны. Ну и последнее, о чём стоит здесь сказать в плане сохранения и развития России, как уникальной цивилизации – рождаемость, рост населения.
По статистике 70% россиянок заявляют о намерении иметь не более двоих детей. А для обеспечения воспроизводства населения в долгосрочной перспективе на каждую женщину должно приходиться 2,1 ребёнка (данные ВОЗ). В России же в 2022 году суммарный коэффициент рождаемости составил 1,45. Этого катастрофически мало. Да, наше государство взяло курс на многодетную семью, поощряет рождаемость, как может. Однако растёт пока что только смертность. Вымирание населения похоронит все надежды не на рост даже, а просто на сохранение России. А замещать убыль россиян приезжими из Азии – путь сомнительный.