Местное самоуправление необходимо реанимировать
Закон о МСУ (или 131-й закон, как мы его просто называем) всегда был и казался очень хорошим, даже местами исчерпывающим. Пошло уже третье десятилетие его применения (принят был в 2003 году), и что же мы видим на примере того же нашего областного центра?
В Саратове, конечно, за последние 20 лет есть несомненные успехи в плане строительства, благоустройства – улучшения городской среды. Все мы видим и новую набережную, и отреставрированные исторические фасады зданий, и зелёные зоны.
Но обязаны ли мы всем тем хорошим, что сделано в Саратове за эти десятилетия, работе именно МСУ, местного самоуправления? Или 131-й ФЗ, что называется, едва теплится при его практическом правоприменении в Саратове, а ежегодные бюджеты города продолжают нищать? И лучшие городские проекты благоустройства – это проекты нашего знаменитого земляка, но никак не наших депутатов, бизнесменов, «капитанов производства» и городских чиновников? Увы, ответ тут очевиден.
Разруха городского ЖКХ, систематические аварии и отключения воды и тепла, отвратительный вывоз мусора, дороги в ямах и колдобинах – вот фирменная «визитная карточка» работы чиновников, кто бы ни занимал пост главы МСУ последние лет двадцать – от Олега Грищенко до Лады Мокроусовой.
Я точно знаю, о чём говорю и пишу, потому что сам два десятилетия занимался не только практической работой предпринимателя и общественника, но и пытался в ранге городского депутата решить хотя бы часть вопиющих проблем города. Однако у нас, как известно, «один в поле не воин», а большинство моих тогдашних коллег были скорее озабочены улучшением личного финансового благополучия, чем бедами города и горожан.
Конечно, и бывшие коллеги по депутатскому корпусу Саратова и нынешние избранники могут мне возразить: ну какое же может быть исполнение закона о местном самоуправлении при крайне ограниченных полномочиях и скудных финансовых возможностях? Действительно, приходится и приходилось часто действовать, как в известном детском стишке про делёж: «Мы делили апельсин. Много нас, а он один».
Вот типичный пример: в городе прошло заседание постоянной комиссии по бюджетно-финансовым вопросам, муниципальной собственности, местным налогам и сборам Саратовской городской Думы.
Вносили изменения в бюджет города на 2024-й год и плановый период 2025 и 2026 годов. Распределяли возможные дополнительные деньги на реализацию социально значимых проектов. И вот здесь интересно посмотреть – а какими же суммами располагает бюджет огромного областного центра?
Например, предлагается увеличить доходы на 18,8 млн рублей. В частности, ожидаются 12 млн рублей от приватизации имущества, находящегося в собственности, нынче это стоимость хорошей квартиры-«трёшки». Или депутаты обсуждают, к примеру, как поделить дополнительный единый налог на вменённый доход в сумме 1,7 млн руб. Не жалкий ли это уровень доходов, пусть и дополнительных, для Саратова, и не смешны ли такие дискуссии?
И нет ничего удивительного, что город превращается в депрессивно-дотационный, что убыль населения растёт – зато не растут доходы основной массы саратовцев.
Да, формально почти все показатели социально-экономического развития города на 2024-й год характеризуются ростом – как к показателям 2022 года, так и к цифрам 2023 года. Но это рост далеко не на десятки миллиардов рублей, коих городу остро не хватает.
А вот, скажем, бюджетные показатели среднегодовой численности работающих (без самозанятых): в 2022 году их в Саратове было 313 тыс. 295 чел., а в 2024 году ожидается 310 тысяч 500 человек. Почти на 3 тысячи работников станет меньше в городе, где сложился серьёзный дефицит кадров, особенно рабочих профессий.
А прогноз численности детей до 18 лет:
– на 2024 год: 151 тыс. 500 чел.;
– прогноз на 2025 год: 147 тыс. 800 чел.
– прогноз на 2026 год: 143 тыс. 800 чел.
Минус 7 тыс. 700 человек за три года (-5%). И какое же у нас планируется будущее с такими цифрами?
Да, неплохо смотрятся плановые показатели консолидированного, то есть объединённого бюджета г. Саратов:
– на 2023 год: 20 млрд 845,8 млн.рублей;
– на 2024 год: 23 млрд 362,7 млн рублей.
Рост составляет 2 млрд. 516,9 млн. рублей или +12,07%. Но это обманчивый рост, поскольку реальная инфляция в РФ куда больше официальных цифр и сравнима разве что со ставкой рефинансирования ЦБ РФ – то есть не менее 16%. Получается, при формальном росте – на самом деле идет лишь продолжение «усушки-утруски» городских доходов. Да и откуда бы взяться росту, если наша муниципальная власть бизнес поддерживает, как правило, лишь на словах – а на самом деле душит его деяниями вроде увеличения кадастровой стоимости, из-за чего остающиеся ещё бизнесы в городе рискуют разориться от непосильных налогов.
А вспомнить грустные истории концессионеров, типа «Т-Плюс» или «КВС Саратов»? Это же вообще мало чего общего имеет со 131 ФЗ, с реальным местным самоуправлением, когда сомнительные дельцы годами устраивали городу непрерывные испытания на прочность!
Теперь вот в который уже раз хотят на уровне Роспотребнадзора запретить муниципальным властям отключать горячую воду во время профилактических ремонтов на срок более чем на 14 дней. Верится с трудом, конечно, но у нас привыкли благие пожелания стараться выдавать за благие действия.
А вот что не так давно писали местные СМИ по поводу довольно сомнительного решения, связанного с расширением Саратова до уровня второго по площади города РФ (после Москвы). Тогда присоединили 79 сёл и посёлков к городу:
«Основной проблемой развития муниципального образования Саратов на данный момент видится его неоправданное укрупнение. По нашему мнению, любое присоединение к муниципальному образованию дополнительной административной единицы ведёт лишь к увеличению расходов и возникновению проблем управления новой единицей. Расширение границ муниципального образования влечёт за собой увеличение суммы налоговых сборов (изменение состава субъектов налогообложения), повышение тарифов, лишение жителей сельских поселений налоговых, кредитных и других видов льгот, и, конечно, увеличение местного бюджета. Уничтожается местный институт народовластия, собственные сельсоветы и администрации, который были избраны гражданами, жителями этих административных единиц. В конечном итоге, от присоединения новых территорий никто не выигрывает».
Тут даже долго рассуждать нечего, ведь второму по площади городу никто и никогда не даст, и не обеспечит второй по уровню бюджет после Москвы, где-нибудь в районе триллиона рублей. Так зачем же наши муниципальные руководители вдруг заболели этой гигантоманией?
В общем, я только обозначил здесь некоторые наиболее важные вопросы нашего саратовского МСУ, обо всём в одной статье сказать невозможно. А главное, в том, что многие из названных проблем, увы, типичны для почти любого крупного областного центра. Конечно, МСУ ещё можно реанимировать, даже и в Саратове, ещё возможно вдохнуть в 131-й закон, как говорится новую жизнь. Но для этого нужна, как минимум, человеческая и политическая воля наших местных руководителей. Увидим ли, дождёмся ли?