Новый экономический цикл последует за политическим
Времена опять меняются. В связи с переназначениями и новыми кадровыми назначениями во властные кабинеты после инаугурации 7 мая 2024 года, глава государства заявил о новом политическом цикле для России. Понятно, что этот цикл обязательно должен сопровождаться обновлённой, скорректированной экономической политикой. Именно в этом ключе нам и стоит сегодня рассматривать все интересные и даже сенсационные новые назначения в российский кабинет министров.
Самое яркое, конечно – это назначение Андрея Белоусова на знаковый и важный пост министра обороны РФ. Как говорят знающие люди, «…Белоусов всегда был убеждённым государственником, адептом интервенционизма и промышленной политики, образцовым технократом, управленцем и слугой государевым».
Пресс-секретарь Президента прокомментировал назначение в том духе, что «побеждает тот, кто больше открыт для инноваций» и отметил, что задачей нового министра обороны РФ будет «вписать экономику силового блока в экономику страны». От Андрея Белоусова ожидается масштабирование первых успехов российской экономики в ее переводе на рельсы лучшего обеспечения нужд СВО. И, конечно, государству необходимо усилить финансово-экономический контроль над оборонным министерством, которое отвечает почти за 7% российского ВВП.
Белоусов уже пообещал решение проблемы с выплатами, льготами, медобслуживанием и жильём участников СВО. Ну а как аналитик и стратег хозяйственной политики РФ Андрей Белоусов хорошо известен тем, что в ранние годы он состоял в сообществе экономистов, которые придерживались приблизительно одних и тех же взглядов: и гражданское общество, и экономику необходимо жёстче регулировать.
Так что нас ждёт ещё большее огосударствление, особенно в промышленном и оборонном секторе производства, да и смежные отрасли могут быть довольно оперативно и целенаправленно реформированы именно в этом ключе.
Все остальные министерства силового блока, подчинённые Президенту, сохранили свой руководящий кадровый состав, и это стало сигналом миру: во внешней и внутренней политике РФ значимых изменений, похоже, не предвидится.
Наблюдательные люди особо отметили кадровый «губернаторский призыв» в обновляемое Правительство Михаила Мишустина. Всё-таки, что ни говори, а карьерные лифты в России работают, по крайней мере – на верхних этажах, потому что сразу четыре губернатора повысили свой статус, выйдя на уровень федерального Правительства. Их заслуги замечены и, соответственно, поощрены. Жаль, что среди них не оказалось нашего саратовского губернатора, которого тоже, по слухам, прочили «наверх», но, как говорится, ещё не вечер.
Как пишут сегодня аналитики-политологи, этими губернаторскими повышениями «…центр посылает сигнал о том, что в предстоящем нелёгком периоде он делает высокую ставку на глубинную Россию и наиболее эффективно проявивший себя территориальный менеджмент».
Главная цель обновлённого состава Правительства – удержать экономические показатели с возможностью развития, достойно представить страну в следующих раундах геополитического противостояния.
В уме явно держится и стратегическая задача, сформулированная В.В. Путиным – войти в четвёрку сильнейших экономик мира. За это теперь придётся отвечать новому куратору экономического блока вице-премьеру Александру Новаку. Нелегко, конечно, придётся и первому вице-премьеру Денису Мантурову, утверждённому курировать промышленность. Во многом её надо восстанавливать после долгого периода сложностей и проблем.
А ещё я согласен с теми аналитиками, которые говорят: перевод сразу нескольких глав регионов на федеральный уровень – важный элемент стимулирования. Ведь других достойных региональных лидеров не «забраковали». Скорее, их с умом поманили сладкой кадровой «морковкой», показав пути карьерного возвышения при хороших показателях.
Положительно можно оценить и тот факт, что с контролем над экономикой и крупными финансовыми потоками станет точно построже, не случайно новым главой Счётной палаты, например, станет заместитель руководителя контрольного управления Администрации Президента Борис Ковальчук.
Контрольно-счётные мероприятия в усиленном режиме должны помочь с тем, что (говоря словами Андрея Белоусова) экономике надо приспособиться к «тем структурным изменениям, которые сейчас в ней происходят и будут происходить». Высшие экономические управленцы России сегодня советуют и бизнесу, и населению приспосабливаться к высокой ключевой ставке ЦБ РФ, которая, судя по всему, сохранится ещё довольно долго, как и санкции.
Однако, нас пытаются утешить тем, что в перспективе ставка рефинансирования кредитов будет снижаться вслед за снижением инфляции. Тот же Белоусов, ещё в ранге первого вице-премьера кабмина прогнозировал недавно: начиная примерно с 2027 года, инфляция должна начать снижаться.
«Где-то в районе 6-7% она должна выйти к 2027 году». Так что неслучайным оказался тот факт, что накануне майских праздников совет директоров ЦБ РФ действующую с середины декабря 2023 года ключевую ставку сохранил на уровне 16%. Хотя регулятор тогда уточнял: текущее инфляционное давление постепенно ослабевает, снизившись до 11% в прошедшем апреле.
В общем, обновлённому Правительству РФ придётся стартовать с приличного пригорка: например, не связанные с нефтью и газом доходы федерального бюджета выросли на 36,8% и составили более семи с половиной триллионов рублей. Правда, и дефицит бюджета с начала года составил почти полтора триллиона рублей, но это и было запланировано. Понятно, что непростые времена требуют непростых и эффективных решений, принимать которые должны профессионалы высочайшего класса. Будем надеяться, что в обновлённую федеральную власть пришли именно такие люди.