О бюджетных приоритетах - Партия Дела
Присоединиться

Каждый год по осени мы становимся свидетелями «бюджетных страданий» на всех этажах нашей власти – от федерального центра до муниципалитетов. Денег, как всегда, не хватает, чтобы раздать всем сёстрам по серьгам, а выглядеть слишком уж бледно финансовым чиновникам не хочется. Поэтому сражения за строку в бюджете разворачиваются нешуточные, особенно «под коврами». Лоббисты, лоббисты – сто тысяч лоббистов одних! – как воскликнул бы, наверное, Хлестаков.

Что же можно выделить в горячую бюджетную пору 2022-го года? В целом, я считаю, стоит отметить отсутствие катастрофического ущерба экономике РФ от неурядиц текущего года. Более того, у нашей уцелевшей промышленности неизбежно возник мощный стимул для развития и наращивания собственного производства товаров. Хотя, будут ли этому способствовать так же неизбежно растущие расходы бюджетов всех уровней на перестройку промышленного уклада, логистики, на замещение выпадающих от экспорта сырья доходов? Будут ли эффективны пожарные меры по преодолению санкций?

Ведь впереди еще и необходимые расходы на оборону, на мобилизованных и беженцев. Пока ясно, что примерный рост расходов в 2022-м году составит около 20%. А поскольку кризисная ситуация в обозримой перспективе вряд ли «рассосется» и санкции никуда не денутся, то в 2023-м году тратить придется еще больше. По проекту федерального бюджета на 2023–2025 годы понятно главное: примерно треть только официальных (без засекреченных) расходов казны в 2023-м году придется на оборону и безопасность.

В текущих условиях от таких расходов никуда не деться, но встает главный вопрос – а каким ростом производства мы сумеем заместить все эти, явно непроизводственные, расходы? И возможно ли вообще заместить нынешние огромные траты ресурсов и выпадающие доходы, особенно при отсутствии грамотной и реальной стратегии по развитию подлинно рыночной, конкурентной экономики? Той самой экономики с миллионами некрупных предпринимателей — локомотивов прогресса? Пока это замещение остается только мечтой и благими пожеланиями. А ведь государственные мощности, кажется, на пределе. Что же касается подсанкционного олигархического бизнеса, то он показывает, по-моему, сильную деморализацию и неэффективность. Так кто же поможет нам выстоять?

Один из ответов может быть таким, на мой взгляд: помогут правильно расставленные приоритеты бюджетного планирования. При этом если мы не будем в достаточной степени финансировать нужды и потребности миллионов наших работников (в социальном, житейском, бытовом плане), то отдачи от них мы не получим. Ни налогов в достаточной степени, ни открытия новых бизнесов и прибылей. Ведь расходы бюджета-2023 год превысят доходы примерно на 3 трлн рублей, и с бывшей еще недавно финансовой благостью и вольностью всем нам придется проститься.

Лично мне непонятны ведущиеся в экономических кругах разговоры про возрождение порочной практики складывания излишков средств от продажи страной природных ресурсов в «кубышку». Помилуйте – какая «кубышка», какие излишки, когда мы режем почти все социальные статьи расходов?! Какие закупки валют дружественных государств Минфином, о которых тоже кое-где в верхах толкуют?!

Излишки, если таковые вдруг обнаружатся, необходимо направлять на создание рабочих мест и сотен тысяч новых мелких производств, на развитие крупной производственной базы, восстановление заводов. На новую индустриализацию России, наконец! Об этом говорит, например, наша «Партия дела», иные разумные общественные силы, об этом говорят серьезные экономисты вроде Михаила Делягина. Не хватит ли нам играть с монетаристскими «штучками» и теориями западного образца в собственной финансовой политике?

По планам, в течение четырех лет наше правительство ориентируется на постоянный рост инвестиций — с 25,6 трлн рублей в 2022 году до 31,92 трлн руб. в 2025-м. Удивительный оптимизм! Откуда ждать золотого потока инвестиций? В действительности российскую социальную сферу ждут крайне нелегкие времена. Премьер-министр Мишустин недавно сообщил, что с 1 января 2023 года предлагается ввести некое «универсальное пособие» для семей с низкими доходами, что будет просто суммированием уже существующих пособий.

То есть, ждать повышенной социальной, финансовой поддержки при небывалом росте цен и тарифов ЖКХ миллионам небогатых семей особо не стоит. Скорее наоборот – возрастут расходы людей на ту же медицину, поскольку даже по страховкам в поликлиники и больницы теперь без денег в кармане лучше не приходить. Почему возрастут? А потому что приоритеты расходования средств бюджета, о чем я начал говорить выше, выглядят очень странно.

По общей строке «Здравоохранение» в грядущем бюджете планируется потратить 1,469 трлн рублей — это примерно 1% от ВВП. Не маловато ли? Прозвучало, например, что расходы правительства по федеральному проекту «Борьба с онкологическим заболеваниями» в 2023 году снизятся на 19%. Это следует из пояснительной записки к закону о бюджете, о чем и пишут СМИ.

Неужели рак побороли, а мы об этом и не слышали? Значит, нам уже не нужно построить 420 центров амбулаторной онкологической помощи и переоснастить 160 больниц и диспансеров в регионах? Если в 2022 году будет израсходовано 189,6 млрд рублей на решение онкологических проблем, то в 2023 году эта сумма уменьшится до 153,7 млрд.

А взять федеральный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями». В 2022 году бюджет выделяет на это 25,7 млрд рублей, а в 2023 будет только 17,5 млрд — сокращение почти на треть. А программа «Развитие инфраструктуры здравоохранения»? Здесь денег дадут меньше на 22%. На проект модернизации первичного звена системы здравоохранения выделят на 10% меньше средств. Получается, здоровье нации – это та сфера, которой можно пренебречь?

Конечно, латать «тришкин кафтан» бюджета – дело трудное и неблагодарное. На всех, жаждущих помощи, финансов не напасешься (тем более что новый бюджет РФ предполагает снижение ВВП на 2,9% в текущем году. Нас ждет сокращение доли нефтегазовых поступлений с 42% в 2022 году до 30,3% в 2025-м, и это, кажется, довольно оптимистичные прогнозы). Но почему надо в первую очередь урезать важнейшие социальные статьи расходов, такие, как охрана здоровья населения страны? А сократить, например, число чиновников-столоначальников не пробовали? Это ж миллиарды высвобождаются – хватит и на оборону, и на безопасность, и не надо будет больницы оставлять в нищете.

Но разве чиновная братия станет ущемлять свои интересы? Они лучше поднимут уровень штрафов и налогов, усилят фискальную политику, «дожмут» малый и средний бизнес, а там хоть трава не расти. Население, конечно, с трудом, но вытерпит новый виток роста цен и тарифов. А что еще нужно минфиновскому бюрократу, как не отчитаться об «успехах» в наполнении бюджета? Хотя, какие уж тут успехи, в самом деле, при триллионных-то дырах…

А теперь немного о ситуации в «параллельном мире» провинции, о чем я недавно уже писал. По логике вещей здесь дела пойдут еще хуже, чем в центре. Видимо, традиционно повторят все несуразности и перекосы федерального бюджетирования, только с еще большим усердием и неистовством. Несмотря на то, что в той же Саратовской области ситуация сложнее, чем в целом по РФ. По данным статистики прибыль организаций региона в январе-июле 2022-го снизилась (к 2021-му году) на 23,3%. Почти треть (28,6%) организаций в Саратове – убыточны, то есть, их надо спасать или закрывать.

Но на какие средства спасать, когда местный бюджет год от года худеет, и уже долгое время составляет едва половину от потребностей города? Это ли не позор местной власти? Растет вал долгов граждан и организаций — общая просрочка по кредитам банков и займам более 227,2 млрд, это чуть ли не пара годовых бюджетов области! Даже по официальным подсчетам местная розничная торговля показала минус 2%, а в реальности люди стали еще меньше покупать и тратить, потому что не хватает на жизнь, потому что на всем стали экономить.

Вот одна только цифра: всего 7% составляет доля тех, кто по основному источнику дохода относится к числу предпринимателей или самозанятых в Саратове (в развитых странах малый бизнес обеспечивает до 70 % и более всех рабочих мест). И такая удручающая картина в Саратове видится при почти уничтоженной крупной промышленности. Что же будет показывать на деле город, кроме красивых отчетов «наверх»? Но изводить бумагу – не товары производить, как мы понимаем…

При этом средняя общероссийская доля бизнесменов оценивается в 9%. Почему Саратов в аутсайдерах по предпринимательской активности? И не потому ли у нас тарифы повышаются больше, чем в иных регионах РФ? Не потому ли у нас и доходы людей падают – если в июне, по информации Саратовстата, средняя зарплата составляла 44 тысячи рублей, а уже месяцем позже стала только 42 тысячи и падение, конечно же, продолжится.

В этих условиях бюджетные приоритеты нашего региона должны быть четко переориентированы. В первую очередь — с финансирования множества имиджевых проектов (типа бульварных колец и триумфальных арок с памятниками царям) на финансирование развития социальной сферы, малого бизнеса, воспитания квалифицированных трудовых ресурсов для местной промышленности. Это азы разумного бюджетного поведения в кризисные времена. И мне странно что они не доходят до некоторых ответственных господ.