О вызовах новой экономике - Партия Дела
Присоединиться

2022-й год подходит к концу и где-то примерно через месяц мы будем подводить его итоги. Какими они окажутся – совсем неутешительными, или проблески надежды на победу по всем направлениям, в том числе от экономического до социального, все-же, у нас останутся?

Предварительно хочу сделать несколько замечаний и наблюдений о текущем положении вещей. В первую очередь трудно, конечно, не заметить прохождение явной рецессии в российской экономике. Эту экономику условно можно назвать «новой», потому что существует и выживает она в довольно непростых, если не сказать, экстремальных условиях изоляций и ограничений, в условиях небывалого мирового вызова.

Поэтому рецессия в России была ожидаема. И даже хотя бы потому, что бизнес лишился не только львиной доли внешних инвестиций и рынков сбыта, но и сотен тысяч рабочих рук – им государство нашло иное применение, нежели производительный труд.

В итоге, по данным федерального Минфина, прошедший октябрь показал 20% падение поступления в казну налогов (в годовом выражении). Но не экспортных налогов, которые пока еще держатся, до введения Западом против нас полного эмбарго, а тех налогов, которые не связаны с добычей и экспортом нефти и газа.

Примерно на 8% сократились поступления ключевого налога – НДС. Обвалились на 26% год к году и сборы налога на прибыль. По итогам 3-его квартала в целом российский ВВП просел на 4% год к году, а четвертом квартале спад прогнозируют вообще до рекордных 7,1%.

Однако, нельзя говорить только о снижениях, есть и хорошие цифры. Так, скажем, минувший октябрь бюджет России «закрыл» с профицитом. Собрано было в виде налогов 2,4 трлн рублей налогов, а потрачено только 2,327 трлн рублей. Остаток в казне — 73 миллиарда рублей, что говорит о главном: деньги у нас еще есть в стране. И задача нынешнего этапа – использовать оставшиеся ресурсы крайне мудро и осторожно, поскольку мир вползает в «идеальный экономический шторм», о чем предупредил первый вице-премьер Андрей Белоусов. Конечно, ко всем бедам нам не хватало добавить еще и вот эту? Но, к счастью, мы научились за годы работы в каких-никаких рыночных условиях находить выходы из, казалось бы, самых тупиковых ситуаций.

Другой вопрос, что при всем опыте и расторопности федеральной экономической власти, она вынуждена считаться с принимаемыми в регионах, на местном уровне, решениями. А они бывают весьма странными и не сильно обдуманными с социально-экономической точки зрения. Вот последний пример из Саратовской области, где региональное руководство снова решило резко поднять сборы с населения, что есть, как известно, самый простой и тупиковый путь решения проблем, только разгоняющий инфляцию, раздражающий людей, плодящий иждивенцев в системе ЖКХ.

На фоне того, что областное правительство берет очередной кредит на 4 млрд рублей, все туже затягивая долговую финансовую петлю на региональной экономике, наши чиновники решили хоть как-то поправить дела, подняв сборы на так называемый «капремонт» почти на треть, в реальности — более, чем на 27%. Дескать, размер взносов не повышался аж 8 лет и теперь – вот вам, бабушки, и Юрьев день…

Конечно, мы понимаем, что расходы коммунальщиков растут за счет общего повышения цен на стройматериалы, ресурсы, услуги по стране. Но решать их проблемы за счет населения, у которого доходы явно не растут, а продолжают падать год от года – лучший ли это пример социальной политики со стороны региональных чиновников?

Ведь только за один 3-й квартал доходы россиян снизились на 3,4% по сравнению с тем же периодом 2021 года, как сообщает Росстат. Медианная зарплата по стране едва дотягивала осенью до 40 тысяч рублей – при таких-то растущих ценах! И это выглядит тем более грустно на фоне грядущего декабрьского внепланового повышения коммунальных тарифов.

Это какие-же цифры в платежках увидит народ в январе 2023-его года, очнувшись от новогодних застолий? И не пора ли притормозить наращивать тарифы в угоду коммунальным дельцам, а искать источники доходов в развитии малого и среднего бизнеса, здоровой конкуренции? Не пришло ли время грамотных и эффективных государственных инвестиций в производящий, а не спекулятивный сегмент экономики?

Но вернусь к федеральной повестке. И вот здесь, кстати говоря, правительство РФ предпринимает куда более разумные экономические меры для выправления ситуации с выпадающими налоговыми доходами бюджета. Деньги изымаются не только с населения за счет роста коммунальных и иных тарифов, но распечатываются и резервы того же «Газпрома». Этой, явно небедной организации, предписано выплатить бюджету России более 1,24 трлн рублей в виде надбавки к НДПИ. И газовикам явно есть, пока что, с чего раскошеливаться. Как сообщают федеральные СМИ, «общие нефтегазовые доходы подскочили почти вдвое и составили почти 1,3 трлн рублей в октябре против 688,2 млрд в сентябре». Однако, это неустойчивая тенденция. Прошло резкое сокращение почти до нуля поставок европейским странам. А грядущее полное нефтяное эмбарго ЕС, скорее всего, заставит нас тратить годами накапливаемые финансовые и ресурсные резервы, причем, из тех, что не попали под западные санкции и «замораживания».

Эксперты-пессимисты из ВТБ, например, говорят, что в бюджете 2023 года будет, скорее всего, зиять финансовая «дыра» где-то до 4,5 трлн рублей. И если это окажется правдой — то чем же мы все, общими усилиями страны, будем данную дыру закрывать? И не пора ли государственным чиновниками «пощипать» все остальные монополии, в том числе и сырьевые, чтобы не снимать с народа последнюю рубашку?

Но что же по большому счету способно остановить неприятную для страны тенденцию снижения доходов бюджета, замедления экономики в целом? Я лично согласен с теми аналитиками и экспертами, кто говорит, что нам надо преодолеть результаты системного социально-экономического кризиса 2012-2019 годов, который развивался еще до пандемии и начала СВО. Ведь что глобально в стране случилось в те ушедшие годы, и что пора бы нам всем осознать?

Десять лет назад у нас всех был довольно существенный ресурс развития – от реализуемых планов роста и наращивания оборотов, до возможности привлечения инвестиций в перспективные отрасли и проекты. Затем возобладала тенденция наращивания устойчивости социально-экономической и политической системы, которая пошла в ущерб развитию. Пресловутая «оптимизация» всех сфер – от армии до медицины — стала перераспределением ресурса развития, изъятием его из всех структур.

В самом деле – разве мы не наблюдаем все последние годы все более настойчивые попытки создать механизмы, так сказать, экстремального налогообложения людей и малых бизнесов? И речь идет не о простом постоянном повышении налогов, цен и тарифов для населения и МСБ. Речь еще и о том, что при постоянном понижении реальных доходов (что и длится все истекшее десятилетие), по сути, люди и бизнесы облагаются как бы дополнительным налогом, ведь деньги не исчезают в никуда, они стремятся, так сказать «вверх».

И что интересно, понижение реальных доходов населения можно назвать даже «налогом на модернизацию страны», потому что высшие экономические чиновники хотят и хотели сберечь свои финансовые кубышки (фонды), зато они активно пытались модернизировать и развивать страну и экономику за счет снижения доходов массы людей и мелкого предпринимательства.
Но это получилось и получается не слишком удачно: народ беднеет, экономика стагнирует, а то и вовсе заваливается куда-то вбок. Ни подушевой ВВП, ни доходы, ни потребление народа в реальности практически не растут. К тому же, как вышло сегодня, без притока капитала извне нашей экономике гарантированы дополнительные застойные процессы.

Конечно, всем нам до снижения уровня жизни к «девяностым» годам еще далеко, поэтому руководство, особенно регионального уровня, что называется, не чешется. Оно видит резерв финансовой прочности у населения, видит, что «еще можно стричь» — чем с удовольствием и пользуется. Но всему есть предел, и он уже виден. И что будет, когда и эти резервы закончатся, а малый и средний бизнес окончательно загнется при том, что некоторые крупные предприятия нам восстановить и запустить не удастся? Что будет с массовой безработицей, что будет с товарным наполнением рынков?

Конечно, все эти вопросы стоят пока не так остро и их решение переходит на грядущие годы. Однако, надолго конкретные реформаторские действия откладывать больше нельзя. Вызовы новой экономике РФ сегодня выглядят слишком серьезными, чтобы мы могли обойтись полумерами.