Олег Комаров дал экономический прогноз на 2024 год - Партия Дела
Присоединиться

Как всегда, к Новому году хочется избавиться от тревожных мыслей и ожиданий, хочется надеяться только на лучшее. Некоторые события дают к этому основание, например, недавняя и довольно знаковая встреча Владимира Путина с​ Российским союзом промышленников и​ предпринимателей (РСПП).

Там поднимались важные вопросы, например, о «новой приватизации» – изъятии активов у​ собственников. Как реальный способ закончить с элементами «раскулачивания» российского предпринимательства, глава государства предложил интересную меру: законодательно ввести 10-летний срок с​ момента приватизации, когда органы прокуратуры могут оспорить соответствующие решения в​ случае допущенных процедурных нарушений.

Очевидно, в новом 2024 году мы должны увидеть (или не увидеть) скорость и качество выполнения данных обещаний и предложений. Ну а предприниматели пообещали президенту открывать новые рабочие места, вкладывать зарабатываемые деньги у себя на Родине.

Что ещё ожидать в наступающем году? Видимо, ЦБ РФ продолжит свою политику под условным названием «таргетирование инфляции любой ценой, даже ценой упадка бизнеса и стагнации». Чем такая ситуация оборачивается для экономики России? ​Об этом хорошо сказал один очень компетентный и искренний экономист:

«По итогам предыдущих периодов мы видим, что сальдированный финансовый результат обрабатывающей промышленности в стране с начала года упал на 2,5 трлн рублей. А суммарная прибыль банков в этот же период выросла на 2,5 трлн рублей, а к концу года, по прогнозам ЦБ, она будет составлять 3 трлн рублей. То есть, повышение ставки рефинансирования, так или иначе, привело к уменьшению доходности промышленности и увеличению доходности банков. Исходя из этого, сразу понятно, кто и на чьём горле держит хватку».

На 2024-й год приняты пока что основные цифры бюджета России: доходы – 35 трлн рублей, расходы – 36,6 трлн. Дефицит бюджета в 0,9% ВВП считается не слишком опасным, тем более что финансироваться он будет за счёт выпуска облигаций федерального займа на 4 трлн рублей. Ещё 1,3 трлн планируется взять из Фонда национального благосостояния –государственной кубышки на форс-мажорные нужды.

Задача Правительства РФ на будущий год та же, что и всегда: не обрушить экономику, не скатиться в гиперинфляцию и не обвалить слишком уж сильно курс рубля, как это случилось в уходящем году. Интересно, что финансовые возможности, доселе скрытые, в России ещё довольно большие. Напомню, как министр финансов Антон Силуанов на июньском экономическом форуме в Санкт-Петербурге отметил: всего за три года (с 2019 до 2022), расходы бюджета РФ выросли в 1,5 раза – с 18 до 29 трлн рублей.

Так что за пять лет (c 2019 по 2024) бюджетные расходы страны вырастут, видимо, уже более чем вдвое. За счёт чего? Думаю, просто больше доходов из ВВП будет «заноситься в бюджет», притом что раньше они «расписывались» в иные, не всегда явные места общего финансового пространства России.

Таким образом, должен по-прежнему работать довольно ясный механизм: больше вырастет экономика, больше налогов получит бюджет. Одновременно будет работать механизм и с инфляцией: больше вырастет инфляция, больше рублей соберёт бюджет. То же самое и с курсом доллара: чем он выше, тем больше рублей получает бюджет от внешней торговли.

Это, так сказать, базовые установки нынешнего экономического поведения наших монетарных властей, которые вряд ли поменяются в 2024 году. Хотя довольно удивительно, что, считая такую свою политику верной и эффективной, некоторые важные ведомства впадают при этом в прогнозный пессимизм. А как объяснить иначе тот факт, что Минэкономразвития предсказывает: в этом году рост экономики составит 2,8%, а в следующем всего лишь 2,3%. А вот ЦБ РФ говорит о росте в этом году на 1,5-2,5% и только на 0,5-1,5% в 2024 году.

При таком уменьшении экономического роста возникают опасения: а хватит ли бюджету наступающего года денег на индексацию минимальных зарплат, на пенсии, рост пособий семьям с детьми, на поддержку гражданской промышленности? Несомненно, что нужные деньги получат ВПК, автопром, авиа- и станкостроение, программа развития беспилотников, но вот хватит ли на расходы по социальным программам и потребностям?

Пока что здесь ответ звучит обнадёживающе: в бюджет-2024 заложено «на социалку» дополнительно денег 1 трлн рублей (+15%). Пенсии индексируют на 7,5%, поднимут МРОТ. В год выборов это, конечно, надо было предусмотреть обязательно. Ну а то, что госслужащие обойдутся без ежегодной индексации зарплат, им не привыкать, тем более это не самая обделённая категория российских работников.

Чем ещё интересен будущий бюджет? Увеличатся на 10% в среднем тарифы на ЖКХ для населения, а расходы на образование и здравоохранение останутся ровно на нынешнем уровне, что, конечно, довольно печальный показатель: ведь нельзя не учитывать, что инфляция уменьшает на 10-15% реальный размер этих расходов.

Конечно, есть соблазн сравнить бюджет-2024 с теми годами, когда страна не была занята решением глобальных геополитических проблем. Например, если средняя доля расходов на экономику в 2015-2021 была 15,2%, то теперь она опускается до 10,7%. Будет ли экономический рост при таких финансовых показателях? Маловероятно даже при самых героических усилиях.

А о чём говорит тот момент, что теперь на социальную политику направят 21,1% бюджетных расходов вместо прежних 28%, и при этом доли бюджетных трат на образование падают с 4,5 до 4,2%, а на здравоохранение с 5,5 до 4,4%? Это говорит только о том, что ждать улучшения социального и даже физиологического самочувствия населения РФ в 2024 и последующих годах просто не приходится. Ну а падение уровня культуры и образования в стране настолько наглядное, что достаточно включить любой телеканал (кроме, пожалуй, «Культуры»), чтобы избавиться от иллюзий.

И, конечно, надо здесь отметить озвученный госпожой Набиуллиной план ЦБ РФ – три возможных сценария развития экономической ситуации в 2024 году и в два года последующих. Оптимистичный – это если инфляция в России вернётся к уровню 4% годовых, притом что ставка рефинансирования ЦБ тогда будет снижена. В 2025 году ключевая ставка станет ниже 10%, а в 2026 году уже выйдет на уровень 6-7%. ​ Я лично не сильно в это верю, как и многие разумные эксперты-экономисты в стране, слишком уж много политических факторов влияют на экономику, чтобы она развивалась спокойно и поступательно.

​А при усилении санкционного давления на Россию, при дальнейшем ухудшении международного положения, снижения инфляции в 2024 году не будет, и в лучшем случае этого получится добиться только в 2025 году. Более того, повторим: в 2024 году рост в российской экономике сократится. Скорее всего, этот умеренно негативный сценарий и будет воплощён в реальности.

Ну а самый плохой вариант будет осуществлён при условии начала глобального мирового финансового кризиса, что очень даже, вероятно, на фоне событий на Ближнем Востоке. В этом случае, ЦБ РФ прогнозирует ускорение инфляции в России до 11-13% годовых. А возвращения экономики к сбалансированным темпам роста в условиях мировой турбулентности в последующие три года не случится. ​Здесь я считаю важным отметить лишь тот момент, что реальная инфляция у нас (особенно продуктовая) уже достигла и даже превысила эти возможные негативные показатели в 11-13%. Так что особо напугать нас уже не получается.

Подводя итог этому обзору установлений и прогнозов на наступающий 2024 год, следует сказать: вряд ли будет легче, чем в году уходящем. А, скорее всего, будет труднее. Россия никак не может окончательно изолироваться от мировой экономики, по крайней мере, западной её части, не может стать полностью самодостаточной и окончательно «импортозаместиться».

Поэтому влияние западного мира, его злонамеренного давления будет ощущаться, увы, всё сильнее (здесь я и рад был бы ошибаться). Насколько мы продолжим успешно и эффективно сопротивляться, а то и наступать, настолько минимизируются для РФ все риски и последствия нынешнего глобального экономического и политического противостояния в мире.