Кадастровая переоценка ударит по населению и бизнесу, но не спасёт бюджет Саратовской области - Партия Дела
Присоединиться

Муниципальные власти Саратова вошли в тандем по интересам с властью региональной. Придумали очередное повышение налогов (по сути – поборов). НДФЛ или НДС трогать побоялись, да это и не местное дело. А вот взять, да и изменить кадастровую стоимость объектов недвижимости в Саратовской области – это было во власти региональных бюрократов. А тот факт, что это «мудрое нововведение» приведёт к резкому росту налогового бремени для собственников квартир, иной недвижимости – это мало волновало тандемщиков.

В 2020-м году кадастровая стоимость всех зданий и сооружений по Саратовской области составляла 2,1 триллиона рублей, а помещений и машино-мест – 1,4 триллиона рублей. В 2023-м году стоимость всех зданий и сооружений выросла до 4,6 триллиона рублей, а помещений и машино-мест — до 2,4 триллиона.

Всё это скромно назвали «кадастровой переоценкой», и не придерёшься, подумаешь – формальность какая… Одним росчерком пера, что называется, лёгким мановением бюрократической длани без всяких на то серьёзных экономических обоснований так резко вздёрнуть стоимость активов – это надо было суметь и постараться. Зато теперь работать над реальным усилением экономики, реальным наполнением бюджета не надо: сиди себе и пересчитывай миллиарды, собранные с нищающего населения и умирающего бизнеса.

А поскольку жильё в многоквартирных домах выросло по новой кадастровой стоимости на 275%, то жители региона с ужасом вскоре обнаружат, что налоги на недвижимое имущество утроились. Для них это – как гром среди ясного неба, ведь никто и не думал следить за скучными «кадастровыми переоценками».

В Саратове недвижимость подорожала по новой кадастровой оценке в 2,1 раза — с 2,5 триллиона в 2020 году до 5,2 триллиона в настоящее время. При этом средняя стоимость квадратного метра в многоквартирных домах саратовцев выросла на 291%.

Зачем надо было кадастровую стоимость жилья приближать к рыночной – это отдельный вопрос. Скорее всего, роль сыграла обычная жадность, некомпетентность и недальновидность управленцев – поменьше поработать, побольше получить. А то, что при этом они не достигнут желаемого эффекта (наполнить тощий бюджет), или достигнут его на короткое время (а потом все разорятся) – они просто не задумываются. В нынешних условиях у столоначальников девиз простой – нам бы день простоять, да ночь продержаться. А там – гори оно всё синим пламенем…

Да, для приличия гражданам было выдвинуто предложение оспорить новую кадастровую стоимость квадратного метра и указать на ошибки оценщиков. Но сделать это владельцы недвижимости смогут лишь до 21 сентября. Они и опомниться–то не успеют, те, кто вообще поймёт, что произошло, и как нагло (но и изящно!) снова залезли к ним в карманы. К тому же я уверен, что для оспаривания новой кадастровой оценки его квартиры гражданину придётся проводить альтернативную, свою оценку с нанятым специалистом, что обойдётся ему подороже даже, чем новый, втрое повышенный налог на недвижимость. В общем, куда ни кинь – а плати, плати, плати…

Ещё два года назад многие мои коллеги по бизнесу били тревогу, потому что мы понимали: пересмотр кадастровой стоимости квадратного метра в объектах коммерческой недвижимости приведёт к волне новых банкротств в регионе. А саратовский некрупный бизнес и так еле выживает на волне подорожания бензина, товаров, падения рубля и прочих экономических неурядиц. Но нас тогда мало кто услышал, шла эпидемия и на её фоне всё как-то заглохло. Зато теперь – вот вам и Юрьев день…

Но что, пожалуй, самое обидное – это почти полная бессмысленность, если уж не говорить о социальной вредности этой «кадастровой акции». Посмотрим на исполнение регионального бюджета. При росте доходов на 1 сентября 2023 года в 9,0% к аналогичному периоду прошлого года (114 млрд руб), расходы выросли на 10,8% (108, 8 млрд руб). То есть, рост расходов почти на 2% превышает рост доходов по Саратовской области. И разве дополнительными поборами с бизнеса закроешь эту серьёзную «дыру»? Только разоришь десятки, сотни предприятий, лишишь работы тысячи людей.

Что же касается дефицита бюджета Саратова, то с декабря 2022-го года он составлял 460 млн. рублей. На тот момент консолидированный бюджет города на 2023 год предполагался в объёме 22,7 млрд. рублей. А вот налоговые и неналоговые доходы Саратова составляли порядка 10,880 млрд. рублей. В июне текущего года было принято решение Саратовской городской Думы № 36-378. Согласно ему, дефицит городского бюджета составлял уже 1 млрд. 408 миллионов рублей, или 12,8% от утверждённого годового объёма доходов МО «Город Саратов».

По данным одного сетевого саратовского СМИ, общий объём уже привлечённых городским бюджетом банковских и бюджетных кредитов, согласно заключению КСП, такой: «На период к 1 января 2024-2026 годов в проекте бюджета Саратова предлагается установить верхний предел муниципального долга в сумме 8 млрд. 837,3 млн. рублей. Что составляет 80,44% к собственным налоговым и неналоговым доходам бюджета города на 2023 год». Вдумайтесь: объём кредитов (уже привлечённых и тех, что планируется привлечь) составляет 80% от тех доходов бюджета, которые Саратов может самостоятельно собирать. Вывод может быть только один: сегодня бюджет Саратова — это бюджет города-банкрота».

Итак, все эти печальные цифры лишь показывают уровень нынешнего управления городом и его экономикой. И вот этот, мягко скажем, невысокий уровень, слабые компетенции сегодня пытаются прикрыть валом денег, которые будут собирать с предпринимателей, а позже – и со всех владельцев недвижимости в Саратове. Но прикроют ли? И надолго ли – вот в чём вопрос. Не слишком ли велика будет социальная и даже политическая цена того, чтобы лишь слегка и на время уменьшить дефицит бюджета?