Оптимизация системы выплаты льгот приведёт к тому, что граждане перестанут воспринимать её как помощь государства
Не так давно наше государство в лице чиновников начало реализацию идеи компенсировать льготы и платить субсидии за ЖКХ не людям, а напрямую ресурсоснабжающим организациям (РСО). Дескать, счастливые граждане сэкономят на выплате комиссий банкам за переводы. Конечно, никто не будет против толковой и полезной инициативы по упрощению доступа к льготам по оплате услуг ЖКХ. Тем более, трудно возражать против возможной экономии денег малообеспеченных жителей страны.
Скажу так: настораживает само понятие «оптимизация» — мы видим, как оптимизировали наше здравоохранение и образование. Нас радуют сегодня тем, что льготники оплачивают или будут оплачивать услуги ЖКХ на 30–50% меньше их стоимости (в зависимости от категории). Вот эта указанная разница в полной и льготной оплате будет подтверждаться именным электронным сертификатом. Оформить такой документ можно будет в МФЦ, на портале Госуслуг или в органах соцзащиты. Так описывают лучезарное будущее льготников чиновники федерального Минстроя. Они обещают, что вскоре в каждом регионе будет сформирован реестр электронных сертификатов под конкретные льготные категории.
И как же, судя по обещаниям, будет выглядеть этот «оптимизированный» процесс передачи денег по льготам не людям, а РСО? «Денежные средства будут попадать на счёт поставщика услуг, а гражданин сможет получить меру поддержки в момент оплаты за услуги, что в свою очередь будет способствовать собираемости и сокращению задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Реализован будет данный сервис с последующей его реализацией не ранее 2024 года», — говорят в Минстрое.
Под «оптимизацию» подстелили соломку надёжных оправданий: якобы участились случаи нецелевых трат субсидий, которые перечисляются напрямую. В результате льготники тратят эти деньги не на ЖКХ, что часто приводит к накоплению долгов перед РСО. Возможно, бывает и так. Когда человеку, например, не хватает на еду, он не побежит первым делом кормить энергетических монополистов.
Но значит ли это, что надо меньше доверять людям, а больше – бюрократам из РСО? Значит ли это, что надо меньше доверять ветеранам труда, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны и другим льготникам, а надо доверить очередные миллиарды в вороватые руки дельцов от «коммуналки»?
Думаю, что крупные суммы субсидий будут расхищаться, как расхищались до этого триллионы рублей в системе ЖКХ. Коммунальные чиновники и махинаторы-концессионеры, вроде саратовских, будут ныть, что в системе ЖКХ снова не хватает денег на ремонты и модернизацию, чем и станут оправдывать очередное повышение тарифов.
А ещё, на мой взгляд, изменение и «оптимизация» системы выплаты льгот приведёт к тому, что некоторые граждане перестанут воспринимать её как помощь государства и станут менее дисциплинированными плательщиками за услуги ЖКХ. Вал неплатежей будет расти, то есть, инициаторы новаций получат полностью противоположный результат своим надеждам и чаяниям. Это ж чистая психология, которая почему-то редко учитывается при принятии решений такого вот рода.
Мы помним ещё, как это произошло с монетизацией льгот, когда льготы, компенсированные деньгами, по сути «растворились» и в реальности, и в сознании людей. Ведь деньги от монетизации влились в общие, личные и семейные бюджеты, были вскоре съедены ростом цен, инфляцией. Люди оглянулись вокруг и поняли: ни льгот, ни денег. Тоже самое, видимо, будет и сейчас с затеей по «оптимизации» выплаты льготникам по ЖКХ.
Не слишком верится и в то, что Минстрой собирается сократить количество необходимых для получения субсидий документов, что он сам станет уведомлять граждан о том, что у них появилась возможность получить льготы. Это как бы пытаются подсластить горькую пилюлю. Такие затеи всегда напоминают мне историю с так называемым «одним окном», куда заманивали людей, мол, это облегчит вам жизнь от засилья бюрократов из тысяч кабинетов. Да, окно для приёма справок-бумаг оставили одно, но собираемых справок зачастую стало больше. Так в чём был смысл?
Но что мы сегодня не говорим, а после драки кулаками не машут. На самом деле, уже есть закон, что отдельные регионы могут принимать решение о выплатах субсидий на оплату ЖКХ не напрямую гражданам, а именно поставщикам ресурсов. И там, где концессионеры-монополисты сильны, они «продавят» местных чиновников, чтобы деньги за льготы потекли на их счета, в их руки и карманы.
В подтверждение этих слов я хотел бы здесь процитировать компетентное мнение эксперта из финансового университета при правительстве РФ Оксаны Васильевой. Она предупредила, что новым механизмом могут воспользоваться не самые честные РСО (а сколько их у нас честных, не маловато ли?).
«Вопрос в том, не будет ли «мёртвых душ»? Обычно у нас, когда юридические лица получают деньги напрямую, то появляются откуда-то «мёртвые души». И очень много. Чтобы получать от государства как можно большие суммы. А потом будут возбуждаться уголовные дела по мошенничеству», — указала она.
Так что, судя по всему, именно нынешний (считай, уже прежний) вариант субсидирования льготников выглядит более привлекательным – меньше воровства и схематозов.