По следам МЭФ: корректировка экономического курса страны - Партия Дела
Присоединиться

Как известно, недавно Президент РФ Владимир Путин подписал новую концепцию внешней политики России. Коротко говоря, там зафиксированы очевидные для россиян вещи: человечество переживает эпоху революционных перемен, продолжается формирование более справедливого, многополярного мира.

Важно, что довольно ясно обозначены актуальные национальные интересы России. Среди них – защита независимости от деструктивного иностранного воздействия, защита прав, свобод и законных интересов российских граждан, сбережение народа и повышение качества жизни и, конечно, устойчивое развитие экономики.

Я специально перечислил здесь лишь пункты, относящиеся так или иначе к внутренним делам нашей страны, которые, положа руку на сердце, волнуют каждого из нас побольше, чем, скажем, внешнеполитическое упрочение взаимодействия с Китаем и «особо привилегированное стратегическое партнёрство с Республикой Индия».

А тот факт, что мы начали всеми силами увеличивать пропускную способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, собрались запустить транспортный коридор «Север — Юг», усовершенствовать коридор «Европа — Западный Китай», запустить коридор «Россия — Монголия — Китай», — говорит о том, что мы стали активно переориентировать вектор экономической жизни на Восток.

Но только ли географически, геополитически нам надо корректировать реалии экономической жизни в России? Или назрела необходимость серьёзного реформирования всей внутриэкономической повестки в стране? Ответ на эти вопросы дал в эти дни, я считаю, успешно прошедший Московский экономический форум (МЭФ).

Основные установки и тезисы, вокруг которых и шла оживлённая дискуссия, сформулировал перед форумом его руководитель, партийный лидер Константин Бабкин: «Главное – поднимать несырьевое производство. Это локомотив развития экономики и всего общества, который вытянет и услуги, и транспорт, и банковский сектор… Несырьевое производство создаёт спрос на труд, образование, создаёт запрос на научные разработки, является двигателем социального и технологического прогресса».

Итак, на МЭФ нашей экономике был выписан очередной умный, хотя и довольно незамысловатый рецепт оздоровления: низкие налоги, мягкая денежно-кредитная политика и протекционизм к собственным производителям.

Да, мы вынуждены это сделать, поскольку ведь получается так, что Россия занялась своеобразной модернизацией, то есть, строится суверенная экономика (если таковая вообще возможна на данном этапе мирового технологического развития). И происходит это на фоне мировых тенденций к деглобализации и многополярности.

На МЭФ пришлось услышать много выступлений, так или иначе призывающих осваивать исторический опыт СССР, современный передовой экономический опыт.

Что же показывает история? Оказывается, в периоды низкой кредитной ставки, мягкой денежно-кредитной и налоговой политики дела у нас шли в гору. Это доказывает сегодня и китайский опыт, где бизнес получает кредиты под 0, 8% годовых на фоне того, что в России средняя ставка держится на уровне 15%. И кто же после этого остаётся в выигрыше?

Однако, многие нынешние руководители правительства, кажется, к настоящей модернизации не готовы, так что МЭФ поставил главную задачу: донести до всех мысль о необходимости срочного перестраивания российской экономики, уже в текущем 2023-м году, если уж мы решили полностью отказаться от западных моделей.

Что еще предлагалось экспертами МЭФ на ближайшее время? Лично мне импонирует позиция, высказанная членом Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА, генеральным директором Института проблем энергетики Булатом Нигматулиным.

Он считает, что российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – не локомотив, а тормоз в развитии страны: у нас производится избыточное количество энергии, но при этом чуть ли не самые высокие цены на неё среди стран с развитой экономикой.

​Сегодня экономический рост сдерживают сверхвысокие цены продукции ТЭКа внутри страны – это особенно видно, если мы сравним стоимость аналогичных товаров с Америкой. В настоящий момент реальный курс доллара для такого сравнения должен быть 27 рублей. И рассчитан он должен быть на основе сопоставления цен на продовольствие в России и США. Исходя из этого, стоимость угля и электроэнергии у нас в два раза выше, чем в США. Причем, всё это внутреннее производство, мы ни у кого ничего не закупаем.

И вот что важно: то, о чём я много раз говорил и писал, на МЭФ подтвердил этот крупнейший эксперт в сфере ТЭК. Булат Нигматулин ещё раз призвал заморозить цены на энергоносители, заявив при этом, что по уму и совести, по всем экономическим показателям электроэнергия у нас должна стоить 3,5 рублей за кВт, а не 5,5-6 рублей, как это есть сейчас.

А нынешние, неоправданно растущие цены и тарифы просто убивают возможности для развития сельского хозяйства и промышленного производства.

Если коротко оценить всё разумное, высказанное в выступлениях экспертов и участников МЭФ, то я бы выделил несколько важнейших пунктов, выполнив которые, Россия на самом деле сделала бы качественный рывок вперёд.

— Необходимо увеличивать налоги на экспорт и снижать налоговое давление на бизнес. Это стимулирует инвестиции в несырьевое развитие РФ.

— Необходимо напитать экономику дешёвыми кредитами. Кредит должен даваться под 1% годовых и для промышленников, и для физлиц.

— Надо вернуть инвестиционную льготу по налогу на прибыль: если предприятие или человек вкладывает в производство, развитие бизнеса, то эти деньги необходимо освобождать от всех налогов.

— Надо увеличить наукоёмкий сектор до 26-27% к 2030-2035 годам, правда, если решим, как нам преодолеть «кадровый голод».

— Необходимо предпринять очередные срочные меры по наращиванию человеческого капитала в России, не допустить падения численности населения до 80 миллионов, как прогнозируется к 2040-му году. Надо стимулировать молодёжь работать в РФ, а также реально, деньгами заботиться об охране детства и материнства.

— Необходимо разработать и реализовать нацпроект развития малого и среднего бизнеса, вклад которого в ВВП, по примеру развитых и развивающихся стран, должен вырасти с 20 до 40-50%.

— Необходимо решить в 2023-м году вопросы ценообразования в ТЭК, серьёзно снизить цены на внутреннем рынке на сырьё, топливо, электроэнергию и металлы. Ликвидировать 30-40% наценку на электроэнергию, которую делают сетевые компании.

— Необходим отказ от нынешней кадровой политики назначения на должность руководителей, не прошедших необходимые ступени освоения профессии.

Конечно, невозможно в одном месте перечислить всё, что нужно для качественного обновления хозяйственной жизни России. Но я уверен, что итоговые документы МЭФ станут основой для серьёзной корректировки ошибок нынешнего экономического курса страны.