Противоречивые итоги Петербургского международного экономического форума - Партия Дела
Присоединиться

После Петербургского международного экономического форума хочется перевести дух и дополнительно обозначить ряд вопросов. Но сначала немного о самом событии. Участниками форума, согласно официальным данным, стали свыше 21 тысячи человек из 139 стран. В течение четырёх дней на форуме было заключено более 980 соглашений на общую сумму 6 трлн 430 млрд рублей – почти вдвое больше, чем в прошлом году. И это только те соглашения, которые не являются коммерческой тайной.

Почти шесть десятков стран по итогам ПМЭФ сообщили о своих намерениях вступить в БРИКС, ШОС и ЕАЭС, созданные Россией и её партнёрами. Эти государства «заявили о стремлении наладить практическое сотрудничество в новых форматах». То есть, получается, ни о какой экономической и политической изоляции России в мире и речи больше не идёт.

Из структурных изменений, которые государство намерено активно поддерживать и о которых заявил наш Президент, выделю:

— новое качество рынка труда;

— трансформация и усиление роли малого и среднего бизнеса в развитии экономики;

— раскрытие потенциала регионов России;

— снижение бедности, сокращение неравенства, повышение качества жизни российских семей.

В этом плане уже поступило от главы государства и практические предложения: возобновить с 1 февраля 2025 года ежегодную индексацию пенсий работающим пенсионерам. Хорошая идея – продлить срок софинансирования накоплений граждан по программе добровольных долгосрочных накоплений с 3 до 10 лет. Так что, если и по малому бизнесу поступят такие же «вкусные» предложения – буду только аплодировать.

Что же касается ипотеки, то здесь не так всё оказалось просто. На форуме прозвучало предложение Президента расширить программу семейной ипотеки по ставке 6% на покупку жилья в малых городах. При этом немного диссонансом выглядят данные главы ЦБ РФ. Напомню, что осенью прошлого года Эльвира Набиуллина выступила после заседания совета директоров Банка России и сообщила: темпы роста ипотеки достигли 30% в годовом выражении. Зато, по данным её же ведомства, в текущем году рост ожидается только в пределах 7-12%, что портит, конечно, радужную картину всеобщего жилищного счастья. Впрочем, возможно, предложение Владимира Путина на ПМЭФ по ипотеке оживит этот рынок?

Традиционно ярко показал себя на форуме глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Многие предприниматели, наверное, ещё год назад отметили его заявление на ПМЭФ-2023: «Самое страшное, что мы ориентируем бизнес на то, кто быстрее добежит до господдержки. Это как забава в советском доме отдыха «бег в мешках».

И вот на нынешнем ПМЭФ Макаров тоже отличился, процитирую: «Чтобы обеспечить экономический рост, надо изменить отношение к людям, отношение к делу… Как Россия будет становиться четвёртой экономикой мира по паритету покупательской способности? Мы три года уже четвёртые, а почему этого никто не заметил? Потому что это не влияет ни на что. Это не имеет отношения к качеству жизни и экономики. Надо говорить об уровне благосостояния. Надо говорить о достоинстве людей, о доверии». А ещё он бросил такую фразу: ««У нас форум экономический, а вы экономические вопросы поставили на третье место».

Прав ли он, или заблуждается – здесь можно поспорить, но экономика без ориентации на человека, на интересы гражданина, предпринимателя – это, как выражался наш Президент, «от мёртвого осла уши».

Из важных моментов прошедшего форума можно отметить то, о чём и лично я не раз писал в своих статьях: ещё раз было анонсировано создание в рамках БРИКС независимой платёжной системы, которая, по словам Владимира Путина, «… не будет подвержена санкционному или любому другому давлению». Это важный момент, потому что такая новая система (а в перспективе и валюта) будут привлекательны в условиях, когда темпы роста экономики России превышают среднемировые, причём, в основном, этот рост обеспечивается несырьевыми отраслями. Правда, на мой взгляд, нам надо уточнить один важный момент, и здесь я отвлекусь немного от темы ПМЭФ.

Вот есть президентский Указ (от 7 мая 2024-го года), который повествует нам о национальных целях развития РФ до 2030 года. В числе этих целей – устойчивая и динамичная экономика, технологическое лидерство, сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей. Это всё просто отлично. Там же идёт разговор о снижении уровня бедности ниже 7% к 2030 году. Там же речь идёт об улучшении качества среды для жизни в опорных населённых пунктах на 30% к 2030 году.

Обещается обеспечение граждан жильём общей площадью не менее 33 кв. метров на человека. Обещана и реализация программы модернизации коммунальной инфраструктуры, улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг для 20 миллионов человек.

Особенно интересно нам, предпринимателям, оказалось обещанное «обеспечение в 2024-2030 годах реального роста дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в 1,2 раза выше, чем рост валового внутреннего продукта».

Но если внимательно послушать ряд ключевых выступлений наших высоких экономических чиновников на ПМЭФ, то лично мне кажется, что они нацелены немного в другую сторону, на иные показатели и приоритеты (тем, кому интересно – советую почитать материалы форума).

Так, может, стоит развернуть их мысли и деяния в правильную сторону – в сторону основополагающего Указа главы государства? А не получается ли так, что по итогам ПМЭФ надо будет принимать уже обновлённую стратегию развития России?

И, кстати говоря, решения и документы другого форума, московского (МЭФ), проведённого недавно, куда более реалистично и выгодно совпадают со стратегией того самого Указа от 7 мая 2024.

А ещё я считаю важным обратить внимание на тот момент, что фактически параллельно событиям на ПМЭФ состоялось ожидаемое многими со страхом заседание ЦБ РФ, где могли ещё выше задрать ключевую ставку рефинансирования. Там хотели довести её чуть ли не до 18-20%, что окончательно бы придушило в стране деловую активность и кредитование.

Так вот, в ведомстве Эльвиры Набиуллиной оставили пока что так называемый «базовый» сценарий и текущую ставку в 16%, но не исключили и сценария «возможного». Дескать, если с инфляцией мы ничего не сделаем, то в июле ставку, всё же, поднимем.

То есть – всем приготовится! Ведь из-за планового и ничем не оправданного июльского повышения тарифов ЖКХ цены, однозначно, рванут вверх и инфляция серьёзно усилится.

«Выросла вероятность сценария, в котором потребуется дополнительное повышение ставки, чтобы придать новый импульс дезинфляции», – отметила Набиуллина и назвала вероятность разбалансирования темпов роста экономики, проблему дефицита кадров, рост инфляционных ожиданий и сильные геополитические риски. В общем, нас готовят к неизбежному…

А что надо, чтобы не поднимать ставку рефинансирования? «Нужна ценовая стабильность», — так заявляла глава Центробанка на форуме в Санкт-Петербурге, и трудно с ней не согласиться. Но цены у нас стабилизироваться и близко не собираются.

Было и ещё одно многозначительное заявление с её стороны о том, что рыночная ипотека в России станет доступнее, как только будет достигнут уровень инфляции 4%. Ну а цели по такому уровню инфляции, дескать, будут достигнуты только к 2025 году. Получается, это звучит как косвенное признание того факта, что инфляция у нас соответствует примерно ключевой ставке ЦБ РФ на уровне 16%. И расти они будут вместе, и, похоже, неизбежно.

Помимо июльского роста тарифов «коммуналки», инфляционные ожидания подстегнёт и грядущая налоговая реформа. Ожидается, что с 1 января 2025-го года соберут больше налога на прибыль (примерно на 200 млрд рублей), поскольку сам налог вырастет с 20 до 25%. Но это значит и то, что придётся ещё больше уменьшить количество кредитов – на те же 5%, что вряд ли хорошо скажется на деловой активности, а значит, и на ценах, и на инфляции.

В общем, так и продолжаем жить. С одной стороны – боремся, с другой – усугубляем.