Региональные власти должны быть ответственными перед предпринимателями - Партия Дела
Присоединиться

Многие граждане России, наверное, порадовались, когда пришла информация: за прошлый год в консолидированный бюджет РФ поступило 36,2 триллиона рублей налогов. Рост – на 7,7% в сравнении с предшествующим годом. Ведь чем больше собрано денег в казну, тем больше будет хороших дорог, новых домов и детсадов, увеличатся социальные выплаты. Или нет? Или весь пар уйдёт, как говорится, в «гудок»?

Давайте посмотрим на примере нашей Саратовской области. Из региона в консолидированный бюджет РФ за 2023-й год поступило 228,6 миллиарда рублей. Это больше, чем в 2022 году, на 25,8 миллиарда рублей или на 12,7%. Наши чиновники экономического блока, наверное, уже «сверлят дырочки в кителях» для наград.

Но меня не покидает ощущение, выражаясь словами классика, «пира во время чумы». Ведь можно один раз зарезать единственную, несущую золотые яйца курицу, и устроить знатную пирушку. Но что вы будете кушать завтра? На что вы завтра будете приводить в порядок полуразрушенную экономику региона, благоустраивать Саратов? Можно раз-другой «ощипать» ещё живой местный бизнес и собрать с него ударное количество денег. Но что вы соберёте завтра и как? Та же сухая статистика говорит: в 2023 году в Саратовской области открылось 1424 коммерческих организации, а закрылось 1887. Убыль – 463 предприятия. Это показывает нам горькую правду, о которой не устаю напоминать местным властям годами: вымирание бизнеса в регионе продолжается, и ничем хорошим для Саратова и области это не кончится.

Я уже отмечал, что у нас уничтожены многие конкурентные преимущества, например, стоимость электроэнергии для бизнеса в бедном саратовском регионе почему-то оказалась выше, чем в богатых Москве и Московской области. А ведь у нас эту энергию рядом и за гроши по себестоимости вырабатывает та же Балаковская АЭС. Почему саратовцы не просто ничего не имеют в смысле выгод от этого, но, наоборот, вынуждены ещё и доплачивать за электричество в сравнении с другими россиянами?

И ещё следует признать: эти дополнительные 25,8 миллиардов налогов в центр из региона – это недофинансированные городские и сельские муниципалитеты, и это – неоправданно возросшая налоговая нагрузка по прямым и косвенным налогам.

Далеко не все ещё у нас поняли, какую «финансовую бомбу» подложили под саратовцев и их бизнесы с новой кадастровой стоимостью. Опомнятся, конечно, когда начнут получать в 2024-м году налоговые документы. Но уже будет поздно, конечно. И каждому станет ясно: когда в разы увеличивается кадастровая стоимость – тогда же в разы вырастет и налог на имущество.

Так что, ещё раз скажу, что показатели открытия-закрытия бизнеса – это реакция предпринимательского сообщества. В 2023-м году с исками о банкротстве в налоговый арбитраж обращались 60 предприятий. Причины – выросшие налоги, дорогие тарифы плюс различные штрафные санкции. Зато чиновники, как я сказал выше, «сверлят дырочки», и ждут премий и наград. Нормальная это ситуация для региона, для страны, которым надо выстоять в нынешнем сложном противоборстве? Нет, конечно.

Правда, есть и свет в конце тоннеля. Пока региональные власти такими действиями душат малый и средний бизнес, федеральная власть собирается закрепить в законе ответственность региональных властей перед бизнесом.

Если это получится, то инвестирующий бизнес будет получать гарантии глав субъектов. В Москве поняли необходимость реформирования отношений региональных и муниципальных властей с бизнесом. Наконец, дошло и до высоких кабинетов, что у нас действует и сильно вредит делу большое количество устаревших норм, пробелов и противоречий, увеличивающих административную нагрузку. Дошло, что надо ускорять запуск проектов и увеличивать привлекательность регионов для вложений. Так что Саратовской области с её высочайшими тарифами и налогами вроде кадастровой стоимости придётся корректировать региональную экономическую политику, чтобы не нарушать новый закон.

Там, кстати, будут прописаны стабильные и предсказуемые условия ведения деятельности и сокращение административных барьеров, чтобы обеспечить вывод на рынок новых конкурентоспособных отечественных товаров и услуг.

А как иначе нам обеспечить технологический суверенитет страны? Как добиться того, чтобы объём инвестиций в ключевых отраслях России вырос на 70% к 2030-му году? Об этом говорил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию, и это не должно остаться для нас пустой декларацией.

Итак, хорошо, что готовящийся закон даст гарантии: условия предпринимательской деятельности не будут ухудшаться, пока длится определённый инвестпроект. Пока что всё это имеет рекомендательный характер для властей регионов, поэтому чиновники делают вид, что рекомендаций не слышали. Надеюсь, вскоре им это вменят императивно в обязанность.

А сейчас, как верно заметили в «Деловой России», «…пока у региональных чиновников есть возможность широко и по-своему интерпретировать гарантии бизнесу, у компаний возникают убытки».

Отличные законодательные новшества ожидаются и в том, что сократятся нынешние безумные по длительности сроки подключения бизнеса к инфраструктуре субъекта и получения всех документов. Ведь ни для кого не секрет, что нынешняя процедура выдачи разрешительных документов во многих регионах крайне негативно влияет на инвестиционную привлекательность.

Всё это было бы совсем хорошо, если бы параллельно полезным законодательным инициативам не продвигались в России и инициативы другого рода. Например, о так называемом «ценовом суверенитете». Вот уж это точно будет смерть для всего бизнеса в РФ, потому что закреплённая готовящимся законом «ценовая независимость» от мировой экономики, мне кажется, принесёт нам не долгожданный экономический прорыв и снижение стоимости товаров и услуг. Это, скорее, принесёт нам лавину директивных цен, новый госплан. И в особенности это опасно из-за нашего низкого уровня конкуренции во многих сферах. Мы рискуем усилить и без того уже наметившийся дефицит по ряду важных товарных позиций, а если он возникнет ещё и на рынке продовольствия – то пиши пропало, этого наш народ точно не оценит. Соскучились по талонам и карточкам, господа-депутаты, продвигающие «суверенные цены»? Почему-то у нас стало принято забывать основы рынка, где директивные цены – нонсенс. Или мы хотим, откровенно говоря, вернуться к командной экономике? Но это точно не самое лучшее, что было во времена СССР, скорее, это то, что подточило основы стабильности и политической системы. Недопустимо снова наступать на те же грабли.