Сценарий финансового будущего хромает
Банк России представил к публичному обсуждению проект основных направлений денежно-кредитной политики на 2025-2027 годы. А зампред этого банка Алексей Заботкин подробно обрисовал нам базовый и альтернативные сценарии развития экономики страны в указанный период.
Мимо этого, важнейшего для нашего финансового будущего события, пройти, конечно, нельзя, и каждому думающему бизнесмену, я считаю, следует внести свою интеллектуальную лепту в обсуждение.
Что обещает нам базовый сценарий от ЦБ РФ? Он основан на том, что предполагаемые процессы и общие дела в мировой экономике будут идти примерно, как сейчас. Вот цитата из пресс-конференции господина Заботкина:
«Центральные банки стран с развитой экономикой, стремясь вернуть инфляцию к цели, будут проводить жёсткую денежно-кредитную политику продолжительное время. Это приведёт к замедлению роста мировой экономики, что будет сдерживать рост цен на большинстве товарных рынков».
При таком развитии событий предполагается, что санкционная политика против России сохраняется все ближайшие три года. То есть, в первую очередь сохранится ситуация, когда товары российского экспорта будут продаваться с огромной и невыгодной нам скидкой к мировым ценам. Понятно, что и в плане товарного импорта будут нарастать некий «голод», потому что с нынешними затруднёнными платежами в заграничных банках проблема сама по себе не «рассосётся».
При таком базовом сценарии и грядущей товарной нехватке вряд ли инфляция в России угомонится, значит, надо ждать ещё большего ужесточения денежно-кредитной политики, ключевой ставки от 20% и выше, что совсем станет запретительным уровнем для кредитования.
Здесь я сразу замечу, что, судя по аналитическим, сетевым публикациям, действия Центробанка последних лет вызывают глухое недовольство даже в ведомствах экономического блока Правительства, прямо ответственных за экономический рост, и в некоторых крупных российских компаниях. Я уж не говорю о нас, средних бизнесменах, которым без нормального кредитования дела вести крайне затруднительно. И перспективы далеко не радужные.
У разумных экономистов и предпринимателей возобладала сегодня единая точка зрения: с инфляцией надо бороться, не давя платёжеспособный спрос. Умная и эффективная борьба с инфляцией – это наращивание производства товаров и услуг, которые этот спрос удовлетворяют. Именно поэтому надо не снижать доступность кредитов, но повышать.
Так что правильно пишут сегодня, что «…попытка Банка России остановить рост зарплат, повышая ставку – выстрел мимо цели, поскольку никакого влияния ключевая ставка ни на оборонное производство и растущие там зарплаты, ни на выплаты по СВО не оказывает». А это всё вносит, согласимся, существенный вклад в инфляционную раскрутку. Или мне так кажется?
А ещё согласно перспективному плану – особое внимание Банк России и Правительство РФ намерены уделять долевому рынку капитала. Они верно отмечают, что для полноценного развития рынка капитала важно формирование как спроса со стороны инвесторов, так и предложения со стороны эмитентов. Говорится, что «доверию на рынке капитала будут способствовать повышение прозрачности рынка, выстраивание долгосрочных взаимоотношений с клиентами, обеспечение защиты прав инвесторов».
Мне всё это кажется лишь благими пожеланиями и намерениями, потому что экономическая ситуация явно не располагает к инвестированию. Нестабильность налицо, и даже крупнейшие компании-маркетплейсы в центре Москвы страдают от стрельбы и кровавых разборок в духе 90-х, – какие уж тут благонамеренные капиталисты с мешками денег…
А таких красивых и умных слов, как я привёл выше, мы уже наслышались и начитались с лихвой. Только вот эффективными делами они оборачиваются крайне редко, к сожалению.
Я уже писал недавно об откровенной маниловщине, сквозящей в банковских «хотелках»-прогнозах на предстоящие годы. Ну, кто из нас поверит, что, согласно прогнозу ЦБ РФ, в 2025 году инфляция замедлится до 4,0-4,5 %, а в дальнейшем будет находиться вблизи четырёх процентов? И пусть даже сохраняются жёсткие денежно-кредитные условия, в том числе за счёт высокой ключевой ставки. Мы уже воочию видим: этот подход не работает, инфляция разгоняется, хоть ты совсем задуши кредитование, а вместе с ним и бизнес!
Тем не менее, ждать изменений в политике ЦБ РФ вряд ли приходится, наоборот, мы видим, что Эльвира Набиуллина сумела «поставить себя на твёрдую ногу» и фактически получила карт-бланш и право не прислушиваться к чужим советам и пожеланиям, от кого бы они ни исходили.
Главного банкира страны не сильно огорчает, видимо, тот факт, что экономика перестала расти, зато растут цены и падает жизненный уровень народа. Главное, закусив удила, денно и нощно бороться с проклятой инфляцией до тех пор, пока нынешнее топтание на месте вообще не сменится депрессией. А тот наглядный факт, что именно эта странная и упорная борьба до победного конца как раз и способствует разгону этой самой инфляции – он мало кого из ведущих банкиров смущает.
ЦБ РФ рисует нам приблизительные картины финансового будущего и помимо базового сценария. И эти картины совсем не дышат оптимизмом.
В одном случае – рынок труда остаётся жёстким, расширение предложения приводит к повышенному инвестиционному спросу, а давление на инфляцию усилится за счёт высокого внутреннего спроса и роста издержек организаций на оплату труда. В результате ЦБ РФ начнёт проводить ещё более жёсткую денежно-кредитную политику. То есть, денег в экономике и для бизнеса поубавиться ещё более существенно, чем при базовом сценарии – да куда уж больше-то сокращать!
При другом же сценарии значительно ухудшатся внешние условия – а к этому, лично я боюсь, всё и движется. И тогда на фоне рецессии в крупнейших экономиках и мирового финансового кризиса в 2025 году упадёт мировой спрос. Это приведёт к двухлетнему снижению ВВП России, который перейдёт к росту в 2-3% только в 2027-м. При этом допущении инфляция ожидается на уровне 13-15 процентов, а ключевая ставка будет до 22% годовых.
Но пока что нас успокаивают, как известную из песенки Утёсова прекрасную маркизу. По словам того же господина Заботкина, денежно-кредитная политика регулятора выполняет стабилизирующую функцию, поддерживая инфляцию на низком уровне. При такой инфляции спрос растёт вровень с расширением потенциала экономики, что не препятствует долгосрочному росту.
Где этот дальновидный банкир увидел «инфляцию на низком уровне», для меня загадка. Но ладно, чему удивляться: по их прогнозам, нас ждёт ещё и рост ВВП как в 2024-м, так и в 2025-м годах, хотя в следующем году рост будет более сдержанным – только 0,5-1,5%. Думаю, не надо пояснять, что это, конечно, не рост, а, скорее, лукавые игры со статистикой или просто статистическая погрешность.
А вот что делается сегодня эффективно, так это сбор денег с населения на банковские вклады. «Чем выше процентные ставки в экономике – по депозитам, по кредитам, по облигациям, – тем сильнее мотивация направлять дополнительные доходы на сбережения и, напротив, меньше желание брать кредиты. Соответственно, более высокий уровень ставок позволяет сделать спрос более умеренным. И быстрее устранить тот самый разрыв выпуска, который является главной причиной ускорения инфляции», – так в своих прогнозах утешают нас главные банкиры.
В противном же случае, если взять, да и «уронить» ключевую ставку, то, по страшным прогнозам, «набиуллиных», наши неразумные и алчные граждане бросятся забирать деньги с депозитов. Они тут же начнут лихорадочно «брать потребительские кредиты и покупать товары, так как депозитные ставки больше не компенсируют им будущую инфляцию, а долги будущая инфляция обесценит».
Осмелюсь заметить: а вдруг будет не так, как рисуют нам эти страшные прогнозы? Вдруг при низкой ключевой ставке расцветёт производство и бизнес, рынок наполнится отечественными товарами, цены пойдут вниз и гражданам станет хватать зарплат, а кредиты они станут брать лишь в редких крайних случаях? И инфляция скукожится.
Интересно, почему такие, вполне реальные и жизненные картины, уже не раз бывавшие в нашей практике, не приходят на ум мудрых банкиров из ЦБ РФ? И вот почему: я думаю, их сценарии ближайшего финансового будущего для России хромают на обе ноги – они мало реалистичны.
В реальности у нас ипотеку теперь дают под 22% и больше, а потребительские кредиты – под 30-40%. При таких условиях трудно вообще предсказывать что-то иное, как неминуемый крах бизнеса и экономики, если, конечно, нынешняя ситуация продлится слишком долго.