Власть должна расследовать причины провала проекта скоростного трамвая в Саратове - Партия Дела
Присоединиться

Не хотелось бы по несколько раз возвращаться к старым темам, но проблемы Саратова требуют решения, а наши слова как вода – камень точат.

Скоростной трамвай стал из хорошего и полезного проекта (в теории) горечью и чуть ли не посмешищем. А, строго говоря, это беда для города, где и без этого проекта люди задыхались в автомобильных пробках и душных автобусах, добираясь на работу или по делам. Теперь же стало куда хуже и не видно конца-края пересудам по поводу неудачного проекта и поиску виновных – хотя они под носом.

Губернатор, правда, пытается играть в «доброго полицейского». Он бодро сообщил, что в Саратове продолжается «…ожидаемый жителями проект, который позволит сделать систему электротранспорта современной и комфортной. Это и скоростные характеристики, и бесшумное движение». Роман Бусаргин сообщил с нескрываемой гордостью, что «…в регион уже доставлены шесть новых трамваев, ещё объявлен аукцион на закупку 15 (их должны поставить в этом году). Следующий конкурс на приобретение восьми двухсекционных трамваев будет объявлен в начале лета». Всё это хорошо, но где будут ездить эти новенькие трамваи? Где уложенные рельсы, прямые, как стрела, а не кривоватые ржавые секции, брошенные в песке, как попало (Заводской р-н)? Нет построенных путей и неизвестно, когда они в реальности будут.

По 9-му маршруту трамвая наш региональный лидер признал: «Здесь был допущен целый ряд ошибок, из-за которых сроки значительно увеличились. Это и серьёзные недочёты в проектной документации, и позиция заказчика в лице ООО «СГЭТ», и безответственность должностных лиц, курировавших реализацию проекта».

Мягко сказано, позволю себе заметить. Абсолютно непрофессиональный негодный проект, буквально «нарисованный на коленке» привёл к острым городским проблемам. И это назвать просто «серьёзные недочёты», и не назвать пофамильно виновных, не отдать их под суд и не выяснить: а не пахнет ли здесь коррупцией?!

Увы, нет. Губернатор радуется тому, что «…завершается подготовка нового проекта. Подрядчик гарантировал, что начнёт полномасштабные работы, в том числе прокладку дренажа, на следующей неделе. Часть рабочих уже трудятся на объекте». А если и новый проект не учтёт особенности рельефа города? Да одни только повороты трамвая на том же 9-ом маршруте сделают его не скоростным, а черепаховым!

Вот так – два года мучений горожан, а виновных в провале так и нет, в ходу «мировые соглашения» и успокаивающие заявления.

Я понимаю, что не хочется признавать провал. Лучше рассказывать, например, что на маршруте трамвая № 8 «…уложено порядка трёх километров путей. Это более 40% от всего маршрута. Через 10 дней на объекте начнёт работать мобильная контактная сварка». Читатель рад? Нет, конечно. А чему радоваться, если в реальности половина Заводского района испытывает дичайшие транспортные трудности, особенно в часы пик, пока рельсы лежат и ржавеют второй год без толку? Ну сварят там ещё что-то без надежд на окончание разрухи хотя бы к концу года…

Зато вот на 6-ом трамвайном маршруте обещаны «бесшовные термически защищённые рельсы, которые позволяют, с учётом сегодняшних технологий, снизить шум от транспорта». Кого-то это, возможно, и утешит. Но явно не тех десятков тысяч саратовцев, кто из-за неумного, неудачного проекта потерпели массу материальных и моральных убытков и конца-края, на самом деле, всему этому не видно.

Я хочу задать от их лица те самые вопросы, которые местная и региональная власть должна видеть перед собой даже во сне. Почему вообще стала возможна в Саратове столь непрофессионально подготовленная затея? Почему городские власти, по глупости или из-за корыстолюбия, сначала задорого создают острую проблему для саратовцев, а потом начинают (уже за новое финансирование) её героически решать? Не пора ли браться за ум и работать в городе эффективно и без коррупции?

Я не будут здесь обсуждать тему возвращения в качестве подрядчика работ по скоростному трамваю в Саратове компании «Фракджет-Строй», договор с которой о реконструкции путей трамвайного маршрута № 9 областное правительство расторгало в середине января 2024 года. Не буду обсуждать, потому что считаю, что для нашего чиновника прыгать по граблям – самое любимое и почему-то крайне выгодное занятие. Но мне очень жалко горожан, которые стали заложниками неумелых управленцев, их непрофессионально выполненных проектов

Замечу лишь, пожалуй, главное: если в самом начале этой грустной затеи со скоростным трамваем общая цена вопроса обозначалась суммой в 17 млрд 341 млн рублей, то теперь, уверен – затраты как минимум удвоятся. Ведь сколько уже денег в прямом и переносном смысле «ушло в песок», а то и по карманам ушлых дельцов? Но город у нас богатый, он за всё заплатит. А виновных в провальном проекте простят потихоньку, что ворошить прошлое…

Так вот и живём. Поэтому город ветшает и нищает, особенно по окраинам, и даже вылизанный парадный фасад Саратова не спасает общей картины упадка.

А что касается финальной точки в горестной «трамвайной эпопее», то я здесь процитирую сетевые СМИ:

«Поставить новые трамваи в Саратов должны до 15 декабря 2024 года, то есть спустя 2 недели после того, как «ФракДжет-Строй» Дмитрия Колосова сдаст наконец скоростную линию по маршруту №9. Если, разумеется, прощённая на первый раз компания будет придерживаться условий заключённого мирового соглашения, и заказчик, ООО «Саратовгорэлектротранс», структура областного министерства транспорта, не выгонит его с объекта раньше…В декабре должны сдать и маршрут №8, на котором сейчас трудится СП «Транстоннельстрой».

А вот ещё одно горькое и справедливое замечание журналистов: «Ради скоростного трамвая, который в Саратове так громко рекламировали и так долго обещали, город даже отказался от новых школ. Их строительство было перенесено на 2025 год, чтобы выкроить средства на новый подвижной состав. И то этой суммы хватит только на замену половины трамваев на трёх маршрутов, с учётом ранее купленных шести вагонов».

Разумное ли это городское и социальное хозяйствование? Ответ здесь, думаю, очевиден.