Выживание предпринимательства в России – залог выживания всего среднего класса
Выживание предпринимательства в России – залог выживания всего нашего среднего класса. Думаю, не надо особо доказывать данный постулат, потому что именно люди среднего достатка у нас как раз и занимаются, в первую очередь, малым и некрупным бизнесом.
И я скажу больше: в то время, когда крупный бизнес зачастую ноет и клянчит у государства подачек и финансовой поддержки, сегодня от непоправимых последствий санкционной лавины нас спасает не что иное, как многолетняя привычка малого-среднего бизнеса находить выход из любых ситуаций. Это его героические усилия при почти полном разрушении прежних логистических цепочек, при крайне затруднённых платежах при импорте-экспорте (даже уже и с Китаем!) позволяют прилавкам РФ избегать товарного и продуктового дефицита.
Хотя, конечно, и бизнес у нас не всесилен, и без сокращений, увы, не обходится – только за последние полгода импорт в РФ сократился на 8,1%, до $130,4 млрд, как нам сообщала ФТС. А если верить прогнозам ЦБ РФ, то импорт по итогам года в денежном выражении сократится на 4%, до $291 млрд ‒ с $303 миллиардов в 2023-м году.
С одной стороны, это неплохой результат в таких жёстких санкционных условиях. Однако если посмотреть в реальном выражении, то следует признать: цены на всё вокруг стремительно растут, и теперь на одну и ту же сумму можно купить куда меньше товаров, чем год назад.
А импорт у нас, по скептическим оценкам, в реальности примерно на 27% ниже, чем мог бы быть. Об этом ещё в начале лета говорили аналитики SberCIB. Согласно их модели, импорт в первом полугодии должен был бы вырасти примерно на 13% в годовом выражении. Но, судя по всему, с поправкой на долларовую инфляцию он снизится приблизительно на 14%. Вот и выходит 27% …
Главная беда на сегодня, ещё раз подчеркну – серьёзное ухудшение ситуации с оплатами по импорту-экспорту. Это всё ведёт к серьёзному росту издержек – ведь растёт цепочка посредников при проведении платежей. Вот и идёт неуклонное удорожание импортных товаров. Да и то, что нам удалось импортозаместить, тоже стремится прибавить в цене, потому что рынок есть рынок, да и импортируемая компонента у нас по-прежнему присутствует во множестве вроде бы наших (на первый взгляд) товаров.
Про рубль и валюту даже говорить уже страшно – вот и курс юаня в России вырос, а государственный Bank of China сейчас конвертирует рубли в юани примерно по 13 рублей. И это куда дороже, чем ещё месяц назад. Так что и с нашими союзниками-партнёрами бизнесу, да и государству приходится тоже крайне непросто.
Вот поэтому один из главных вопросов нашего социума, о котором я уже не раз писал, по-прежнему звучит так: а выживает ли в таких условиях российский средний класс?
Мне кажется, что в полном объёме – вряд ли. Этот класс (15-20% населения) будет постепенно сокращаться вместе с сокращением объёмов бизнеса в нашей стране. И тотальный рост цен – одна из основных причин такого пессимистичного прогноза.
Да, цены на продукты питания растут, конечно, во всём мире из-за общей глобальной нестабильности. Но в России это видно особенно наглядно, тем более что доходы основной массы населения у нас в реальном выражении совсем не увеличиваются, а, скорее, наоборот.
Уж объявлено об очередном скором инфляционном витке, когда цены снова поднимутся на всё, включая бензин, спирт и молочную продукцию. Даже стоимость таких продуктов, как пиво и кондитерские изделия, с началом осени увеличится на 5-40%.
Ясное дело, что отрицательную роль играет повышение ключевой ставки ЦБ до 18%. Здесь вообще я вижу дурной замкнутый круг: повышение ставки ЦБ ведёт к росту цен и разгону инфляции, что, в свою очередь, вызывает очередное повышение ключевой ставки ЦБ РФ. Интересно, до каких пределов страна сможет играть в эту смертельно опасную экономическую «игру»?
Экономисты называют и иные важные причины ухудшения ценовой ситуации в стране – это и неоправданное увеличение государственных тарифов, искусственное ослабление рубля, дефициты из-за снижения импорта и недофинансирование гражданского сектора экономики.
Несомненно, удар по среднему классу наносится один за другим. Даже на бытовом уровне мы видим по итогам соцопросов, что большинство подрастающей молодёжи не хочет идти в предпринимательство, не желает записаться, так сказать, в будущий «средний класс». Почему? Да потому что молодые люди видят, как мучаются их родители – предприниматели, как их душат и налогами, и поборами, и растущими тарифами, и общими тяжёлыми условиями ведения малого-среднего бизнеса.
И кому охота подвергать себя таким испытаниям, когда легче и проще отправиться, например, в чиновники, на государственное содержание? Но ведь молодёжь не думает, что государству кто-то должен зарабатывать деньги и отчислять налоги, чтобы содержать миллионы служащих. Зато именно об этом, как минимум, должны думать соответствующие люди с настоящим государственным мышлением.
А пока что соцопросы показывают, например, что почти каждый четвёртый россиянин (27%) имеет накопления, которые позволят ему прожить «без дохода» более трёх месяцев. Много это или мало, и средний ли это класс, или просто небогатые люди, подкопившие деньжат? Скорее всего – второе.
При этом в исследовании «Росгосстрах Жизнь» говорится, что ещё четверти опрошенных хватит накоплений на один-два месяца, 21% – на один месяц, а 17% – смогут прожить «без дохода» менее одной недели. То есть, примерно две трети наших сограждан, потеряв, например, работу, протянут не более пары месяцев – и зубы на полку. О каком уж тут развитии и приумножении среднего класса говорить, когда впору всерьёз заботиться уже о выживании львиной доли населения?
Прописные истины, гласящие о благополучии государства, уверяют нас: без мощной «среднеклассовой» прослойки общество обречено на социально-политические конфликты по принципу «бедные-богатые» из-за непримиримых противоречий между этими антагонистическими группами населения.
Скорее всего, так и есть, и мировая история не раз показывала нам ‒ что бывает, когда страна разделена на кучку сверхбогачей и нищую массу 90% населения. Поэтому удержать российский средний класс, ещё способный пока сопротивляться удушению санкциями и сокращению предпринимательской активности в стране – одна из главных наших социально-экономических и даже политических задач.
Как её решить? Я не возьмусь давать исчерпывающий перечень советов, но дам один и действенный: государству пора, наконец, дать полную свободу предпринимательству, частной инициативе. И не по образцу, конечно, «лихих 90-х», но с учётом тех ошибок. Ведь без свободы бизнеса, без сохранения и приумножения среднего класса развития страны ждать не приходится.