Не знаю, в какой стране существовала и существует до сей поры проблема «лишнего человека», но в России такая проблема, надо полагать, развивалась не только в середине XIX века. Словом, не на пустом месте появилась эта тема, она была всегда. Явствует это из разных исторических источников и, конечно, прежде всего, русской литературы. В каждом ее периоде остро (а порой даже зримо) ощущается напряжение и вместе с тем — угнетение человеческого духа, которое часто путают с высоким смирением или достоинством. Это, так сказать, врождённое свойство русской литературы, перешедшее к ней по наследству от религии.

«Лишний человек» в русской литературе зачастую — это не только бездельник, но и одухотворённая, мыслящая личность. Естественно, он же — читатель. А какой ещё другой читатель может быть у литературы, если это только литература, а не инструкция? Проблема в том, что идеология, навязываемая обществу посредством политики, может низвести литературу до инструкции, а инструкцию возвысить до литературы. Не возникает ли в этом случае мысль, что русская литература — сплошь идеология и политика? Ведь то, что позже было названо социалистическим реализмом, существовало в ней всегда. Более того, прокормиться многие авторы могли только от «партийной» (во всех смыслах) литературы. И сейчас те же самые авторы кормятся аналогичным способом. И хотели бы, чтобы так было всегда.

В общем, режим никогда не потерпит то, что не соответствует его повестке. Древнерусская литература или литература XVIII века, перешедшая в «Золотой» и «Серебряный» века, а далее в советскую литературу — это всегда политика неких сил, воздействующих на читателя. Они желают подавить его в границах своего мировоззрения, из которых пытается вырваться дух человека. Таково свойство русской литературы — непременно ставить читателю какую-то задачу, против чего всегда и восстаёт читатель, оказавшийся в неудобной для него позе, подобно пружине, пытающейся распрямиться.

Утверждения мои не нуждаются в доказательствах: они — наша жизнь. Естественно, русская литература, впрочем, как и другие литературы, рождена религией, далеко от неё не отошла, а потому её герои — это зачастую: «лишний человек», «маленький человек», «гипотетический новый человек». Нормального человека в среднестатистическом понимании с научным мировоззрением там нет. Его и на самом деле нет и не может быть, ибо в литературе всё метафизика, в которой и живут по сей день читатели. Вспомните уроки литературы.

К чему этот разговор? А вот к чему: сегодня тема «лишнего человека» исчезла вместе с этим самым человеком, а нормальный персонаж так и не появился. Вместе с ним исчезла и русская литература со всеми своими сопутствующими литературами. Пружина не распрямилась, она просто сломалась и затерялась в массе сломанных деталей и мусора. Нет человека — нет и проблемы. А если нет проблемы, то нет ни идеологии, ни политики. Всякие разговоры о них заканчиваются фразой Владимира Высоцкого «Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков!» Не знаю, есть ли в оригинале текста восклицательный знак, но сегодня его ставит время.

Важно понимать, что «лишний человек» — это не только противопоставление себя власти, но в основном противопоставление покорному, не читающему, обществу. Но, будучи укором, «лишний человек пуповиной» был связан с обществом, а вместе они — «сообщающиеся сосуды». Однако течение иссякло, высохло, обнажив сломанные детали и мусор. Собрать из этого материала что-либо стоящее вряд ли возможно. Мечтать о том, что скопившийся мусор неожиданно восстанет творческим и созидающим разумом — сюрреалистическая игра трансформеров виртуального мира.

Лишним как будто стало само общество, народонаселение. Даже самое терпимое и покорное. Сами понимаете: делиться доходами от ворованного сырья с большим количеством «нахлебников», то есть с «лишними людьми», невыгодно и бессмысленно.
— Как жизнь? — спросил я в прошлом году в городе Краснокаменске у хорошо одетого старика, выходившего из магазина.
— Какая жизнь? Всё есть, но ничего не надо! — ответил старик…

Зачем, спрашивается, ворам и спекулянтам какая-то литература, тем более какая-то партийная литература, когда требуется только одно — врать и обманывать? Основные информационные инструменты вора — враньё и обман, на государственном уровне — это пропаганда. Конечно, по стране всё ещё блуждают остатки неких «партийных литератур», от которых кормятся разного рода авторы, вещая и пророчествуя о чём угодно, наивно или расчётливо полагая, что они продолжают воздействовать на какие-то умы (!) и являются «гласом народа» (!). Кормятся они от тех же воровских доходов.

Кстати, в разных концах земного шара есть несколько авторов, далёких от литературных аналогов «лишнего человека», но всё же… Эти авторы покинули территорию страны, и пытаются доказать оставшемуся населению России, что они «лишние» режиму люди и, вообще, — дерьмо, на что население отвечает примерно тем же, чем его и поливают. Такое выяснение отношений соотечественников на виду мирового сообщества (если только это сообщество замечает) — тоже некий итог…

Кроме исчезновения «лишнего человека» и возникновения «лишних людей» у русской литературы ещё много других результатов. Но все они не имеют никакого смысла при отсутствии главного героя — «лишнего человека», основного двигателя общества, генератора мысли, тех самых мизерных процентов (5–10%?), которые изменяют ситуацию. Без такого человека вся политика выглядит сплошным самоудовлетворением, производным от обмана и стяжания. Чем больше фрикций, тем больше денег и чаще оргазм.

Конечно, свято место пусто не бывает: место отошедшей литературы займёт другая. Каким будет её герой и какому обществу противопоставит себя — пока никому неизвестно. Но при имеющихся сегодня в стране «лишних людях» никому (никакому президенту) и никакой рейтинг не нужен. Ведь «лишние люди» никаким образом не связаны со страной и её экономикой.

Говоря сленгом тех же воров и спекулянтов — «лишние люди», то есть население, не при делах, тем более — им ничего и никого не надо.
А это на самом деле
даже лучше и выгоднее всякой поддержки власти. А все остальные — так называемые политики, так называемая оппозиция, так называемая пишущая братия, так называемые общественники и т. д., и т. п. — «при делах», то есть кормятся от этого же режима и, тем самым, активно поддерживают режим. Вы думаете, что есть кто-то против? Конечно, есть. И это так называемое «против» тоже имеет свою цену.

Именно этим крепка и долго будет крепка действующая власть при любой цене на сырьё и любом вирусе. Но это тема следующего поста…

В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА».

Источник: Livejournal
Источник фото: SM-News

Назад к списку
Поделиться
Следующая запись
Покорившие Сибирь, часть 10. Василий Поярков