В Общественной палате РФ 29 января прошла общественная экспертиза законопроекта № 828237–7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации (об основах и систематизации инвестиционной деятельности в Российской Федерации)».

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин напомнил, что в Послании Федеральному Собранию Президент подчеркнул необходимость ускорения принятия пакета законопроектов о защите и поощрении капиталовложений для стимулирования инвестиций, поэтому основная задача экспертов — выработать позицию Общественной палаты РФ, которая должна будет учтена при принятии данного законопроекта во втором чтении.
«Появление такого законопроекта — важнейшее событие. Важно сделать его эффективным и рабочим, чтобы он приводил к запуску нового инвестиционного цикла, а не инвестиционной паузы. Поэтому мы приветствуем его появление, но некоторые вещи, на наш взгляд, требуют обсуждения и доработки», — заявил член ОП РФ.

Председатель совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ, член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА  Владимир Гамза подчеркнул, что законопроект должен давать общее регулирование всех основных вопросов в сфере инвестиций.
«У нас до сих пор нет базового комплексного законодательства о проектном финансировании. Я удивляюсь, как мы вообще занимаемся инвестированием. Может быть, поэтому общая денежная масса (которая включает и валюту, и рубли) у нас более 100 триллионов рублей, а объем инвестиций — 18 триллионов рублей. В основе инвестиций всегда лежит проектное финансирование. Если не будет этого раздела, где мы сможем точно, в деталях изложить все необходимое регулирование по проектному финансированию, закон будет работать плохо», — убежден он.
Вторая серьезная проблема, по мнению Владимира Гамзы, — отсутствие в стране инвестиционных банков.

Генеральный директор ООО НТФФ «Полисан», член Общественной палаты Санкт-Петербурга Александр Борисов указал, что основной упор в законопроекте сделан на имущественный комплекс, т. е. на создание новых предприятий, производств и т. д. а, например, в США, Японии основные доходы поступают от технологий.

«В представленном законопроекте технологии не заложены. Мы предлагаем расширить закон и не замыкаться только на имущественных правах», — настаивает он.
Опасение экспертов вывали риски, которые могут возникнуть и напугать инвесторов при дополнительном регулировании концессионных и государственно-частных партнерских (ГЧП) соглашений. Большинство экспертов сошлось во мнении, что нормы законов о ГЧП и концессиях необходимо выводить из-под действия законопроекта.
Председатель совета директоров ООО «ИнфраКАП» Александр Баженов напомнил, что изначальная цель законопроекта — обеспечить формирование и реализацию больших проектов комплексного развития, которые увязывают между собой и развитие промышленности, и развитие инфраструктуры; подобные проекты требуют сложной координации с государством.
В рамках комплексного развития инвесторам предлагаются определенные обязательства со стороны государства, в том числе предоставление инфраструктуры; специальная глава законопроекта оговаривает, какими способами эти обязательства обеспечиваются, какие договора при этом заключаются, поясняет эксперт. Но в то же время законопроект исключает использование концессий и ГЧП из форм поддержки и перечня договоров, которые государство может заключать для исполнения своих обязательств — по мнению Баженова, это сложная системная проблема.
«Мы фактически сводим концессии и ГЧП и промышленных инвесторов в одну кучу, а они разные», — настаивает он.

Подытоживая дискуссию, заместитель министра финансов Андрей Иванов предложил на данном этапе работы над законопроектом оставить основные элементы модели защиты капиталовложений, а все, что касается развития инвестиционной деятельности, отложить на последующую совместную работу для поиска системного решения. Он также обратил внимание, что ведомство, как и большинство экспертов, волнует судьба концессионных и ГЧП соглашений.
«Нас очень тревожит принятие бессрочных обязательств по концессионным и ГЧП соглашениям, потому что сегодня не установлены сроки их заключения — это может быть 100, 150 лет. Эти соглашения содержат только обязательства и риски. Это требует учета и работы с ними», — пояснил Иванов.
Представитель Минфина России подчеркнул, что при работе над документом ведомство в первую очередь ориентировалось на инвестора, а не просто на финансово-хозяйственное благополучие той или иной организации, на развитие, на поставленную нацпроектами задачу по соответствию темпов роста российской экономики выше мировых.

Источник: Общественная палата РФ

Источник фото: Общественная палата РФ

Назад к списку
Поделиться
Следующая запись
Необходимы меры развития посткризисного потребительского рынка