Бухгалтерский аутсорсинг – подводный камень - Партия Дела
Присоединиться

В условиях экономической нестабильности и роста конкуренции, компании сегмента МСП стремятся максимально сократить издержки и оптимизировать бизнес-процессы.

Одним из факторов активного развития компании является эффективный и отлаженный механизм учёта финансовых ресурсов предприятия и контроля над их использованием, что полностью соответствует системе российского бухгалтерского учёта.

На текущее время более 70% компаний МСП для ведения учёта деятельности прибегают к услугам «внешней бухгалтерии» или бухгалтерского аутсорсинга, пытаясь сконцентрироваться на решении приоритетных задач основного бизнеса при максимальном сокращении затрат времени, сил и денег на организацию бухгалтерского учёта.

Бухгалтерский аутсорсинг как самостоятельный бизнес профессиональных бухгалтеров в российской экономике зародился на рынке услуг аудита. Он активно развивается последние 20 лет и является одним из самых молодых и перспективных услуг в сегменте предпринимательства. Основное преимущество передачи бухгалтерского учёта сторонней фирме-исполнителю – это значительное облегчение деятельности компаний МСП, которые активно развиваются и уделяют значительное время практическим процессам роста своего бизнеса.

Понятно, что качественное развитие рынка услуг бухгалтерского аутсорсинга зависит от квалификации профессиональных бухгалтеров и их опыта работы в секторе реальной экономики.

Однако, на текущий момент времени, качество услуг бухгалтеров на аутсорсинге существенно ухудшилось, что значительно тормозит развитие компаний сегмента МСП и не даёт бизнесу данного сегмента вырасти в объёмы сегмента МСП+ (данный сегмент бизнеса планируется к внедрению в 2025 году) и, тем более – крупного бизнеса.

Снижение качества услуг бухгалтерского аутсорсинга в настоящее время обусловлено следующими системными причинами:

1) Существенный рост числа бухгалтеров, не имеющих высшего образования. Компании, предлагающие услуги бухгалтерского аутсорсинга, формируют штат за счёт новичков, окончивших бухгалтерские курсы за 3-6 месяцев. При этом запрос оплаты труда у них значительно ниже, чем у опытных, профессиональных бухгалтеров.

2) Бухгалтеры, осуществляющие учёт на аутсорсинге, не имеют соответствующего опыта работы в компаниях реального сектора экономики и вводят в заблуждение многих владельцев бизнеса по качеству ведения бухгалтерского учёта в обслуживаемых компаниях.

3) Бухгалтерский аутсорсинг в настоящее время перепрофилировался на ведение налогового учёта и сдачи налоговой отчётности. Как следствие, он фактически не ведёт оперативный и полноценный бухгалтерский учёт деятельности компании сегмента МСП. При этом, многие собственники бизнеса не понимают вопросов ведения учёта деятельности, а собственники/бухгалтера аутсорсинговых компаний не разъясняют особенности и виды ведения учёта деятельности бизнеса.

4) Из-за низкой компетенции бухгалтеров на аутсорсинге и значительного количества компаний, находящихся на обслуживания одного бухгалтера, своевременно не отслеживаются соответствующие изменения в законодательстве, правилах и нормах бухгалтерского и налогового учёта, что увеличивает правовые риски бизнеса.

5) Отсутствует какое-либо государственное регулирование деятельности компаний бухгалтерского аутсорсинга и контроль качества предоставления услуг бухгалтерского учёта, что позволяет данным компаниям предоставлять услуги с повышенными рисками для бизнеса: налоговые риски, финансовые риски, риски корректной оценки бизнеса (контрагентами, финансовыми учреждениями, государственными и судебными органами и т.д.).

Вышеописанные недостатки и текущая специфика развития российского рынка бухгалтерского аутсорсинга существенно ограничивает развитие компаний МСП и, соответственно, негативно влияют на данный сегмент рынка РФ.

Ограничения развития компаний МСП из-за некачественной организации учёта деятельности аутсорсинговыми бухгалтерскими компаниями обусловлены следующими проблемами:

1) Существенно ограничивается возможность кредитования компаний МСП из-за отсутствия соответствующего учёта деятельности по стандартам РСБУ или ведение учёта деятельности с существенным искажением реального финансового положения.

Многие кредитные учреждения подтвердят, что значительный объем отказов в кредитовании МСП связан с очень плохой организацией бухгалтерского учёта и отсутствием возможности корректной оценки финансового положения потенциального заёмщика.

Например, из-за некачественной организации бухгалтерского учёта аутсорсинговыми компаниями у субъектов МСП:

– раздуваются объёмы дебиторской и кредиторской задолженности,

– неадекватно оцениваются активы и пассивы,

– несвоевременно учитываются доходы и расходы,

– формируются нереальные предпосылки несостоятельности: отрицательный капитал компании, неликвидная структура баланса и низкая/убыточная деятельность компании.

2) Недоступность значительного объёма мер и механизмов государственной поддержки, которая могла бы быть предоставлена сегменту МСП. Из-за отсутствия оперативного и чётко организованного бухгалтерского учёта (или некорректного формирования бухгалтерской отчётности), многие собственники и руководители не понимают причин недоступности их бизнесу программ государственной поддержки (льготное кредитование, льготный лизинг, субсидии, грады и т.д.). Не понимая своих ошибок, они неоправданно обвиняют государственные и финансовые учреждения в необоснованности неприема документов или отказа в предоставлении мер государственной поддержки. При этом руководители и бухгалтеры аутсорсинговых компании не раскрывают собственникам бизнеса реальные причины отрицательной оценки финансового состояния и искажённости бухгалтерского учёта бизнеса.

3) Некачественная организация бухгалтерского учёта ограничивает возможности заключения и исполнения крупных контрактов в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, т.к. не позволяет компаниям МСП привлекать в требуемом объёме банковские гарантии и иное финансирование под исполнение контрактов.

4) Наличие налоговых рисков из-за применяемых схем оптимизации и некачественной организации бухгалтерского и налогового учёта. Многие собственники бизнеса, не обладающие компетенциями в налоговом и бухгалтерском законодательстве, не имеют возможности адекватно оценивать данные риски, что фактически приводит к существенным финансовым и репутационным потерям. Например, бухгалтерские аутсорсинговые компании организовывают для клиентов МСП схемы дробления бизнеса для сохранения упрощённой системы налогообложения. Причина в той же низкой квалификации: им сложно вести учёт в общей системе налогообложения. При этом собственникам бизнеса не раскрывают риски, вытекающие из-за применения данной схемы налоговой оптимизации.

С учётом вышеизложенного, с целью снижения негативного влияния на развитие сегмента МСП из-за предоставления некачественных услуг компаниями бухгалтерского аутсорсинга, считаю необходимым обратить внимание на данную проблему государственным органам, регулирующим финансовый и реальный секторы экономики и рассмотреть следующие предложения:

1) Внедрить систему лицензирования бухгалтерских аутсорсинговых компаний. Они должны соответствовать определённым критериям: кадрового состава, опыта работы основных сотрудников, образования и наличия соответствующей квалификации для определённых отраслей экономики и систем налогообложения.

2) Внедрить систему сертификации профессионального статуса бухгалтера, предоставляющего услуги на условиях аутсорсинга.

3) Создать Институт главных бухгалтеров, осуществляющих аттестацию профессиональных бухгалтеров по аналогии с ведущими общемировыми практиками.

4) Финансовым учреждениям, развивающим собственные экосистемы, которые включают направление «бухгалтерский аутсорсинг», рекомендовать развитие данного направления бизнеса с предоставлением клиентам МСП услуг по оценке качества ведения текущего бухгалтерского учёта с рекомендациями по выявленным рискам, в том числе – по переходу на качественную организацию учёта в лицензированных аутсорсинговых компаниях с сертифицированными бухгалтерами.