Как Китай укреплял свою валюту - Партия Дела
Присоединиться

Продолжаем анализировать особенности экономического развития Китая. Все полезные практики китайцы у всех взяли, всё это до конца использовали. А чего-то другого на горизонте вроде не видно? В общем, всё по пословице: «С миру по ниточке – нищему на кафтан!» Но вот и все «ниточки» закончились». А перед глазами маячит привычный кризис капитализма – кризис перепроизводства.

Производства всего – сверх крыши, а покупателей не хватает. И тут они вспомнили о Форде и о его «фордизме». Генри Форд, как известно, больше всего ненавидел не коммунистов, а банкиров. И он всегда говорил: «Мне не нужно государство, и я не боюсь кризисов, пока мои работники покупают мои автомобили!» И он вывел конкретную формулу, обеспечивающую благосостояние его личной компании: его автомобиль должен стоить не больше трёх месячных заработков квалифицированного работника. И он был уверен в этой формуле, пока автомобиль использовался просто как удобное средство передвижения. Она верна и сейчас – при этом же условии.

Но если водителю нужен особый комфорт, особый дизайн, особые функции (музыка, коммуникации, кондиционер) и даже особый цвет, то он должен за всё это платить. И ему нужен – не всегда черный автомобиль Форда, а «кадиллак», «мерседес», «лексус» и т.д. И вот как раз по этой формуле китайцы начали наращивать внутреннее потребление: повышать зарплаты, вводить всякие пособия и прочее.

Но и здесь они быстро столкнулись с ограничителем. Если не вводить сразу сплошной коммунизм (см. ниже), то работники не могут потреблять всё, что они произвели. Потому что есть государство, которому нужны налоги, и есть хозяин предприятия, которому нужна прибыль. И даже не прибыль как цель производства, а просто как страховка. На тот случай, когда у предприятия возникнут трудности: в самом производстве, со снабжением, со сбытом своей продукции, в отношениях с работниками и т.д. Чтобы пережить эти ситуации, когда у предприятия могут случаться убытки, а не прибыль, ему потребуется финансовый резерв, который и формируется из текущих прибылей. Поэтому в стране очень быстро формируется потолок внутреннего спроса, который – не перепрыгнешь.

И вот ещё что очень важно: китайские коммунисты всегда очень бережно относились к национальной валюте. В этом они следовали денежной политике Сталина: поддерживать баланс между доходами населения и товарной массой не за счёт денежной эмиссии, а путём наращивания производства, увеличения выпуска товаров для народа. В своё время китайцы запустили и «валютный юань», жэньминь-би, но в дальнейшем не допускали его разрыва с местной валютой, народным юанем, но, напротив, сближали их между собой, избегая конкуренции между этими денежными инструментами.

А позже в их распоряжении оказался и гонконгский доллар, тесно привязанный сначала к британскому фунту, а потом к доллару США. И здесь они опять проводили ту же политику, не уничтожая этот доллар, но подтягивая к нему свой юань. И в итоге они сохранили и этот доллар, как ключ к мировой финансовой системе, в которой господствовал доллар США, но и вывели свой юань на положение мировой резервной валюты.

Другими словами: китайцы сохраняли всё, что у них было и что им потом доставалось, и добавляли к этому растущую товарную мощь своей внутренней валюты. И, опять же: мы в РФ поступали как раз наоборот. И своей денежной политикой мы не только уничтожали свой рубль, но и способствовали его замещению иностранной валютой. Даже и во внутреннем обороте!  Китайцы же всегда видели особую ценность денег и всеми средствами стремились оградить денежную сферу от подчинения её бюджетным (текущим) интересам государства.

И тогда возникает вопрос: а для чего вообще существует китайское государство? Ради господства над миром? Нет, китайцы к этому не стремятся. Контролировать, а, значит, брать на себя ответственность за судьбы остального человечества китайцы вовсе не желают.

Ради благополучия своего народа? Возможно. В КНР уже сейчас могут провозгласить: «Нынешнее поколение китайских людей будет жить при коммунизме!» Потому что уже в самое ближайшее время в Китае могут осуществить вековую мечту людей – потреблять не работая.

Государство в Китае уже сможет обеспечить людям «жизнь по потребностям»: предоставить каждому китайцу бесплатное приличное жильё, бесплатное здоровое питание, приличную одежду и обувь, необходимое медицинское обслуживание. И образование – тому, кто этого захочет.

Означает ли это, что все китайцы сразу бросятся в такой коммунизм? Нет, ведь такой коммунизм дает только базовый уровень обеспечения – который можно сравнить с проживанием в благополучной западной тюрьме. И тогда какие ещё варианты есть у Китая?

 

 

Продолжение следует …

 

Предыдущую часть блога читайте здесь.