Какой должна быть примерная модель Налоговой доктрины современного государства
Владимир Владимирович Путин свой новый срок президентства решил начать с налогов. Действительно, много жалоб и вообще… Всё же интересно, когда до власти достучатся настоящие предприниматели, которые занимаются несырьевым производством.
Я лет двадцать назад озадачился вопросом справедливого налогообложения. И даже предложил, в одном из моих учебников, примерную модель Налоговой доктрины, на основе которой можно было бы построить нашу новую налоговую систему. Когда её написал и опубликовал, то с удивлением увидел, что, оказывается, все реально развивающиеся в послевоенное время страны: США, Германия, Япония и потом Китай строго соблюдали основные принципы этой моей примерной Доктрины.
Так, может, она и нам пригодится? Вот она, эта примерная модель Налоговой доктрины современного государства.
Статья 1. Социальная справедливость.
Распределение основной массы налогового бремени должно основываться на принципах социальной справедливости.
При налогообложении сферы потребления принцип социальной справедливости выражается в льготном (пониженном) налогообложении товаров, продуктов и услуг, входящих в состав необходимого минимума потребления – основные продукты питания, одежда, обувь, коммунальные услуги, услуги транспорта и связи.
При налогообложении доходов принцип социальной справедливости обеспечивается за счёт применения так называемой «двойной прогрессии» ставок подоходных налогов: по видам и по размерам доходов. При этом устанавливается правило, что любые виды налогов в пределах прожиточного минимума индивидуума (семьи) освобождаются от любых видов прямого налогообложения (включая социальные налоги).
По видам доходов выделяются:
а) нормальные доходы от труда по найму;
б) избыточные доходы, получаемые от занятия руководящих должностей (директора и управляющие компаний, банков и т.д.), и доходы от самостоятельной профессиональной деятельности (адвокаты, нотариусы, спортсмены, артисты, и т.д.);
в) доходы и прибыли от предпринимательской деятельности;
г) доходы от инвестиций и от предоставления авторских прав (так называемые «пассивные доходы»);
д) «даровые» (случайные) доходы: суммы, получаемые в виде дарений и наследств, клады, выигрыши в лотереях, взятки, доходы недоказанного происхождения и т.п.
И ставки обложения этих доходов должны устанавливаться в следующих пропорциях – а):б):в):г):д) как 1:2:3:5:7 (т.е. если доход «а» облагается по ставке в 10 %, то доход «д» – по ставке в 70 %).
При налогообложении импорта льготные (пониженные) ставки обложения должны применяться в отношении не производимых в стране необходимых товаров массового потребления: чая, кофе, фруктов, виноградных вин, лекарств и т.д.
Статья 2. Экономическая эффективность.
Весь процесс налогообложения должен быть экономически эффективным – т.е. затраты государства и налогоплательщиков в связи с выполнением последними своих налоговых обязательств должны быть минимальными.
Статья 3. Обеспечение экономического развития.
Приоритетной целью налоговой политики является обеспечение необходимых условий для экономического развития и инвестиций в национальную экономику. Не допускается применение налогов, отдельных налоговых режимов или методов налогового регулирования, наказывающих или создающих барьеры для вложений в развитие экономической инфраструктуры или в рост национального производства.
Для обеспечения этих целей структура и размеры налогообложения должны быть устроены таким образом, чтобы:
а) гарантировать от налогообложения полную сумму затрат на воспроизводство рабочей силы (национальных работников) – как от любых прямых налогов, так и от косвенных форм налогообложения;
б) обеспечивать возможно более льготный режим налогообложения для капиталов, применяемых в производственном секторе (и особенно, в сфере обрабатывающей промышленности и в секторе высоких технологий) – вплоть до отказа (отсрочки) от обложения капиталов, применяемых в этих секторах (за исключением случаев их вывода из производственной деятельности);
в) по возможности предоставлять льготные налоговые режимы для лиц, инвестирующих свои капиталы в эти отрасли (в любой форме – кредитов, прямых инвестиций, венчурного финансирования и т.д.) – в отношении получаемых ими доходов.
Статья 4. Содействие повышению экономической самостоятельности граждан.
Налогообложение не должно препятствовать законному праву каждого гражданина самостоятельно, своими силами и средствами, в законном порядке, обеспечивать достойное проживание себя и своей семьи.
В случае применения налогового режима, наносящего прямой и невосполнимый ущерб способности гражданина самостоятельно обеспечивать своё существование, этому гражданину должен быть предоставлен выбор либо альтернативного налогового режима, либо иной формы доступа к финансируемым за счёт соответствующего налога государственным услугам или благам.
Статья 5. Защита национальных интересов.
В основе налоговой политики государства должна быть заложена защита законных интересов нации в целом и каждого отдельного гражданина в частности.
Статья 6. Защита окружающей среды.
Основные налоговые режимы должно устанавливаться таким образом, чтобы они либо наказывали практику нарушения режима самосохранения или воспроизведения окружающей среды, либо способствовали накоплению финансовых средств в специальных фондах, используемых для восстановления природы и её ресурсов.
Статья 7. Минимизация возмущающего вторжения налогов в хозяйственную и частную жизнь граждан.
Государство не должно допускать использования налогов и системы налогообложения в целом для вмешательства в хозяйственную и частную жизнь граждан. Граждане вправе возражать против неоправданного расширения прав налоговых органов и против использования налоговых средств для решения других задач государственных органов, не связанных непосредственно с финансовым обеспечением их деятельности.
Статья 8. Право на информацию.
Праву государства на взимание налогов непосредственно противостоит обязанность государства и его органов публично, своевременно и исчерпывающим образом информировать налогоплательщиков об их правах и обязанностях.
Статья 9. Недискриминация
Государство должно придерживаться принципа налоговой недискриминации в отношении граждан и предприятий других стран во всех случаях, когда его применение не противоречит принципу статьи 5 «Защита национальных интересов».
Статья 10. Запрещение двойного налогообложения.
Никто не может быть принуждён платить налог дважды.
Это правило имеет два следствия. Первое состоит в том, что ни по каким причинам, лежащим вне влияния налогоплательщика, он не может быть обязан платить повторно, после исполнения им налогового обязательства, тот же самый налог. Второе следствие заключается в том, что государство обязано воздерживаться от практики установления двойных налогов (налоговых платежей) в отношении одного и того же объекта обложения за один и тот же период времени.
Статья 11. Запрещение практики инфляционного налогообложения.
Государство не может использовать свою эмиссионную политику как средство скрытного повышения налогообложения.
Статья 12. Право на инвестирование в налоги.
Налогоплательщикам должно быть дано право учитывать, при взыскании с них обязательных налоговых платежей, имеющиеся перед ним встречные обязательства государства (его органов). В качестве альтернативного средства защиты от возможных налоговых штрафов и санкций за налогоплательщиком должно быть признано право авансовой (досрочной) уплаты налогов.
А уже на базе этой Налоговой доктрины можно будет проводить и полезные налоговые реформы. Не вроде того, что сначала – милицию в полицию, потом – полицию – в жандармов, а жандармов – опять в милицию, и – так далее, а что-то вроде системы налогообложения, конкурентной с китайской, вьетнамской или турецкой.
Нет, для этого время, видимо, пока ещё не пришло…