«Один пояс, один путь»: для России ли он?
В октябре в Пекине состоялся Международный форум «Один пояс, один путь». Президент России принял участие в церемонии его открытия – рядом с председателем КНР Си Цзиньпином. Этот Форум проводится уже в третий раз, в предыдущих тоже имело место присутствие В. Путина.
Много участников, много всяких встреч, много обсуждений разных инициатив, связанных с этим проектом. Правда, для Китая – это не просто проект. Официально – это «Организация международного сотрудничества «Шёлковый путь», которая основывается на выдвинутом ещё в 2010-х годах предложении Китая объединить вместе проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века».
При этом с 2013 года КНР называет эту инициативу – «Пояс и путь» (уже – без шёлка), в рамках которой создаются новые и переформатируются имеющиеся морские и сухопутные пути между Азией, Африкой и Европой. На основе развития духа древнего Шёлкового пути инициатива «Один пояс и один путь» («Пояс и путь») призывает к выработке новых механизмов регионального экономического партнёрства, стимулированию экономического процветания вовлечённых стран, укреплению культурных обменов и связей во всех областях между разными цивилизациями, а также содействию миру и устойчивому развитию.
По представлению Китая, «Один пояс и один путь» охватывает большую часть континента Евразии, соединяя развивающиеся страны (в том числе «новые экономики»), и развитые страны. На территории этого мегапроекта сосредоточены богатые запасы ресурсов, проживает 63 % населения планеты, а предположительный экономический масштаб — 21 трлн долларов США. К 2022 году в данную инициативу вложено уже более одного 1 триллиона долларов. Всего сейчас насчитывается от 8 до 11 маршрутов, в развитии которых Китай принимает активнейшее участие.
Итак, это логистические маршруты и их обеспечение. Есть много публикаций карты этих маршрутов. И что мы видим? Все эти маршруты подчеркнуто обходят
Россию! Конечно, в числе их нет нашего Северного морского пути (СМП) – хотя он много короче всех других морских маршрутов. Этот уже и не удивляет.
Но и среди сухопутных маршрутов нет ни одного, который бы проходил через Россию. Самый ближний к нам захватывает Казахстан и Азербайджан. Интересно, что оба эти государства были придуманы большевиками! То есть, этот Шёлковый путь – он не для России, он для того — чтобы отрезать Россию от важнейших магистралей между Азией и Европой!
И чего тогда мы там празднуем? Зачем мы посещаем эти чужие праздники? Чтобы делиться чужой радостью?
Но вернёмся на век назад. К тем путям, которые создавались Российской империей. Оказывается, тогда этим занимались совсем неглупые люди! Опять – глянем на карту. Имперский маршрут, «от океана до океана», проходил от столичного Санкт-Петербурга, через Транссиб и КВЖД, до Порт-Артура и Дальнего. Возьмите глобус и вы легко убедитесь, что этот маршрут остаётся идеальным и «до сегодня»!
Кто «убил» этот маршрут? Хрущёв, который без всякой мысли просто передал китайцам и дорогу, и города (включая и быстрорастущий Харбин), которые со временем могли бы превратиться в новый Гонконг. Но были ведь и другие варианты – когда китайцы просто не могли жить без сотрудничества с СССР. Но – вмешалась «идеология», которая после Сталина рулила всей нашей внешней политикой. Из-за неё мы с китайцами вначале сильно «дружились», а потом также сильно – ссорились.
Сталин поступал ровно наоборот. Он вернул СССР пол-Сахалина и Курильские острова, западные земли Украины и Белоруссии, Бессарабию, а также полуостров Ханко (без которого Финляндия потеряла бы для НАТО всякую ценность). Про развал СССР и говорить нечего.
И вот – новый прорывной маршрут: Москва – Архангельск – вдоль наших северных морей до Тикси, и там – прямиком до Хабаровска и Владивостока. Всё – очень красиво. Очень надёжно и очень безопасно. Можно сразу иметь и жд-путь, и автостраду.
Один только вопрос – что мы будем возить этим маршрутом? Учитывая, что все грузы с Дальнего Востока в Европу заберёт себе китайский шёлковый путь. Возможно, что и мы сами будем пользоваться этим путём. А если учесть темпы развития в Китае сети скоростных железных дорог, то скоро и из Владивостока мы будем ездить через Харбин и Пекин.
Конечно, на Севере нашем много богатств. И мы можем их разведать, освоить и начать продавать. Больше продадим – тому же Китаю, больше купим – у того же Китая. И Китай будет продолжать богатеть – бедных у них нет совсем с прошлого года, а среднего класса больше, чем в Европе.
И всё пойдёт опять мимо нашего народа.
И вот что интересно. Китайцы строят очень много по всему миру. На десятки и сотни миллиардов долларов. И не только по маршрутам «Один пояс – один путь». Но что они строят у нас, в России? Или – что думают строить, собираются строить? Хотелось бы знать.
А пока даже газопровод для Китая мы строим сами, на свои деньги. Какое-то странное получается «взаимовыгодное сотрудничество»! Действительно – «один пояс», «один путь». Уже — в нашей модификации. Только шьёт и строит его – один, а пользуется им – другой. Или – так всегда и должно быть? По мнению китайцев.