Российский бизнес перебирается в Казахстан - Партия Дела
Присоединиться

В прошлую среду на открытии первой сессии парламента нового созыва президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил: «Нужно стимулировать деловую активность. Для этого, прежде всего, следует сформировать справедливую, стабильную и прозрачную налоговую систему. Новая модель налоговой политики должна обеспечить оптимальное распределение национального богатства, высокий уровень экономической активности и точечную поддержку приоритетных отраслей экономики».

Всё это звучит очень актуально и для нас, учитывая, что всё большее число бизнесов из РФ перебирается в Республику Казахстан, руководствуясь, не в последнюю очередь, именно налоговыми соображениями. Но мы ведь с Казахстаном являемся и участниками общего интеграционного проекта – Таможенного союза. У нас должны быть и какие-то общие интеграционные мероприятия. А как с этим обстоит дело?
Не очень гладко и не очень успешно. В свое время автору этих строк приходилось работать в должности куратора СРНС – Совета руководителей налоговых служб стран-участниц ЕврАзЭс. И в этом СРНС наиболее активны, в плане разных налоговых гармонизаций, были как раз казахи. А со стороны РФ никаких инициатив практически не поступало – хотя уже тогда было очевидно, что по вопросам модернизации налоговой системы Казахстан заметно опережал другие страны.

В частности, Налоговый кодекс Казахстана, имевший два официальных текста, на казахском и русском языках, был стройнее, последовательнее и понятнее нашего Налогового Кодекса. Некоторые общемировые налоговые термины были в нем выражены – на русском языке! – правильнее и точнее, чем в НК РФ. И в НК Казахстана уже тогда прослеживалось стремление к системному подходу, к оптимизации и модернизации применяемых налоговых моделей.
А как у нас? А у нас многое и сейчас остается на стадии экспериментирования, всё еще остается много разнобоя в терминологии, всё еще недостаточно точных и прямых норм, исключающих «толкования» на уровне исполнения налоговых законов. И, самое главное, в нашем налоговом законодательстве нет системности и нет налоговой политики. В нашем НК нет даже правильной классификации налогов (вместо нее предлагается распределение налогов между звеньями бюджетной системы), нет правильного определения налога (так, таможенные пошлины и социальные взносы почему-то не признаются налогами).

И полный разнобой в налоговой политике. Так, в НК РФ прямо запрещено двойное налогообложение, и в то же время бизнес облагается по одной и той же налоговой базе, сразу четырьмя налогами – налогом на прибыль, на имущество, НДС и социальными взносами. Для сравнения: налога на имущество вообще нет ни в одной стране мира, в США нет и НДС. В этой стране также освобождается от налога прибыль предприятий, направляемая на реинвестиционные цели. Также и в отношении доходов от экспорта энергоносителей: одновременно применяется и специальное обложение этих доходов, и налоговое премирование этого же экспорта (в форме возврата НДС). Для сравнения: в КНР возврат НДС исключен именно для экспорта сырьевых товаров.

А «оптимальное распределение национального богатства», о котором также говорит президент Токаев, предполагает правильное применение прогрессивного подоходного налога, что требует не только точного определения приоритетов при налогообложении доходов, но и применения эффективных методов налогового администрирования. А в этом направлении придется еще много поработать – и Казахстану, и России.
Президент Казахстана также подчеркнул, что Налоговый кодекс и налоговая политика должны быть понятными и стабильными: «Весь процесс взаимодействия фискальных органов с бизнесом требуется полностью оцифровать. Это позволит, в значительной степени, облегчить жизнь предпринимателей, а также на системной основе увеличивать поступления в бюджет».

Между тем, в процессе цифровизации налоговые органы Казахстана уже и сейчас заметно опережают РФ. Главная особенность: в этой сфере в Казахстане всё делается для того, чтобы заменить бумажную отчетность полностью электронной. А у нас, внедряя электронные формы отчетности предприятий, одновременно сохраняют и бумажные.

И следует отметить еще одно обстоятельство. Среди налоговых рейтингов в мире широко применяется и рейтинг общей административной нагрузки (ОАН) на налогоплательщиков – затраты на ведение отчетности, соблюдение особых норм налогового учета, расходы на поддержание взаимодействия с органами налогового и таможенного контроля и т.д. Так вот, в Казахстане за этим показателем следят особо (что еще раз подчеркнул президент этой страны), а у нас он вообще не учитывается.

В целом опыт Казахстана заслуживает серьезного изучения. И особенно – в сфере борьбы против налоговых правонарушений. При этом в данному государстве упор делается на экономические аспекты – возмещение недополученных налоговых платежей, а не на уголовное преследование предпринимателей. На последнее, к слову, уже не раз обращал внимание и Президент России Владимир Путин.