У чиновников есть привычка собирать все деньги в столицах и потом распределять «по усмотрению» - Партия Дела
Присоединиться

Проблемы в российском налогообложении связаны с тем, что существует пресловутый «человеческий фактор» и странности в системе, которые никто не спешит устранять. Например, в НК РФ (Налоговый кодекс) есть определение «дохода» – в общей части НК, и есть также понятие «дохода» – в особой главе того же НК, посвящённой НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Казалось бы, второе должно вытекать из первого. Но нет, законодатель об этом и не думает. Вот определение: в ст. 41 НК РФ: «доходом для целей налогообложения признаётся экономическая выгода в денежной или натуральной форме».

Здесь всё правильно и понятно: есть доход – есть налог, нет дохода и нет выгоды – нет налога. Но вот наш работник работает по найму. Он должен питаться, одеваться, нести затраты на проезд к месту работы и т.д. И если он зарабатывает ровно столько, чтобы покрыть эти затраты, то он, очевидно, никакой «экономической выгоды» не получает. И это обстоятельство не только знают все экономисты, оно учитывается и в законах многих стран мира в форме «необлагаемого минимума заработной платы». А в нашем НДФЛ этого необлагаемого минимума вовсе нет. Другими словами, человек может не иметь «экономической выгоды» от своей деятельности, но всё равно должен платить налог. А поскольку покрывать эти затраты ему нужно в любом случае, то наш НДФЛ прямо отказывает работнику вправе на его существование.

И вот ещё пример и абсурд в самой налоговой системе. У нас до сих пор сохраняется налог на имущество организаций – налог, которого нет ни в одной стране мира. А откуда он взялся? В СССР была «плата за производственные фонды». Государство выделяло своим (государственным) предприятиям дополнительные «фонды», денежные и материальные, и, соответственно, взимало с них плату за эти фонды. Сейчас государство у нас давно уже никаких «фондов» частным предприятиям не выделяет, но эту плату для них сохранило. Просто переменило её название, теперь это – налог на имущество организаций.

Если кому-то интересно – загляните в наше налоговое соглашение с любой страной. Там, в статье о правилах определения налогового резидентства, предусмотрен такой критерий, как регистрация по месту «основной экономической деятельности» («основного источника дохода»). И таким образом, через эти соглашения, эти понятия фактически пришли и в наше законодательство! И как мы их используем? Никак. У нас все предприятия регистрируются по месту своего юридического адреса. Хотя, может, я ошибаюсь? И «Газпром» давно добывает газ в Санкт-Петербурге? А «Роснефть» качает нефть в Москве? Но, думаю – всё проще. Есть у нас привычка собирать все деньги в столицах и потом распределять трансферты «по усмотрению». Так ведь жить легче и веселее, чем изучать какие-то налоги!

Есть конкретное поручение Президента – в Послании Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г. В.В. Путин предложил: «продумать подходы к модернизации нашей фискальной системы, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы». И Минфин «продумал» и ответил целым пакетом поправок и «улучшений».

И вот мы их смотрим: на сколько больше должны платить богатые? На сколько меньше должны платить бедные? Нет там этого ничего! Зато предложено увеличить налог на прибыль – что даст примерно 500 миллиардов рублей дополнительных доходов. Но на кого ляжет эта дополнительная налоговая нагрузка? Если на промышленность, на производство моторов, приборов, инструментов? Там и так всё непросто, мы даже гвозди и другие метизы завозим из Китая!

Вот, в ФНС предложили «единый налоговый счёт». Это – вещь, давно в мире известная. Налогоплательщик вносит заранее на счёт налоговой службы определённую сумму денег и всё! Дальше с этого счёта оплачиваются требования по всем налогам, в порядке их поступления, и отчёты об этих списаниях направляются налогоплательщику. Очень удобно: заранее резервируются средства на уплату налогов и дальше можно ни о чём не беспокоиться. Важно ещё и то, что эти деньги всегда можно взять обратно!

А у нас? Оказывается, деньги надо переводить на какие-то счета Казначейства (о котором большинство граждан не имеет никакого понятия), надо заполнять какие-то поручения банку – и потом оставаться в беспокойстве: можно напутать самому, может ошибиться банк и могут быть ошибки в Казначействе. И за всё отвечает налогоплательщик – ведь в налоговой от него требуют подтверждения платежа. Полезная и удобная вещь – но как у нас сумели её извратить! И другие «модернизации» – в том же духе!