Американский эксперт в области космонавтики Марк Уиттингтон на страницах издания The Hill обеспокоился отказом «Роскосмоса» от сотрудничества с НАСА по лунной программе Artemis.

Эксперт обратил внимание на июльские высказывания гендиректора госкорпорации Дмитрия Рогозина о том, что России не интересно сотрудничество с США в лунном проекте, поскольку последний носит политический характер и строится по примеру НАТО.

Уиттингтон отмечает, что последнее заявление Рогозина должно обеспокоить представителей Демократической партии Соединенных Штатов, которые по примеру Республиканской партии, опасаясь усиления Китая в космосе, могут решить оказать гораздо большую поддержку лунным проектам НАСА, чем они это делали ранее. Автор напоминает, что именно участие России в программе Международной космической станции (МКС) позволило бывшему президенту-республиканцу США Джорджу Бушу — старшему заручиться поддержкой демократов, которые увидели в околоземной лаборатории проект геополитического значения.

Ну что можно сказать по этому поводу. Если в США на уровне экспертов начинаются вибрации по поводу того, что Россия после тридцатилетней дружбы решила бросить американцев в космосе и что в США опасаются того, что Россия может начать какие-то совместные проекты в космическом пространстве с Китаем, то это очень хорошо. Значит, Дмитрий Рогозин и Россия в этой части все делает правильно.

Посидели американцы 30 лет на Российском загривке, да и хватит. Нужно и меру знать.

А теперь серьезно. Давайте поговорим о том, что такое американский проект Artemis и почему России там нечего делать.

В общих чертах, американский проект по возвращению на Луну Artemis представляет собой несколько взаимосвязанных элементов.

Во-первых, это сверхтяжелая космическая ракетоноситель, которая разрабатывается с 2011 года, и которая будет иметь возможность выводить на низкую опорную орбиту полезную нагрузку массой до 100 тонн (полезная нагрузка до Луны 45 тонн). Стоимость проекта по разработке ракетоносителя SLS 18,6 млрд долларов США (по состоянию на 2020 год). Первый полет по лунной программе Artemis запланирован на 2021 год.

Во-вторых, это космический корабль Orion, который NASA планирует использовать для полетов к Луне и Марсу. Первый тестовый полет космического корабля Orion состоялся в 2014 году. По состоянию на 2020 год строятся три космических корабля «Орион», и заказан еще один для использования в программе Artemis NASA, первый из них должен быть запущен в 2021 году.

В-третьих, это орбитальная лунная станция, которая по проекту NASA должна состоять из 4-х модулей и обеспечивать пребывание экипажа астронавтов, состоящего из 4-х человек. По планам NASA обитаемый объем станции должен составить не менее 120 м³, а совокупная энергетическая мощность солнечный батарей станции, не менее 50 кВт. Согласно концепции NASA, лунная станция должна обеспечивать кратковременное пребывание экипажа на лунной орбите, обеспечивать связь и управление автоматическими лунными модулями и роботами, хранить грузы и быть связующим звеном между лунной постоянной базой и Землей. Первый модуль лунной космической станции Habitation and Logistics Outpost NASA планирует запустить на орбиту спутника Земли не позже 2024 года.

В-четвертых, это два транспортных корабля, которые должны обеспечивать снабжение топливом и различными грузами лунную орбитальную космическую станцию NASA. В качестве кораблей снабжения NASA рассматривает Dragon XL компании SpaceX Илона Маска и европейский Moon Cruiser на базе космического грузовика ATV и ESM — служебного модуля космического корабля Orion. По оценкам NASA Moon Cruiser должен быть готов к 2025 году.

В-пятых, это система посадки человека на спутник Земли — Human Landing System. В качестве перспективных систем посадки человека на Луну NASA рассматривает проекты нескольких подрядчиков. 30 апреля 2020 года в ходе телеконференции НАСА объявило о выделении 967 миллионов долларов США на разработку проекта посадочного модуля для трех компаний (Blue Origin, Dynetics и SpaceX) для первоначального проектирования систем посадки HLS. В рамках этих работ, компания Blue Origin предлагает использовать трехэлементный лунный аппарат, который должен запускаться с помощью ракетоносителей, а затем собираться на лунной орбите перед посадкой на лунную поверхность. SpaceX Илона Маска предлагает использовать свой проект модифицированного космического корабля Starship HLS, который должен быть специально адаптирован для посадки на лунную поверхность. Еще один потенциальный претендент NASA, компания Dynetics предложила использовать свою разработку для обеспечения высадки астронавтов на поверхность луны. По словам разработчика, их лунный посадочный модуль может не только обеспечивать доставку астронавтов на поверхность Луны, но и выступать в качестве модуля базового лагеря, а также работать в качестве транспортно-логистической платформы. Кроме того, для лунной орбитальной станции NASA планирует использовать роботизированную лунную посадочную станцию совместной разработки европейского и японского космического агентства HERACLES, которая должна обеспечивать логистическое снабжение лунных посадочных миссий, а также доставлять с Луны на орбитальную лунную станцию образцы грунта и другие грузы.

В-шестых, это базовый лунный модуль. На сегодняшний день нет точной информации о том, какая компания выступает подрядчиком NASA по созданию лунного обитаемого модуля, неизвестны его потенциальные характеристики. Единственное, что в настоящий момент известно, что доставка на поверхность Луны этого модуля будет осуществляться ракетоносителем SLS, данный модуль будет размещаться в районе Южного полюса Луны, а что самое главное, он будет сопрягаться с платформой (ровером) Habitable Mobility, которая ранее предлагалась для использования в рамках миссий по исследованию Марса.

В-седьмых, это собственно бывший марсианский ровер Habitable Mobility, который NASA планирует испытать в рамках программы Artemis. Концептуальные машины Lunar Electric Rover (а затем и SEV) были протестированы в ходе исследований в пустыне и технологических исследований с 2008 по 2011 год. Один из концептуальных автомобилей LER принял участие в инаугурационном президентском параде Барака Обамы в 2009 году. Шасси и конструктивные элементы этих концептуальных автомобилей были изготовлены компанией Off-Road International. Исследования и испытания продолжались в 2012 году в Космическом Центре Джонсона. Ровер Habitable Mobility имеет размер с небольшой микроавтобус, имеет 12 колес и может разместить двух космонавтов на срок до двух недель. SEV состоит из шасси и модуля кабины SEV позволит устанавливать такие инструменты, как краны, кабельные барабаны, экскаваторы и лебедки.

В-восьмых, это некоторое количество автоматизированных или роботизированных луноходов, которые будут вести исследование лунной поверхности. 11 июня 2020 года НАСА предоставило компании Astrobotic Technology 199,5 млн. Долл. США для доставки в рамках программы Artemis в конце 2023 года на Луну исследовательского вездехода VIPER (Volatiles Investigating Polar Exploration Rover). Astrobotic Technology — американская частная компания, которая разрабатывает технологии космической робототехники для лунных и планетных миссий.

Конечно, есть и другие аспекты в планах NASA по возвращению на Луну, но если писать по этому поводу кратко, касаясь только основных моментов, то по большому счету это все. Других основных планов NASA по полетам к Луне и созданию соответствующей инфраструктуры до 2030 года нет.

Вся суть лунной космической программы NASA сводится к созданию на Лунной орбите небольшой космической станции, назначение которой быть складом и промежуточным участком к полету на Луну, размещение на поверхности Луны небольшого посещаемого жилого модуля и обкатка на поверхности Луны Ровера, который ранее делали для программы изучения Марса. А также торжественное втыкание в поверхность Луны американского флага, сбор лунных камней и покатушки на Багги.

Если рассматривать публичную часть американской программы Artemis, то на этом человеческий потенциал программы заканчивается. Всю остальную работу по исследованию лунной поверхности на предмет наличия полезных ископаемых будут делать автоматизированные научные станции и роботы.

Спрашивается, «а на фига козе гармошка»? Зачем России участвовать в американских политических проектах, даже если они реализуются в космосе?

Россия вполне и сама может отправить своих космонавтов на Луну, воткнуть там флажок, сделать несколько фотографий и подобрать с поверхности десяток другой камней. У нас для этого есть все необходимые технологии и ресурсы.

Зачем нам для этого в партнерах NASA? Абсолютно не нужно…!

Не надо смотреть в рот американцам и заниматься обезьянничеством. России нужно развивать свою космическую программу, в том числе и по Луне. Решать те вопросы в космосе, где у нас есть пробелы. А пробелов у нас много — глобальные телекоммуникации и связь, дистанционное зондирование Земли. В том числе и по Луне надо развивать проекты автоматизированных исследовательских научных станций.

А воткнуть флажок и сделать несколько красивых фотографий мы всегда успеем. Луна от нас никуда не убежит. Она у нас надолго. Тем более, если лететь на Луну серьезно, то реализовывать нужно совсем другие проекты и не так, как это задумано у американцев…

В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА».

Источник фото: E-News.su

Назад к списку
Поделиться
Следующая запись
Доклад в рамках форума МВТФ «Армия-2020»