Китайская «Спираль»
Кому будет принадлежать космос?
Центральное телевидение Китайской Народной Республики сообщило о прогрессе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по программе создания китайского экспериментального орбитального корабля-ракетоплана многоразовой транспортной космической системы Tengyun.
Я считаю, что Tengyun — это наследие разработок знаменитого генерала советских «Звездных войн» Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского. Известный проект «Спираль» был начат ещё в 1960-х годах.
Китай сегодня не проходит, а пробегает тот путь, который уже прошли СССР, современная Россия, США. В этом достаточно быстром «забеге» китайцы набьют свои шишки и по итогу непременно догонят как Россию, так и США в области освоения космического пространства. Возможно, даже перегонят в каких-то количественных показателях.
Потому что и Россия, и США на сегодняшний день уже достигли технико-технологического предела в освоении космоса. Условно говоря, существует барьер, который они, обладая теми технологиями, которые есть сейчас, перешагнуть не могут. Сегодня предел человека — это 450 километров от поверхности нашей планеты. Дальше находится пространство межпланетных роботизированных аппаратов или кратковременного посещения человеком.
Проект «Спираль», который сегодня хотят реализовать в Китае, был хорош для своего времени. Действительно, за счет него можно построить многоразовый космический ракетоплан, тем самым обеспечив экономию ресурсов при создании новых ракет и транспортировке грузов и космонавтов во время полетов к МКС и в дальний космос.
Нужно понимать, что это небольшой шаттл для полета, способный доставить малогабаритный груз на низкие околоземные орбиты. Не дальше 450 километров. Именно поэтому в США и СССР решили разработать комплексное решение, которое могло бы обеспечить как вывод экипажа, так и доставку грузов. Так в Америке появилась программа «Space Shuttle», а у нас — «Энергия-Буран».
Передовые космические державы сегодня стоят перед новым вызовом. Дальнейшее освоение космоса требует уже совершенно иных, революционных подходов.
Они должны коренным образом отличаться от прежних разработок. Условно говоря, человеку в космосе нужно пересесть с конной брички на Bugatti Veyron. Именно поэтому Россия и США ищут дальнейший путь. У нас появился проект «Нуклон», а Илон Маск создает свой Starship. Реализация этих новинок позволит раздвинуть рамки ближнего космоса как минимум до Луны. Это большой шаг вперед. Китаю до подобных проектов пока ещё далеко.
Актуальность одноступенчатых воздушно-космических ракетопланов никуда не ушла. Чем дальше человек продвигается в космос, чем становится степень промышленного освоения околоземного пространства, тем больше возрастает необходимость доставки с низких околоземных орбит на Землю различных грузов. А сделать это быстро, экономично и безопасно можно только с использованием воздушно-космического ракетоплана, но не такого, как в «Спирали». Он, скорее, должен быть похож на проект «Ту-2000». Но здесь необходимы совсем другие двигатели и конструкционные материалы, которых у Китая нет и в ближайшей перспективе не предвидится.
В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»
Источник фото: Oneindia.com