Главный вопрос про братский народ
Март месяц, а также половина апреля прошли в России под знаком очередного обострения военного конфликта на Донбассе
Но не только на Донбассе. По всей видимости, Запад все же принял решение наращивать военную эскалацию вблизи границ России.
На этом фоне Министр обороны Сергей Шойгу приказал ВС РФ быть готовыми к неблагоприятному развитию учений НАТО.
По словам министра обороны, необходимо продолжать отслеживание обстановки и быть в готовности к немедленному реагированию.
Россия внимательно следит за действиями Североатлантического альянса по переброске войск в район предстоящих учений Defender Europe, добавил Сергей Шойгу, выступая на совещании в Крыму.
Тем не менее, я бы не стал уделять так много внимания агрессивному поведения Запада. В конце концов, все адекватные люди прекрасно понимают, что это бряцание оружием не приведет к реальной большой войне с танками и ядерными ракетами. У Запада совсем другие планы. И если какая война и будет вестись Западом против нашего государства, то это все исключительно в рамках существующих гибридных нетрадиционных боевых действий. Тем более, что на этом поле, их успехи вполне очевидны…
Однако, помимо возможного начала новой войны на Украине, есть и более важные вопросы, которые в России пока никто не может решить. Это вопрос политики нашего государства в отношении некогда бывшей советской республики, а с 1991 года независимой Украины.
Как мне кажется, что в Кремле, что на Старой площади, весьма смутно представляют, что им дальше делать с нынешней Украиной, ее политической элитой и населением, проживающим на данной территории.
А между тем, это весьма нетривиальный вопрос.
И действительно, а что нам делать с этой территорией, как к ней относиться, кто эти люди и почему они такие, какие есть. Это очень важный вопрос. И рано или поздно, кремлевским небожителям на него придется ответить.
Да, Владимир Путин не раз говорил, что у нас нет войны с народом Украины и с государством Украина, как таковым.
И это действительно правда. Россия не ведет политической войны, то есть войны тотальной и истребительной с государством Украина. Правда и то, что украинцы, как этнос и социально-культурная общность не являются врагами нашего государства. Российская политическая власть неустанно повторяет, что украинцы, это братский для нас народ, а украинский истеблишмент — партнеры для политической элиты нашей страны. Так эта картина видна с официальной точки зрения нашей власти.
С другой стороны, дело обстоит несколько иначе, и политическая элита Украины имеет свой взгляд на отношение к России. Но то такое. Это другое…
«Пора уже признать: Украина — это территория, на которой Русский мир проиграл одно из стратегических сражений ментальной войны» — пишет советник Министра обороны Андрей Ильницкий в еженедельнике Вооруженных Сил Российской Федерации «ЗВЕЗДА».
«Кто такие иезуиты, объяснять, наверное, не надо. Так вот, они придерживались такого правила: „Хочешь победить врага, воспитай его детей!“ А молодёжь, как известно, в силу возраста весьма подвержена влиянию — мы же видели, кто вышел у нас на улицы в январе и в феврале. Пусть не все осознанно, а больше „по приколу“, но также происходило и на Украине, и теперь посмотрите, что в итоге сделали с украинской молодёжью, как их в конце концов практически поголовно превратили в русофобов неонацистского толка. Главная опасность ментальной войны, повторю это, заключается в том, что её последствия необратимы и могут проявиться через поколения. А мы продолжаем удивляться, почему это люди, которые говорят на одном с нами языке, вдруг стали нам врагами…», — добавляет он.
Я не прокремлевский эксперт, не политолог, обслуживающий темники старой площади, поэтому имею свой взгляд и свое мнение на некоторые цивилизационные и политические процессы, которые происходят вокруг нашего государства. Я могу себе позволить такую роскошь и быть несогласным с позицией официального Кремля.
Давайте просто порассуждаем, а что такое современная Украина.
Будем честны. Украинский этнос действительно существует. Как социокультурная общность он образовался в конце 19-го века и кристаллизовался во время Первой Мировой войны, когда на территории Галиции был устроен геноцид русского населения. Был такой период в истории просвещённой Европы, еще до Гитлера, когда русских людей убивали по признакам религии и языка.
Тогда жители Галиции узнали о своем украинстве не сами. Им активно помогали разные активисты, интеллектуалы, подвижники. Были ли эти активисты агентами европейских разведок, сегодня это уже не так важною. Проект прошлой ментальной войны состоялся, и Российская империя ее проиграла.
Украинство, украинская идея, украинский национальный проект — один из вариантов формирования национальной идентичности восточнославянского населения Малороссии и Галиции, происходившего на рубеже XIX и XX веков.
Свою лепту в становление Украинства привнесли и руководители СССР. Зачем большевики на территории Малороссии и Новороссии проводили политику коренизации народов и мобилизации этничности меньшинств для нейтрализации политического ресурса великороссов, это уже вопрос к историкам. Тем не менее, с распадом Российской империи и образованием СССР, понятие «малоросс» утратило правомерность и в широком употреблении повсеместно было заменено понятием украинец.
В дискурсе современного украинства термин «малоросс» и в наши дни продолжает оставаться для некоторых политически нагруженным, сугубо негативным смыслом. А между тем, этноним малоросс, использовался ещё в Византии времен Киевской Руси для обозначения жителей Малороссии, юго-западной группы восточных славян, проживающих на территории современной Украины.
Если мы скажем, что негативное отношение к России, к русским, к русскому языку появилось на территории современной Украины только в 2014 году, то мы скажем откровенную неправду. Вообще, негативное отношение к России, к русским, да и к русскому языку появилось ровно тогда, когда термин «Украина» начал приживаться в нашем российском обиходе. А если еще точнее, то это конец 19-го века. Разные УНР и прочие образования, они же не от любви к России образовались на данной территории после революции 1917 года, а по вполне конкретным обстоятельствам.
Конечно, большевикам удалось в некоторой степени решить вопрос дружбы народов.
Во многом, большевикам, а в последствии и советским идеологам удалось создать новую цивилизационную общность — советский народ и сегодня мы имеем государство Украину, где большая часть населения в том или ином виде исповедует общие для республик бывшего СССР цивилизационные, исторические культурологические и смысловые ценности. Но советским идеологам удалось реализовать свои планы не полностью, следствием этого было «бандеровское» движение на западной и центральной Украине в период Великой Отечественной войны, достаточно сложные отношения между украинцами и русскими, особенно на вновь присоединенных территориях по итогам ВОВ и сегодня мы имеем на Украине агрессивное меньшинство, которое исповедует совсем другие цивилизационные, культурологические, исторические и смысловые ценности нежили основная часть населения этого государства.
При этом, в СССР, в отличии от современной России, вопросам пропаганды, идеологии, цивилизационных мифов и другим аспектам этнокультурного формирования этносов, уделялось достаточно много внимания. Да, были ошибки, но эта работа велась.
С 1917 по 1991 год на Украине был советский народ, в Белоруссии был советский народ, в России был советский народ, в других республиках СССР был советский народ. Сегодня этого нет. Сегодня все народы республик бывшего СССР живут по своим квартирам. Никаких коммуналок.
30 лет прошло с момента распада Советского союза. Большинство республик бывшего СССР живут на основе собственных национальных мифов и исторических концептов. Советскому человеку там места нет. Эта проблема есть и у нас в России.
А сегодня мы слышим от нашего российского политического руководства, от представителей власти и придворных экспертов тезис, что вот украинцы, это братский для нас в России народ, но вот по каким критериям он для нас братский, этого никто сказать не может или начинают вспоминать СССР. Но причем тут СССР. Там был советский народ…
В свое время я выдвинул тезис, что на территории современной Украины проживают как минимум три группы украинского народа и каждая из этих групп имеет свою собственную цивилизационную и культурную идентичность.
Первую условную группу представляют собой так называемые западные украинцы. Это достаточно отдельная и устоявшаяся группа жителей западных областей, которая проживает в границах современной Украины на тех территориях, которые к ней были присоединены Советским Союзом по итогам Великой Отечественной войны
Вторая группа украинцев, которая претендует на гордое звание братского народа, это так называемые адепты «политического украинства». Это все ярые сторонники униатства, почитатели деятельности ОУН УПА и Степана Бандеры, строители унитарной Украины, наследники УНР и все остальные странные люди включая политический богоизбранный истеблишмент независимой от России Украины.
Третья группа украинцев, претендующих быть для России братским народом — это советские украинцы.
Советские украинцы — это социальная и культурная группа населения, проживающая на территории современной Украины, которая неразрывной исторической нитью связана с процессом образования этого государства в 20-хх годах прошлого века. Во многом, советские украинцы это и есть те самые малороссы на базе и основе которых большевиками создавалась Украина.
А еще на территории современной Украины живут русские, самые обычные русские люди, причем которые там живут от Львова до Луганска и от Харькова до Одессы с очень давних и древних времен.
Русские, о которых так не любят говорить в коридорах российской политики, живущие в границах современной Украины — это коренное население территории под названием Украина.
В 1991 году к власти на Украине пришли выходцы из первой и второй группы. Это западные украинцы и адепты политического украинства. Советские украинцы и русское население Украины вот уже как 30 лет не имеет своего собственного политического представительства во власти этого государства.
К кому обращается Владимир Путин, говоря о том, что на Украине проживает братский для нас народ? Наша российская политическая власть, она же не конкретизирует. Она обращается к абстрактному украинскому народу…
Андрей Ильницкий абсолютно прав. Социокультурная база советских украинцев (малороссов) и русских, на территории этого государства каждый день сокращается. Причина этому известна. Это политика, проводимая нынешней власти Украины. Но не только. Мы и сами в этом виноваты. Мы же платили за лояльность Украинским олигархам, а людьми не занимались.
Вы спросите, почему так называемое «политическое украинство» строится на культурной и цивилизационной ментальности западных украинцев, а не опирается на русских проживающих на Украине или даже основной массе населения, представленной наследниками советских украинцев?
Почему украинская власть и украинские политики 30 лет обещают народу второй русский государственный язык, культурную, экономическую и историческую связь с Россией, а по факту все происходит ровным счетом наоборот?
На самом деле все достаточно банально.
Любая власть на Украине, которая будет строить независимую и суверенную Украину может опереться в своих начинаниях только на те социальные и культурные слои населения, которые не имеют цивилизационной и исторической связи с Россией. У них для этого нет другого пути. В противном случае у населения рано или поздно возникнет закономерный вопрос — а зачем она вообще нужна независимая от России суверенная Украина с этой властью. А любая власть она априори хочет быть властью!
Это проблема не только Украины. Это происходит и в Белоруссии. Независимый Казахстан строится тоже на собственной культурной идентичности. Так происходит везде на пространстве бывшего СССР. На Украине это просто ярче выражено в силу того, что политическая элита и истеблишмент этого государства для своей опоры выбрал наиболее радикальную историческую основу.
Справедливости ради, надо сказать. Есть конечно определенные подвижки. Но не благодаря, а вопреки. Российскому финансово-политическому истеблишменту приходится реагировать на антирусские заскоки своих партнеров по странам бывшего СССР. Не могут они на все закрыть глаза, а на отдельные проблемы глаза им приходится открывать все шире и шире. Уже невозможно российскому электорату тупым словоблудием в различных телешоу объяснить причины откровенного глумления, граничащего с апартеидом, по отношению к русскоязычному и русскому населению в некоторых странах бывшего СССР.
По большому счету, сегодня президент России Владимир Путин, а также весь остальной российский истеблишмент включая лоббистов из Госдумы и денежных мешков в Совете Федерации, стоит перед цивилизационным выбором. Им нужно определиться, каким путем они будут идти дальше и куда они поведут наше государство.
На самом деле вариантов у них не так много.
Либо они посылают своих «партнеров» в странах бывшего СССР куда подальше и отказываются от политики невмешательства во внутренние дала государств бывшего СССР, где явным образом идет целенаправленное ущемление прав Российских соотечественников, а по большому счету одного и того же народа, исповедующего с российским населением общие культурные, исторические и цивилизационные ценности. Либо они и дальше продолжают политику декларативных заявлений про братский народ в рамках предвыборных обещаний электорату.
Вариантов отсрочить это решение на завтра или следующий год уже нет. Российской власти нужно сделать выбор и определить свое место в истории нашего государства.
Каждый год, процесс построения национального украинского государства и создания украинской политической нации снижает количество тех, кого мы в России можем по-настоящему и не кривя душой назвать братским народом Украины. Каждый новый выпуск общеобразовательных школ на Украине приводит к тому, что на этой территории остается все меньше и меньше тех, кто имеет с нами аналогичные исторические, цивилизационные и культурные ценности.
Это самая настоящая политика социального и этнокультурного апартеида, которая ведется на Украине по отношению к русскоязычному населению, а также по отношению к простым украинцам, которые выросли в духе общих исторических, культурных и цивилизационных связей с Россией.
Сегодня этот процесс идет форсированными темпами. Политическое украинство боится не успеть.
Если этот процесс не остановить сегодня, то пройдет еще 15 — 20 лет, и за дружбу с Россий на Украине никто не даст и ломаного гроша. Там просто не останется тех, кто сможет назвать себя русским или потомком советских украинцев, тех, кого пока еще можно назвать «братским народом». Там будет выращена новая политическая нация…
Источник фото: родина-моя.рф