Франция, как фланговый потенциал НАТО, в войне с Россией - Партия Дела
Присоединиться

По мнению экспертов, RAND, французские вооруженные силы являются одними из самых боеспособных в Западной Европе и могут похвастаться полным спектром возможностей, позволяющих им участвовать в полном спектре операций, включая высокоинтенсивные обычные боевые действия против равного противника.

В этом отчете исследователи RAND рассматривают роль, которую французские вооруженные силы могли бы сыграть в качестве партнера по коалиции в гипотетическом конфликте с Россией.

Исследователи использовали широкий спектр публикаций на французском и английском языках, а также беседы с французскими экспертами в области обороны, чтобы понять не только возможности и способность французских вооруженных сил вести войну в целом, но и их способность вести высокоинтенсивную конвенциональную войну, в частности.

Несмотря на то, что отчет вышел только в июне 2021 года, многие документы и комментарии на которых базируется данный отчет, датированы периодом с 2017 по 2019 год. В отчете сделан анализ текущих возможностей французской армии, рассмотрены вопросы военного строительства и модернизации армии, военно-воздушного и военно-морского флота, направления развитиях разведки и подходов к проведению мультидоменных операций, а также будут даны оценки возможности применения армии Франции в гипотетической войне с Россией.

Космические, кибернетические и разведывательные возможности

Новая программа LPM планирует крупные инвестиции в космическую и кибернетическую область армии Франции. Космос воспринимается как критически важный фактор, обеспечивающий возможности «высокого спектра военных конфликтов», поскольку военные и коммерческие спутники играют важную роль в обеспечении безопасной связи во время операций, особенно для таких сетецентрических и мультидоменных возможностей, как SCORPION.

Аналогичным образом, необходимость отражения кибератак, которые могут подорвать способность Франции выполнять задачи ядерного сдерживания или задачи обычных военных конфликтов, побудила французских руководителей выделить больше ресурсов на укрепление кибернетического потенциала.

Космос

Программа LPM выделяет 3,6 млрд евро на космический потенциал и его модернизацию; в конце июля 2019 года было объявлено, что до 2025 года на эту сферу будет выделено еще 700 млн евро.

Интерес Франции к этой области не нов, поскольку инвестиции в космический потенциал уже удвоились в период с 2008 по 2014 год. Стратегический обзор 2017 года описывает космическое пространство как «область стратегического и военного соперничества», а в июле 2019 года Парли опубликовала французскую стратегию космической обороны.

Французские чиновники ссылаются на различные проблемы безопасности, связанные с космосом. В сентябре 2018 года Парли сообщила, что российский спутник был пойман за шпионажем за франко-итальянскимспутником Athena-Fidus, который используется для военной связи.

В связи с этим она упомянула об обеспокоенности растущими возможностями государственных субъектов в области противоспутникового оружия и дала понять, что Франция намерена быть готовой к защите своих интересов в космосе от таких угроз. Парли также отметила необходимость более эффективного управления движением в космосе. Все большее количество космического мусора угрожает космической безопасности и рискует повредить спутники, имеющие решающее значение для военных и гражданских целей.

Сотрудничество с Соединенными Штатами Америки в этой области является важным и служит дополнительным стимулом для Франции оставаться на более высоком технологическом уровне.

Соответственно, Франция участвует в обширной программе модернизации своих военных и коммерческих спутников, часто в сотрудничестве с европейскими и международными партнерами. В декабре 2018 года Франция запустила первый военный разведывательный спутник Composante Spatiale Optique (Оптический космический компонент, или CSO), еще три спутника планируется запустить в 2020 году, чтобы заменить спутниковую систему Helios. Система CSO была разработана Францией в сотрудничестве с Германией, Швецией и Бельгией и будет предоставлять данные для Многонациональной системы космической съемки — программы, которая позволяет Франции, Бельгии, Германии, Греции, Италии и Испании обмениваться данными космической разведки. Преемник CSO, программа IRIS, была анонсирована Парли на Парижском авиасалоне 2019 года. Франция также планирует запустить еще два спутника связи в 2020–2022 годах и в партнерстве с Австралией разрабатывает спутниковые технологии с передовыми сенсорными возможностями.

Новая космическая стратегия Франции предусматривает продолжение сотрудничества с Соединенными Штатами, которые названы «важным союзником для [французских] военных космических операций». Европа упоминается в стратегии как субъект, который должен иметь «собственный потенциал», позволяющий ему быть «надежным партнером» для США. Однако в стратегии также четко указано, что в отношении военно-пространственных возможностей объединение будет ограничено, поскольку «страны сохраняют суверенный контроль над своими возможностями».

Кибернетические операции и разведка

Кибернетические операции и разведка были названы одними из «победителей» программы ЛПМ, поскольку 330 из 450 новых должностей, созданных в Министерстве обороны в 2019 году, относятся к этим двум категориям, и еще больше новых должностей появится в период с 2019 по 2022 год. Только на кибернетику программа ЛПМ выделяет 1,6 миллиарда евро. Бюджеты трех разведывательных служб, находящихся в ведении Министерства обороны — Управления разведки, безопасности и обороны, Управления военной разведки и Главного управления внешней безопасности — в 2019 году планируется увеличить на 15%.

Внимание к киберпространству стало уделяться не так давно: в Белой книге по обороне и национальной безопасности 2013 года эта сфера уже была названа национальным приоритетом для французских вооруженных сил. Стратегический обзор 2017 года подтвердил эту позицию и четко заявил, что в киберпространстве некоторые атаки могут рассматриваться как вооруженная агрессия в силу их масштаба и серьезности. Крупная кибератака может, учитывая ущерб, который она может нанести, оправдать применение законной обороны в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

В заявлении от января 2019 года Парли подчеркнула серьезность угрозы: в 2017 году было зафиксировано 700 инцидентов против сетей Министерства обороны, а в 2018 году — еще больше. Она также отметила, что атака на французские ВМС в конце 2017 года была приписана некоторыми источниками группе Turla, ответственной за неудачные и успешные попытки атак, в частности, на министерства Финляндии, Швейцарии и Германии; Эстония утверждает, что Turla связана с российскими спецслужбами.

Франция провела организационные изменения и разработала новые доктрины. В январе 2017 года Франция создала оперативное киберкомандование, в задачи которого входит защита военных сетей, а также сетей критически важных инфраструктур. В феврале 2018 года Генеральный секретариат по обороне и национальной безопасности, межправительственное агентство, находящееся в ведении канцелярии премьер-министра, опубликовал стратегический обзор киберзащиты. В январе 2019 года Франция также частично опубликовала свою первую доктрину кибернетического нападения, которая включает раздел по международному сотрудничеству.


В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»