Франция, как фланговый потенциал НАТО, в войне с Россией
Часть восьмая. Взгляд из США
По мнению экспертов, RAND, французские вооруженные силы являются одними из самых боеспособных в Западной Европе и могут похвастаться полным спектром возможностей, позволяющих им участвовать в полном спектре операций, включая высокоинтенсивные обычные боевые действия против равного противника.
В этом отчете исследователи RAND рассматривают роль, которую французские вооруженные силы могли бы сыграть в качестве партнера по коалиции в гипотетическом конфликте с Россией.
Исследователи использовали широкий спектр публикаций на французском и английском языках, а также беседы с французскими экспертами в области обороны, чтобы понять не только возможности и способность французских вооруженных сил вести войну в целом, но и их способность вести высокоинтенсивную конвенциональную войну, в частности.
Несмотря на то, что отчет вышел только в июне 2021 года, многие документы и комментарии на которых базируется данный отчет, датированы периодом с 2017 по 2019 год. В отчете сделан анализ текущих возможностей французской армии, рассмотрены вопросы военного строительства и модернизации армии, военно-воздушного и военно-морского флота, направления развитиях разведки и подходов к проведению мультидоменных операций, а также будут даны оценки возможности применения армии Франции в гипотетической войне с Россией.
Выводы и последствия для политики США
Может ли Франция поддержать военные действия под руководством США в Восточной Европе сейчас или в ближайшие десять лет? Ответ положительный: Франция сохранила потенциал полного спектра военных конфликтов и подготовку; она выделяет новые средства на оборону для амбициозных целей модернизации, в том числе на высоком уровне (например, FCAS и гиперзвуковое оружие); существует сильная политическая и общественная поддержка военных интервенций и поддержки союзников Франции. Кроме того, операции Франции в Мали, в Центральноафриканской Республике и против низкотехнологичных противников (т. е. джихадистских групп и повстанцев) не привели к полному переходу к возможностям и навыкам экспедиционной войны.
Например, даже участвуя в операциях низкой интенсивности, французские войска развернули (и испытали) оборудование, предназначенное для операций более высокой интенсивности, такое как CAESAR, цифровые сетевые технологии и Rafale. Тем не менее, приверженность Франции таким зонам конфликта, как Сахель, означает, что Франция не собирается реструктурировать свои силы для того чтобы приспособить их исключительно для военного конфликта высокого уровня. Приняв идею среднего сегмента, который должен быть достаточно хорош для самого высокого и низших сторон конфликтного спектра, Франция вряд ли изменит базовую ориентацию своих вооруженных сил в обозримом будущем.
Существуют ограничения на то, что Франция могла бы сделать на гипотетическом восточном фронте: Ее вооруженные силы имеют небольшую общую глубину и не смогут вести длительную кампанию, а некоторые из возможностей, которые могут понадобиться, скорее всего, не будут перераспределены. Французы могут управлять конфликтом низкой интенсивности, таким как операция «Бархан», в течение длительного периода времени, но их способность поддерживать бои высокой интенсивности менее очевидна из-за нехватки у Франции как человеческого капитала, так и материальных средств. В целом, вклад Франции в крупномасштабную войну с применением обычных вооружений в Восточной Европе, скорее всего, будет значительным, но ограниченным по своей продолжительности.
Существуют области возможностей, в которых есть потенциал для расширения американо-французского сотрудничества, которые могут улучшить способность Франции вести обычную войну в Восточной Европе.
Сопоставление оперативных потребностей и возможностей
С момента окончания холодной войны и до вторжения России в Украину в 2014 года, специалисты по планированию сил в Министерстве обороны США рассматривали Европу и НАТО как экспортеров безопасности; то есть место, где американские и союзные силы могут тренироваться и готовиться войне в таких местах, как Афганистан, Ближний Восток и Африка.
С 2014 года планирование сил США было сосредоточено на укреплении возможностей альянса НАТО и позиционировании сил для сдерживания и нанесения поражения Российской агрессии на восточном фланге НАТО.
Военные игры (военные учения) и анализ показывают серьезные пробелы в способности НАТО отразить крупномасштабное российское нападение. Учитывая нынешнюю позицию НАТО, союзники могут столкнуться с ситуацией, когда их наземные силы будут значительно превосходить по численности и вооружению те вооруженные силы, которые Россия может развернуть у границ стран Балтии в течение одной-двух недель.
Военно-воздушным силам НАТО будет трудно подавить сеть зенитно-ракетных комплексов, которые Россия развернет в регионе, что ограничит возможности НАТО по оказанию огневой поддержки наземной обороне. Авиабазы, центры командования и управления, центры материально-технического обеспечения, линии связи, воздушные и морские порты высадки и другие объекты тыла могут подвергнуться атаке российских баллистических и крылатых ракет. Военные космические группировки, обеспечивающие разведку, связь, а также услуги по определению местоположения, навигации и времени, могут быть выведены из строя в результате кибернетических, электронных помех и кинетических атак. Одним словом, у стран НАТО, обеспокоенных возможностью российских угроз союзникам на восточном фланге НАТО, есть все основания быть недовольными текущей ситуацией.
С 2016 года Верховный штаб «Союзные силы Европы», Европейское командование США и отдельные государства-члены НАТО предприняли шаги по устранению ключевых недостатков в сдерживающем потенциале НАТО. Однако еще многое предстоит сделать, прежде чем союзники смогут с уверенностью убедить агрессивного российского лидера (прим. Имеется в виду Путин) в неосуществимости недорогого главного удара. К числу ключевых областей, требующих решения, относятся следующие:
— Передовое развертывание тяжелых наземных сил. Многонациональные батальоны в странах Балтии в сочетании с американскими бронетанковыми бригадными боевыми группами, ротируемыми в Европе, могли бы стать ядром сил НАТО для противостояния захватчикам. Предыдущие исследования RAND показывают, что в начале боевых действий необходима дополнительная бригадная боевая группа, а затем еще три усиленные бригадные боевые группы в течение нескольких дней после начала угрожаемого периода.
— Самоходная артиллерия, включая реактивные системы залпового огня.
— Усовершенствованные средства для обеспечения ISR и целеуказания. Они могут включать распределенные наземные датчики, силы специальных операций, малозаметные («стелс») самолеты и большое количество малых БПЛА.
— Безопасные, защищенные от помех каналы передачи данных для соединения датчиков с центрами управления и центров управления с военнослужащими на линии соприкосновения. Оперативная совместимость между союзными войсками будет крайне необходима.
— Большие запасы управляемого противотанкового оружия. Оружие воздушного базирования которое может быть запущено из зон вне пределов досягаемости российских ЗРК будут особенно важны.
— Усовершенствованное оружие для SEAD, включая системы электронных помех. Новая высокоскоростная ракета с радиолокационным наведением должна иметь высокий приоритет. Также эффективными могут оказаться недорогие «запасные» системы постановки помех.
— Мобильные системы ПВО малой дальности для защиты от крылатых ракет и для защиты маневренных сил от БПЛА и ударных вертолетов. Маневренные силы США не имеют эффективных средств для отражения атаки самолетов, боевых вертолетов и даже тихоходных БПЛА, а американские авиабазы могут быть повреждены массированными залпами крылатых ракет. Системы ПВО малой дальности, такие как Национальная усовершенствованная система противовоздушной обороны, может обеспечить эффективный оборонительный рубеж.
— Усовершенствование транспортных средств и логистической инфраструктуры. Средства обеспечения мобильности, такие как транспортеры тяжелой техники для бронетехники, в Центральной Европе в дефиците. Логисты работают над выявлением и устранением транспортных узких мест, такие как мосты в критических районах, которые не могут поддерживать тяжелые войска.
Потенциальный вклад Франции
Вооруженные силы Франции обладают потенциалом, который может помочь удовлетворить некоторые из вышеуказанных потребностей. К ним относятся тяжелые сухопутные войска и артиллерия, а также силы специальных операций. Французы практикуются в совместных операциях, что, несомненно, будет необходимым условием в конфликте против России. Области возможностей, которые могут выиграть от расширения сотрудничества между США и Францией, включают электронную войну, противодействие массированному высокоточному огню, интеграцию воздушных и наземных систем ISR, противовоздушную оборону и защиту передовых технологий от угроз — все возможности, которые будут весьма полезны в противостоянии возрождающейся России. Воздушные самолеты-заправщики и спутники для ISR и связи также являются актуальными возможностями. Военно-воздушные силы США также могут выиграть от возможности действовать в военное время с французских авиабаз, особенно если эти базы защищены от атак крылатых ракет и хорошо снабжены или легко пополняются топливом.
В дополнение к возможностям, которые помогут Франции достичь этих амбиций, программы сотрудничества по разработке устойчивых к помехам каналов передачи данных будут иметь особую ценность для Франции, поскольку сетевая война становится новым стандартом для ее армии.
Несмотря на ухудшение трансатлантических отношений, Макрон продолжает взаимодействие с США, и Соединенные Штаты и Франция продолжают поддерживать прочные отношения в области обороны посредством совместных операций, обмена персоналом, многосторонних учений, обмена разведданными и других мероприятий. В стратегическом обзоре Франции 2017 года Соединенные Штаты названы «фундаментальным партнером, благодаря совпадению их интересов в области обороны и безопасности, а также тесным двусторонним отношениям в оперативной и разведывательной сферах». Франция также заинтересована в развитии оперативной совместимости (о чем свидетельствует ее озабоченность тем, чтобы будущий самолет FCAS был совместим с F-35), поскольку она признает, что ей потребуются партнеры для выполнения большинства миссий, особенно высококлассных. Несмотря на то, что для каждого вида вооружений необходимо будет разработать конкретные способы сотрудничества, которые будут отвечать интересам как американских, так и французских оборонных компаний, такое сотрудничество может помочь Франции быстрее решить свои проблемы в ведении высокотехнологичных обычных войн.
В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»