В ходе прошедшего международного военно-технического форума Армия 2021 Министр обороны Российской федерации неоднократно говорил, что руководство Вооруженных сил России уделяет повышенное внимание вопросу создания и развития беспилотных систем вооружений. Как сказал по этому проводу Сергей Шойгу — работа по этому направлению ведется 24 часа в сутки.

И действительно, прогресс в этом направлении очевиден.
Вооруженные силы России достаточно убедительно конкурируют с другими армиями в разряде малых и средних БПЛА. Различные модификации БПЛА «Тахион», «Застава», «Орлан-10» и «Форпост» ежедневно выполняют различные задачи в интересах безопасности России.

Буквально недавно в Вооруженных силах России начались войсковые испытания средневысотных разведывательно-ударных БПЛА большой продолжительности полёта. В том числе на Форуме Армия 2021 были представлены летательные аппараты «Орион» и «Альтиус-У», которые были созданы в рамках НИОКР «Иноходец».

Стоит отметить продолжающиеся испытания тяжелого ударного БПЛА С-70 «Охотник», который по планам Минобороны РФ должен поступить на вооружение в 2024 году.

Можно констатировать, что сегодня Вооруженные силы России имеют на своем вооружении все необходимые классы беспилотных летательных аппаратов, за исключением одного. Это класс тяжелых высотных стратегических разведывательных БПЛА с практическим (динамическим) потолком полета свыше 20000 метров.

Россия очень большая страна. Протяженность границ нашего государства более 60 тыс. километров. А интересы России, в том числе в вопросах безопасности, простираются значительно дальше.

Особенность класса тяжелых высотных стратегических разведывательных БПЛА заключается в том, что эти летательные аппараты по своим летно-техническим характеристикам могут вести оптическую и электронную разведку на дальностях 400 километров и выше, а именно решать те эксклюзивные задачи, которые под час недоступны средневысотным и оперативно-тактическим БПЛА. В решении некоторых вопросов, тяжелые высотные стратегические разведывательные БПЛА даже превосходят самолеты ДРЛО.

В России достаточно давно существует идея о создании своего стратегического БПЛА. Эту идею предлагали разные конструкторские коллективы, но наиболее интересное предложение было представлено конструкторским коллективом ЭМЗ «Мясищева».

Так по мнению директора прикладных программ, главного конструктора Геннадия Вячеславовича Беляева, высотному разведчику М-55 «Геофизика» — «можно найти и другие применения».

По его мнению — «в соответствии с новейшими веяниями „Геофизику“ можно было бы превратить и в беспилотник (такой проект существует) — правда, для сохранения возможности дальних перелетов в неразделённом воздушном пространстве самолет предполагается сделать опционально пилотируемым».

Действительно, самолет М-55 «Геофизика», это уникальная машина с нераскрытым потенциалом, которая тогда определила время. В СССР такое довольно часто случалось, особенно в экспериментальной авиации.

Главная уникальность самолета М-55 «Геофизика» в его крыле, которое еще при СССР разрабатывали в ЦАГИ именно для высотных полетов, как ответ американским высотным разведчиками Lockheed U-2.

Конструкторский коллектив ЭМЗ «Мясищева» рассматривает технический проект по созданию на базе и основе М-55 «Геофизика» так называемого гибридного БПЛА с сохранением кабины пилота и основных конструкций планера этого самолета. Де-факто, они предлагают дооборудовать самолет М-55 «Геофизика» средствами беспилотного управления, что лично на мой взгляд, сегодня абсолютно тупиковое и устарелое предложение. Может быть когда-то это было приемлемо, но точно не сейчас.

Видимо понимая этот застарелый и замыленный взгляд конструкторского коллектива ЭМЗ «Мясищева», руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) не выходит на командование Вооруженных сил России с подобными предложениями по созданию тяжелых высотных стратегических разведывательных БПЛА.

Тем не менее, устарелые взгляды и подходы конструкторского коллектива ЭМЗ «Мясищева» к вопросам беспилотных разведчиков, совершенно не означают, что технический и конструкторский потенциал самолета М-55 «Геофизика» не может быть использован в программе по созданию тяжелых высотных стратегических разведывательных БПЛА.

Начатая еще при СССР в инициативном порядке КБ ЭМЗ им. В. М. Мясищева разработала концепцию многоцелевого высотного дозвукового самолета (МВДС), которая в середине 90-хх годов прошлого века сформировала перспективный облик и компоновочные схемы самолета для полетов в нижнем слое стратосферы. Одним из вариантов такого самолета, где широко использовались агрегаты и элементы М-55 «Геофизика» и М-17 «Стратосфера», стал проект МВДС М-62 по 11-й компоновочной схеме.

Тогда в силу тяжелого экономического положения и общей разрухи в стране этот проект реализовать не удалось.

Сегодня военно-промышленный комплекс России, авиационная промышленность, прошли кризис 90-ххгодов. В нашем государстве появились новые современные технологии, позволяющие реализовывать самые смелые задумки инженеров.

На мой взгляд, тут не надо выдумывать велосипед. При создании облика перспективного российского высотного стратегического БПЛА нужно максимально наследовать концепцию МВДС КБ ЭМЗ им. В. М. Мясищева. И самое главное, нам для этого совершенно не нужно переделывать М-55 «Геофизика». Пусть он спокойно себе летает или заслуженно стоит в музее. Нам от этого самолета нужен только технический проект крыла и некоторых узлов. И на этом все. Больше нам тут ничего не надо. Мы же делаем новый БПЛА.

И сейчас объясню почему.

Вообще, высотный разведчик М-55 «Геофизика», это достаточно большой и тяжелый самолет.

Если мы его сравним с его ближайшим конкурентом Lockheed U-2 и наложим это сравнение на летно-технические характеристики современных стратегических БПЛА, вроде американского RQ-4 Global Hawk, то мы увидим, что сам по себе М-55 «Геофизика» совершенно не годится на роль БПЛА, то есть тот проект, который предлагал Беляев и конструкторский коллектив ЭМЗ им. В. М. Мясищева.

орлов2.PNG

Как мы видим, даже в среднем и весьма условном приближении высотный разведчик М-55 «Геофизика» на 30 — 40 процентов больше и тяжелее американского БПЛА RQ-4 Global Hawk. При этом, ни по дальности полета, ни по времени нахождения в воздухе, сравниться с ним он не может. М-55 «Геофизика» существенно проигрывает по этим показателям.

У М-55 «Геофизика» есть самое главное достоинство, это его крыло, которое на высоте 20 километров позволяло этому самолету летать как планер с выключенным двигателем. Прочитав мемуары пилотов этого самолета можно узнать, что посадить этот самолет обратно на Землю, это была еще та задача. Он упорно не хотел спускаться обратно к аэродромам.

Собственно, о чем это нам говорит. А говорит это нам о том, что перспективный российский стратегический высотный БПЛА, это не будет летательный аппарат, построенный на готовых агрегатах и деталях М-55 «Геофизика». Это будет летательный аппарат, в основе которого будет лежать технический облик этого самолета, проекта МВДС, а также его деталей и узлов. Но это будет совершенно другой самолет. Более легкий, более экономичный, с большей продолжительностью полета. А мы еще должны помнить, что стратегический БПЛА должен помимо сложной оптики нести телекоммуникационное оборудование, различные радары, сенсоры и все остальное, что необходимо для его успешной деятельности в интересах безопасности России.

Важно также отметить, что тема БПЛА, это сейчас актуальный вопрос не только с точки зрения создания новых типов вооружений, эта тема актуальна и с точки зрения развития научно-технического потенциала нашего государства и формирования новых точек компетенций и экономического роста.

Именно поэтому сегодня реализация проекта тяжелого высотного стратегического разведывательного БПЛА на основе агрегатов и элементов М-55 «Геофизика» и М-17 «Стратосфера» предпочтительна. Это позволит не вкладываться в сложные НИОКР и в ближайшие три — четыре года получить опытный летный экземпляр, так как большинство необходимых элементов уже разработаны, опробованы и существуют в металле. Помимо летного экземпляра М-55 «Геофизика», находящегося на балансе ОАК, в производственном заделе высокой готовности продолжают находиться с 90-х годов прошлого столетия два почти законченных планера самолетов М-55 и еще несколько планеров находящихся в разной степени готовности.

Конечно, для реализации подобного проекта нужно привлекать тот инженерный коллектив, который имеет более глубокий, новаторский и смелый взгляд, нежели конструкторский коллектив ЭМЗ «Мясищева». Это позволит Российской армии в самой короткой перспективе получить недостающий аналог БПЛА RQ-4 Global Hawk, но с более выдающимися летно-техническими свойствами.


В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»

Назад к списку
Поделиться
Следующая запись
Глобальный кризис является шансом на возрождение России