Война нового и новейшего поколения - Партия Дела
Присоединиться

Российские СМИ сообщили, что несколько соединений, способных вести масштабные сетецентрические операции, созданы в Вооруженных силах России. Как сообщается, об этом СМИ рассказали информированные источники в армии.

«К настоящему времени уже несколько соединений получили полноценный комплект единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ), созданной концерном Созвезде», — рассказал источник агентства. По его словам, этот комплект позволит объединить в разведывательно-ударной системе командование соединения, средства разведки, бронетехнику, артиллерию, средства ПВО, беспилотники, а также подразделения личного состава за счет комплексов «Стрелец» и экипировки «Ратник».

По словам другого источника, терминалы ЕСУ ТЗ, которые установили на вооружение, военную и специальную технику позволят проводить сетецентрические операции. При этом они смогут обмениваться данными между боевыми единицами в режиме времени, близком к реальному. Также собеседник агентства уточнил, что недавно комплектом ЕСУ ТЗ была оснащена Висленская дивизия.

На самом деле тут либо российские СМИ немного приукрасили, либо источник в Министерстве обороны Российской Федерации, их чуть-чуть дезинформировал.

Комплект единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ), созданной концерном «Созвездие» и сетецентрическая война, это немного разные модальности.

увйц.jpg

Я писал подробно в первой части этой статьи, когда рассказывал о новом и новейшем поколении войны, что сетецентризм, мультидоменность, это не только новое вооружение, новые средства связи, компьютеры и прочее. Сетецентризм, мультидоменность боевых действий, это в первую очередь новая операционная среда. Тут нельзя поставить телегу впереди лошади и сказать, что если мы оснастили некоторые подразделения комплексом ЕСУ ТЗ, то мы сразу изменим модальность и топологию применения этих подразделений.

Отвечая на вопрос, могут ли подразделения российской армии, имеющие на своем вооружении комплект единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) вести сетецентрические боевые действия, сообщаю. Локально да, могут, а вообще нет, не могут. Ибо сетецентрим и мультидоменность предполагают глобальный масштаб.

Конечно, комплект единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) имеет отношение к способу ведения войны, но это если хотите, уровень непосредственных подразделений, а не той среды, в которой они должны действовать.

Поэтому давайте в этой части статьи поговорим о том, что такое новая операционная среда более подробно.

Сегодня наши вооруженные силы представляют собой в основной части мобилизационную армию, которая в соответствии с военной доктриной организует свою подготовку к тем вызовам и угрозам, а также военное строительство, которые определены этим документом.

Тем не менее, у нас появились части постоянной боевой готовности, появились подразделения, которые предназначены для выполнения специальных операций, но в основной своей части армия продолжает оставаться мобилизационной, где основная задача, в течении года подготовить мобилизационный резерв по списку военно-учетных специальностей.

Сценарий применения армии в случае нападения противника на наше государство, без ядерного оружия, достаточно незамысловат. Кстати, все проходящие учения, вроде «Кавказ» или «Запад», на этих учениях достаточно наглядно показано, как наш Генеральный штаб планирует в таких случаях воевать и собственно к чему он готовится. Это контактная война.

Другими словами, если противник нападает на наше государство, его на первых рубежах встречают части постоянной боевой готовности, подразделения текущего боевого списка и какой-то период они сдерживают противника. За это время происходит отмобилизование кадрированных частей и подразделений, которые по итогу своего формирования выдвигаются в районы непосредственного боевого предназначения. Это типовая война 4-го и 5-го поколения. Это даже не шестое поколение войны. К слову, по большей части на Западе дела с этим вопросом обстоят примерно также как у нас.

Другое дело, что Запад и в частности США, активно прорабатывают новые концепции войны.

лдьдл.jpg

Война нового и новейшего поколения обуславливает такие возможности армии, когда за счет технического и технологического превосходства над противником, его можно победить в бесконтактной войне только за счет применения частей постоянной боевой готовности и сил специальных операций. Как правило, без задействования мобилизационного потенциала.

Вся активная фаза такой войны, без применения ядерного оружия, будет длится несколько суток. Не больше. За это время вся военно-политическая и экономическая инфраструктура противника будет уничтожена.

Это не фантастика. Россия тоже в полной мере обладает технологиями и возможностями, чтоб сконфигурировать и подготовить свои вооруженные силу к войнам нового и новейшего поколения. Для этого все есть. Другое дело, что движение в этом направлении у нас достаточно инертно. Скажем так, проблема не технологиях, а в политическом и методологическом преломлении этого вопроса.

Если в США выработкой концепции войны нового и новейшего поколения занимаются такие агентства, как DARPA, привлекающие к данным вопросам людей с совершенно новым мышлением, то в России это направление развивается с существенной опорой на старые кадры.

Конечно, у каждого из этих подходов есть свои плюсы и минусы. Американский подход более затратен. Они вкладывают колоссальное количество денег во всевозможные технологические стартапы. И это позволяет им за достаточно короткий период проводя отсев, снимать технологические и инновационные сливки.

У нас в России все это происходит более бюджетно и неспешно.
В нашем государстве существует целая индустрия отраслевых НИИ, которые каждый год потребляют десятки миллиардов рублей. Особенно ярко это видно в наукоемких отраслях, например в авиации, космосе, атомной промышленности. Если в той же DARPA проектный метод поставлен во главу угла, то российский ВПК ориентирован на государственный заказ.

С госзаказом в области ВПК тоже можно жить и создавать боле, чем хорошие образцы вооружения и военной техники. Гиперзвуковое оружие как пример. Но есть проблема. Мир стал более динамичен, чем тогда, когда плановая система ВПК казалась авангардом.

Как любая бюрократическая структура, госкомпании от ВПК и НИИ не видят и не чувствуют время. Потому что для них нет результата. Есть бюджет, есть план и есть госзаказ. Ключевой момент — это время. А время рождает именно цель — результат.

Поэтому главный вопрос для нас, как нам в текущих условиях ускорить инновации в вопросах создания новой операционной среды национальной безопасности.

В силу того, что первые две части этой большой статьи я стоил на примерах, то давайте рассмотрим еще один пример.

В интервью для фильма «России 1» «Россия. Новейшая история» Владимир Путин рассказал о гиперзвуковом оружии, а также о развитии этих технологий в дальнейшем.

Путин заявил, что Россия не уступит, даже тогда, когда другие страны смогут разработать собственные аналоги российских ракет. По его словам, к тому моменту, мы уже сможем приятно удивить «наших партнёров».

Предположим, мы имеем в качестве средства ведения войны гиперзвуковую ракету, допустим, это будет аналог ракеты «Циркон» и какое-то средство противовоздушной обороны, допустим, это будет аналог российской системы «С-500».

Радар раннего обнаружения рассматриваемого средства противовоздушной обороны сможет обнаружить рассматриваемую нами в качестве примера гиперзвуковую крылатую ракету на дальности порядка 400 — 500 километров. Конечно, все еще зависит от высоты полета этой ракеты, но в данном случае этот параметр мы рассматривать не будем.

Если основывать наш пример на гиперзвуковой ракете «Циркон», то при скорости ее полета порядка 10000 км\ч, расстояние в 500 километров такая ракета преодолеет всего за каких-то 3 минуты.

Даже если мы предположим, что слова Владимира Путина о сюрпризах для «наших партнеров» получат реальное воплощение и наши комплексы ПВО получат в свое распоряжение перехватчики гиперзвуковых ракет, то существующая дальность обнаружения гиперзвуковых средств воздушного нападения противника, а также срок на принятие решения для уничтожения этих гиперзвуковых ракет, чрезвычайно малы.

3 минуты на принятие решения об уничтожении гиперзвуковых средств воздушного нападения противника, даже в условиях войны 6-го поколения, не говоря про концепции ведения войны нового и новейшего поколения, это слишком мало и не отвечает требованиям по достаточной безопасности нашего государства.

Единственное, что может исправить эту ситуацию, это вынос средств дальнего обнаружения от установок ПВО в космическое пространство и мониторинг всех носителей гиперзвукового оружия противника в круглосуточном режиме. Только таким образом мы можем увеличить этот трехминутный срок на принятие решения, в случае, если наше государство будет атаковано гиперзвуковым оружием противника.

Пока о необходимости выноса в космическое пространство средств дальнего обнаружения, а также создания на их базе орбитальной эшелонированной спутниковой группировки, пишу и говорю только я. От Владимира Путина пока подобных инициатив я не видел. Но будем надеется, что он удивит не только противников России, но и нас с вами.

Въедливый читатель может меня упрекнуть, дескать, ну вот же, Леонков и Мураховский пишут, что в Российских вооруженных силах идет полным ходом процесс внедрения «военного интернета» и сетецентрического принципа управления.

По мнению военного эксперта Алексея Леонкова, в перспективе в России будет создана «эшелонированная система воздушно-космической обороны».

«Сейчас российские комплексы ПРО и комплексы ПВО действуют независимо друг от друга, потому что возможности ПВО по высотам и дальностям одни, комплексов ПРО — другие. К тому же, в России существует только один позиционный район ПРО. Но когда поступит в войска многофункциональная система противоракетной и противокосмической обороны „Нудоль“, продолжатся поставки в войска комплексов С-500, они будут интегрированы в единую систему», — сказал Леонков.

По словам Леонкова, создается глобальная система, способная реагировать и на средства воздушного нападения, и на носителей ядерного оружия — межконтинентальные баллистические ракеты, ракеты малой и средней дальности или баллистические ракеты подлодок. «Появляются комплексы, которые будут включать в единую автоматизированную систему, чтобы она работала как единое целое в едином пространстве „военного интернета“. Системы предупреждения о ракетном нападении будут фиксировать запуски баллистических ракет и передавать эту информацию комплексам ПРО, ПВО, средствам ответно-встречного удара», — сказал эксперт.

«Военным интернетом» называется сетецентрическая или стандартизированная система управления войсками и оружием. В российской армии уже появились соединения, способные вести сетецентрические операции. Они получили комплект Единой системы управления тактического звена разработки концерна «Созвездие».

«Эти системы объединяют в единую сеть и командные пункты, и конечные устройства — терминалы на самолетах, беспилотниках, артиллерийских машинах. Эта система отвечает требованиям современной войны. Она создана, чтобы сократить циклы боевого управления в принятии решений, во владении обстановкой», — рассказал «Газете. Ru» главный редактор журнала «Арсенал Отечества», член экспертного совета при Военно-промышленной комиссии Виктор Мураховский.

Что я могу по этому поводу сказать. Процесс то идет, но процесс не совсем тот.

Дело в том, что война нового и новейшего поколения, как я уже писал ранее, подразумевает глобальный принцип организации сетецентрического управления и мультидоменной интеграции, а в частности то, о чем пишет Леонков и Мураховский, подразумевает локальный или территориальный принцип организации этих вопросов. Что в полной мере соответствует войне 6-го поколения, но не решает тех вопросов и задач, которые должны быть решены в условиях подготовки Вооруженных сил Российской Федерации к ведению войны нового и новейшего поколения.

Однако, в чем Мураховский и Леонков действительно правы, так это в том, что в Российских вооруженных силах идет процесс создания новой операционной среды и сетецентрического принципа управления. Другое дело, что как я уже писал выше, этот процесс достаточно медленный и местами он не охватывает те области, которые существенным образом повлияют на возможности Вооруженных сил Российской Федерации в условиях войны нового и новейшего поколения.

Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров еще в 2010 году отмечал, что, ведущие армии мира перешли от «широкомасштабных линейных действий» многомиллионных армий к маневренной обороне нового поколения профессионально подготовленных вооруженных сил и сетецентрическим военным действиям.

С тех пор прошло более 10 лет и эффективность сетецентрических боевых действий гигантски выросла, однако многие системы вооружений, стоящие на вооружении ВС РФ, а также подходы к ведению боевых действий остались на прошлом уровне.

В декабре 2014 года в структуре Вооруженных сил Российской Федерации создан Национальный центр управления обороной.

Основные задачи НЦУО (национальный центр управления обороной) — это поддержание системы централизованного боевого управления Вооружённых сил Российской Федерации в готовности к боевому применению и контроль состояния Вооруженных Сил, а также обеспечение руководства Министерства обороны информацией по военно-политической обстановке в мире, общественно-политической обстановке в Российской Федерации и состоянию Вооруженных Сил, информационное обеспечение работы руководящих должностных лиц государства и Министерства обороны при проведении мероприятий в ситуационном центре Министерства обороны.

На 2020 год, через шесть лет после создания, НЦУО объединяет в единую систему межведомственного взаимодействия более 70 федеральных органов исполнительной власти, органы власти всех субъектов Российской Федерации, более 1,3 тыс. государственных корпораций и предприятий оборонно-промышленного комплекса России. Кроме того, в структуре военного управления были созданы территориальные центры управления, которые на своем уровне взаимодействуют с центрами управления и принятия решений федеральных органов власти.

По большому счету, все ситуационные центры принятия решений, которые в последнее время были созданы в Российской Федерации имеют вертикально интегрированную структуру и предназначены для всестороннего централизованного управления государством и информационного обеспечения работы руководящих должностных лиц государства, а также Министерства обороны.

Создание подобных центров управления и принятия решений оправдано, они доказали временем свою эффективность. Подобные центры управления позволяют руководству государства и Министерства обороны оперативно координировать свою деятельность в сложной военно-политической обстановке.

Можно констатировать, что вышестоящее управленческое звено в Российской Федерации практический обеспечено необходимой информационной инфраструктурой для своей эффективной работы и принятия правильных управленческих решений.

С другой стороны, если проанализировать направления развития военно-политического потенциала вероятного противника Российской Федерации, то можно заметить, что в США качественно изменяются подходы к организации и ведению военных действий, появляются новые формы и способы создания, развертывания и применения группировок войск. Военно-промышленный и научно-технический комплекс США вплотную занят разработкой технологий войны нового поколения, когда совокупный потенциал обычных вооружений обеспечит такой качественный скачек, за счет которого они смогут решать задачи, которые сегодня могут быть решены только за счет ядерного оружия. Можно отметить такие направления работы, как развёртывание глобальной спутниковой многоэшелонированной системы управления и разведки, поиск и создание технологий глобального ударного вооружения, мультидоменная интеграция и синхронизация всех сред ведения боевых действий, а также обеспечение всесторонней ситуационной осведомленности командиров на поле боя.

Для качественного изменения, командирам подразделений Вооруженных сил Российской Федерации тоже нужна в некотором роде мультидоменная интеграция и синхронизация всех сред ведения боевых действий, а также обеспечение всесторонней ситуационной осведомленности на поле боя. Возможно, с некоторой нашей Российской спецификой.

Понимая, что руководство государства уже имеет в своем распоряжении системы всесторонней информационной поддержки централизованного боевого управления, пришло время транспонировать подобные возможности на все уровни принятия решений, включая тех, кто в этом больше всего нуждается — командиров подразделений на поле боя. И что самое главное, все эти возможности должны иметь глобальный принцип организации. То есть, создание новой операционной среды.

Как мне видится, для этих целей в структуре Вооруженных сил должна быть создана новая организационная единица. Причем, эта организационная единица будет абсолютно непохожа на все те командно-организационные структуры, которые сегодня есть в нашей армии. Эта структура должна сочетать в себе функции ситуационного организационного штаба, тренировочной базы и инновационного научного центра. Это должен быть синтез и симфония.

Цели создания этой новой инновационной организационной структуры можно сформулировать следующим образом:

  • используя технологии будущего и решения в вопросах безопасности, обеспечить на совершенно новом уровне такой тип быстрого принятия решений командирами на поле боя, который необходим в войне нового и новейшего поколения;
  • анализ, исследование и внедрение новых технологий в практику разработки вооружений и систем, адаптированных и специально созданных для ведения сетецентрической войны нового поколения в условиях мультидоменных операций;
  • проведение экспериментов в рамках командных упражнений и «военных игр», для моделирования и симуляции военно-политических решений, как в реальных, так и в синтетических средах.

Быстрый тип принятия решений командирами на поле боя в войне нового и новейшего поколения означает, что все системы вооружений должны быть синхронизированы,чтобы командиры подразделений могли в считанные секунды произвести действия, на согласование которых раньше уходили часы, если не дни. Сюда входит получение информации, прогнозы состояния окружающей среды и тактической обстановки, ситуационные данные и даже текущие геополитические отчеты и объединение их в общую операционную картину. Эта общая картина должна быть доступна для просмотра и использования на всех уровнях современного боя. От командиров соединений и объединений, до конкретного командира мотострелкового отделения.
Исследование и внедрение новых технологий в практику разработки вооружений означает разработку и производство систем вооружений, которые будут способны работать в условиях мультидоменной операции (МДО), готовых к оперативному использованию уже сегодня.
Моделирование и симуляция военно-политических решений, означает изучение «стратегии» и правил противника, равно как и сценария потенциального вооруженного конфликта в разных средах.
Благодаря военным играм и постоянному развитию сложных технологий, эта новая организационная структура вооружённых сил поможет государственным структурам России сохранять превосходство в любых будущих конфликтах, которые могут произойти во всех областях и средах. В свою очередь, это будет обеспечивать оптимальные условия для изучения новых концепций и возможностей, способствовать улучшению понимания операционной деятельности, часто за счет интеграции новых возможностей в существующие операционные архитектуры.

Эта организационная структура должна сотрудничать с правительственными и отраслевыми командами для решения сложных проблем, а также разработки новых концепций и возможностей.

Нужно понимать очевидность. Будущее войны меняется, и победителями будут те, кто сможет наиболее быстро и надежно получить, обработать и действовать на основе огромного количества постоянно меняющейся доступной информации.

В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»