Реальная доля теневой экономики в России может достигать 30% ВВП
По данным Росстата, скрытая экономика составляет 12,7% ВВП. Эксперт рассказал о том, насколько эта цифра соответствует действительности и как государству выводить добросовестных предпринимателей из тени.
Росстат опубликовал данные об объемах теневой экономики в России за 2017 год. Ее доля составила 12,7% ВВП или 11,7 ТРЛН рублей. Это всего лишь на 3,3 ТРЛН меньше, чем все доходы федерального бюджета в 2017-м. Лидеры неформального сектора — рынок недвижимости, сельское хозяйство и рыболовство, а также строительство.
При этом, по данным Росфинмониторинга, за 2018-й доля теневой экономики составила 20% ВВП и превысила 20 ТРЛН рублей, что превзошло все предполагаемые доходы бюджета на 2019-й.
КАК СЧИТАТЬ СКРЫТУЮ ЭКОНОМИКУ
Председатель Совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза отмечает, что теневая экономика подразделяется на несколько видов, некоторые из которых фиксировать практически невозможно:
— Теневая экономика — не всегда преступность, это разные виды экономики, которую Росстат не видит, ненаблюдаемой. Есть та, которая просто не предоставляет отчетность о ведении своего бизнеса. Это совершенно нормальный, законный бизнес — репетиторы, например. Есть экономика, когда само предприятие три четверти продукции ставит в отчетность, а одну четверть — нет. Не криминально, но не очень правильно. А есть криминальная экономика.
СООТВЕТСТВУЮТ ЛИ ЦИФРЫ РОССТАТА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Владимир Гамза полагает, что цифры Росстата не отражают реальную ситуацию в экономике. По его мнению, доля теневого сектора может достигать 25 — 30%. «Некоторые иностранные эксперты называют цифру около 40%, но я думаю, что она завышена», — считает эксперт.
При этом Гамза отмечает, что даже некриминальные сегменты скрытой экономики наносят вред экономической ситуации в целом: —Теневая экономика вызывает общие отрицательные явления в связи с тем, что она имеет преимущество в конкуренции с нормальной экономикой. Последняя вынуждена стремиться к конкуренции с теневой путем создания неких скрытых элементов. Например, часть продукции не учитывать. Иначе, если нормальная экономика начинает платить все налоги, она становится неконкурентной.
КАК ВЫВОДИТЬ ДОБРОСОВЕСТНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ИЗ ТЕНИ
Владимир Гамза считает, что если государство хочет, чтобы теневой экономики не было, то необходимо значительно облегчить налоговое бремя не только для самозанятых, а для всех представителей малого бизнеса. В связи с тем, что сегмент малого бизнеса в России достаточно небольшой, бюджет не пострадает от этих налоговых льгот: — Нужно затянуть пояс и создать условия для предприятий, которые работают в прозрачной экономике. Я вас уверяю, что большинство тех, кто сегодня находится в тени, перейдут из нее. По одной причине: над ними всеми висит дамоклов меч ответственности, включая уголовную. Им всем не в радость платить взятки тем, кто их контролирует. Можно обнулить налоги для всего малого бизнеса — предприятий, ИП и самозанятых. И при этом сказать, что каждый год мы будем увеличивать на 1% налог и в течение, допустим, 10 лет доведем его до 10%. Потому что в нашей экономике все эти предприятия занимают очень маленькую долю и в целом бюджет от этого никак не пострадал. Зато у людей появился бы реальный шанс выйти из тени.
Источник: dolgi.ru