Итоги конкурса «Памятник погибшим предприятиям». Какой смысл вкладывают участники в свои проекты?
Подведены итоги конкурса на лучший эскиз или концептуальное решение проекта «Памятник погибшим предприятиям». Он проводился по инициативе известного предпринимателя, председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, основателя и лидера ПАРТИИ ДЕЛА, организатора Фестиваля позитивного искусства «Время, вперед!» Константина Бабкина. Почему вы приняли решение участвовать в конкурсе? Какой смысл вкладываете в свой проект? На эти вопросы отвечают призеры конкурса.
По итогам конкурса на лучший проект Памятника погибшим предприятиям (призовой фонд — 250 тысяч рублей) первое место присуждено скульптору Роману Ручкину. Два вторых места — архитекторам Евгению Фролову и Алексею Ерёмину. Три третьих места достались сестрам Ольге и Варваре Кучеренко, а также Надежде Мурзенко и Наталье Самотуге.
Алексей Ерёмин, архитектор-дизайнер предприятия газовой отрасли, Саратов, 38 лет:
—Город Саратов, в котором я родился и вырос, когда-то имел мощную промышленность. Сегодня на плаву с горем пополам держатся единицы заводов. Так что тема «погибших предприятий» для меня актуальна. Участие в конкурсе дало возможность художественными средствами высказаться на наболевшую и острую тему.
В основе моего проекта — разрушенная бетонная плита, символизирующая промышленную основу государства, вместо былых гигантов — руины. Рухнувшие глыбы отечественной индустрии как косые надгробные плиты. Они наваливаются на зрителя, скалятся острыми краями…
Монумент вызывает ассоциации с памятниками Великой Отечественной войны. И это не случайно. Современная отечественная война за экономический суверенитет страны складывается пока не в нашу пользу. Но она не закончена! Стрела башенного крана из прошлого пронзает страницу истории, и это как луч надежды на победу созидательного начала в будущих сражениях!
Евгений Фролов, архитектор, Петрозаводск, 55 лет:
—В России тема погибших предприятий — больная. Многие из них были градообразующими, после их исчезновения умирают города и поселки.
В центре моего проекта памятника — пространственный куб, размещенный на квадратном стилобате. Две его внешние грани выполнены из металлической арматуры, одна грань—— из металлических листов с обшивкой изнутри серой доской. Четвертой грани нет — это вход в сам памятник. Почти по всем внешним и внутренним граням — стеклянные таблички с названиями исчезнувших предприятий.
В своей концепции я отхожу от приёмов стандартных скульптур, задача памятника — вызвать у зрителя чувство сопереживания от этой потери.
Надежда Мурзенко, инженер-технолог, Москва:
—Мой отец проработал на заводе 20 лет, с каждым новым директором надеясь на изменения. А его завод балансировал на грани банкротства, по полгода не платили зарплату. В небольшом поселке закрытие завода —катастрофа, поскольку люди остаются и без средств, и без надежды. Поэтому тема погибших предприятий мне особенно близка.
Мой проект памятника — обломок промышленного здания, как бы парящий в воздухе. Позади него — солнце на горизонте. Каждый зритель увидит свой смысл, но мне бы хотелось, чтобы в нем проглядывалась надежда на светлое будущее.
Варвара Кучеренко, студентка МГУ, 21 год:
— Наш проект памятника должен вызвать чувство разочарования от умирающей промышленности страны. Символ этого —понурый рабочий среди каменных плит-надгробий погибших заводов. Однако возле них горят, как у алтаря, огни. Значит, о них помнят, не всё потеряно.
Лично я выросла на научно-фантастических концептах светлого будущего, и это возможно на базе развитой промышленности. Но на самом деле промышленность умирает, и это мало кого волнует! Надеюсь, памятник сможет вызвать чувство стыда за утраченное наследство.
Источник: Регионы России