«В науке первичен учёный, а не чиновник» — программа кандидата в президенты РАН Роберта Нигматулина - Партия Дела
Присоединиться

Российская академия наук должна восстановить свой статус важнейшей части российского государства с правами самоуправления. Для этого она должна извлечь уроки из опыта последних 25 лет, когда сменился социальный строй нашей страны, когда страна стала другой.

Академия наук несёт ответственность за развитие фундаментальных наук, экспертного и ресурсного их обеспечения в условиях веками сложившихся академических свобод и традиций.

Но главный урок состоит в том, что помимо этого Академия должна быть ответственна за научную проработку проблем нашей страны и мира. В Академии должна осуществляться научная разработка стратегии социально-экономического развития, развития производительных сил, развития науки и образования, здравоохранения, культуры, развития всей российской цивилизации.

Президент РАН, участвуя в работе Правительства и встречаясь с Президентом, отстаивая интересы науки, должен помочь раскрыть инновационный и инвестиционный потенциал страны. Он должен стать для Президента РФ доверенным советником по науке и добиваться, чтобы разработки Академии обсуждались и учитывались в государственных программах.

1. Экономическая, технологическая и социальная стратегии развития страны.

Эта ключевая для будущего России стратегия должна разрабатываться учёными разных специальностей. Её базисные положения следуют из анализа интегральных экономических балансов.

■ Главный двигатель экономики — платежеспособный спрос, а главный инвестор — народ, получающий сбалансированную зарплату.

■ Сильнейший тормоз экономического роста и угроза социальной стабильности — аномальная бедность 15% и бедность 50% населения наряду с аномальным богатством 1% населения.

■ Необходимо восстановить и развить идеи и методы межотраслевых экономических балансов.

■ В течение 10 лет довести долю ВВП на социальные расходы на развитие человека (здравоохранение, образование, наука, культура) с 10% до европейского уровня (25%). Уже к 2024 году эти расходы довести до 16% ВВП в соответствии с таблицей.

  2017 2024 
Здравоохранение, % ВВП 3,5 5,5 
Образование, % ВВП 4,5  6,7 
Наука / Российская академия наук, % ВВП  1,2/ 0,16   2,1/ 0,3 
Культура и кино, % ВВП  0,6  1,2 

Ниже для иллюстрации даны часть приоритетов в развитии производительных сил, на которых должна проявить себя Академия наук.

Цифровая экономика, информационные технологии, суперкомпьютеры

Энергетика, машиностроение, приборостроение

Атомная энергетика, парогазовые установки с газовыми турбинами, модернизация ТЭС на угле. Безаварийность и безопасность. Перспективы возобновляемой (солнечной, ветровой) и геотермальной энергетики.
Технологии аккумулирования и распределения электроэнергии.
Станкостроение. Робототехника. Материалы. Композиты. Технологии литья и обработки давлением. Жаропрочные и монокристаллические материалы. Аддитивные, лазерные и волновые технологии.

Химическая промышленность

Переработка возобновляемого сырья. Ускоренное развитие нефте-, газо- и углехимии, производства полимеров, металлополимеров и керамики, в том числе оптической и лазерной. Фармацевтические вещества. Наноструктурированные и жидкокристаллические материалы. Электрохимическая энергетика. Биотехнологии. Катализаторы.

Военно-промышленный комплекс

Физика новых видов оружия и защиты. Безаварийность авиационно-космической техники. Бесшумность подводных аппаратов. Высокопрочные композитные корпуса.

Нефте- и газодобыча

Разработка истощённых пластов. Глубокое бурение в море и Арктике.

Агрокомплекс

Преодоление недофинансирования из-за диспаритета цен. Механизмы собственности, аренды и рынка сельхозпродукции. Региональная структура, специализация, инвентаризация почв. Обеспечение сельхозтехникой. Глубокая переработка зерна и кормопроизводство. Системы нормированного кормления. Восстановление плодородия почв и обеспечение удобрениями. Генетика в селекционных технологиях.


Транспорт

Трубопроводный транспорт вязкой нефти. Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Новое поколение гражданской авиации с российскими двигателями.

Поиск минеральных ресурсов, комплексная и глубокая переработка сырья

Катастрофическое недофинансирование. Новые технологии поиска и переработки. Освоение шельфа и склонов.


Экология и климат

Экологически безущербная деятельность человека. Снижение ущерба от техногенных катастроф. Реабилитация нарушенных территорий и акваторий. Рециклинг в переработке отходов и мусора. Прогноз климатических изменений и адаптация к ним.

Особую остроту приобрели проблемы в образовании и здравоохранении. Здесь также имеются приоритеты.

Образование

Все нововведения в системе образования должны быть согласованы в РАН. Особое внимание подготовке инженеров, врачей и учителей.

Здравоохранение

Комплексная программа медиков, экономистов, математиков, биологов, химиков, физиков, инженеров, нанотехнологов. Программа сокращения смертности до уровня 1990 года. Рост ожидаемой продолжительности жизни до 76 лет к 2024 г. Медицинская техника и фармацевтика.

И наконец, отмечу приоритеты в гуманитарной сфере (история, филология, философия), которые имеют особое значение для России.

Развитие российской цивилизации, её многоязычной и многоконфессиональной культуры, её место и значение в мировой цивилизации. Уроки российских революций.

2. Базисные положения организации науки.

Только отстаивая разработанные наукой идеи развития страны, мы сможем привлечь внимание к нуждам фундаментальной науки и Академии наук. В частности, необходимо добиться увеличения доли ВВП, приходящейся на госбюджет и расходы на образование, здравоохранение, науку и культуру.

В науке первичен учёный, а чиновник должен способствовать учёному, а не заставлять учёного писать для чиновников отчёты и справки. Объём и уровень бюрократического давления стал устрашающим.

Науку критикуют за неэффективность. Но это связано и с отсутствием платежеспособного спроса на товары, а отсюда — на новые технологии и знания. А организация спроса на знания — одна из важнейших функций государства, её экономической стратегии. И Академия наук должна показать руководству страны, как этого надо добиваться.

В условиях экономического застоя и отсутствия платежеспособного спроса необходимо добиваться, чтобы госкомпании и естественные монополии выделяли на развитие фундаментальной науки небольшую, но определённую долю своего оборота.

Россия должна развивать все направления науки, иметь в каждом из них достаточное число квалифицированных специалистов.

Повышение эффективности науки за счёт сокращения
«неэффективных» институтов и подразделений с передачей их зарплаты «эффективным» — опасная тенденция. Она приведёт к сокращению числа людей, занятых в науке, которая и так стала малой.

Если институт неэффективен, надо думать, как восстановить его эффективность, в частности поменять руководство, уточнить тематику, обеспечить ресурсами.

Есть много примеров, когда исследования группы ученых были незаметными, а через несколько лет они становились очень перспективными. И наоборот, эффективный институт «разбухал», работая на себя.

Необходимо стремиться к гармонизации поддержки научных школ, традиционной и новой тематики и отказу от изжившей тематики.

Конкурируя с зарубежной наукой и публикуя научные труды в зарубежных изданиях, необходимо увеличить финансирование отечественных изданий и добиться роста их импакт-фактора.

Региональные научные центры — опора российской цивилизации в регионах. Снижение уровня науки в регионах грозит тем, что гуманитарные проблемы будут обсуждаться только с религиозными деятелями.

3. Направления реформ в Академии наук.

Добиться принятия нормативных актов, ограничивающих право бюрократических структур принуждать учёных писать объёмные программы, отчёты и справки. Эту работу необходимо сократить в несколько раз.

К выборам в члены РАН допускать только тех, у кого основное место работы связано с научными исследованиями (НИИ, университет, КБ, клиника…).
Разработать поправки в закон, исключающие голосование всех сотрудников института при назначении директора. Голосовать должны иметь право только научные сотрудники с учёными степенями.

Повысить ответственность отделений РАН за институты, в том числе институты в региональных научных центрах. Все назначения директоров и перераспределения ресурсов должны согласовываться с отделениями.

Добиться существенного увеличения финансирования институтов РАН по темам трёх категорий: президиума, отделений и научных советов. Это потребует выделения бюджетов отделений и совершенствование отбора и курирования тем.

Для преодоления острейшей проблемы науки в России — старения научного сообщества и дефицита учёных-руководителей в возрасте 40–50 лет — принять следующую систему мер.

■ Поднять роль относительно молодой части Академии наук — членов-корреспондентов РАН, чаще избирая их руководителями научных советов, членами бюро отделений и членами президиума РАН.

■ Приоритет не «молодёжным» вакансиям при выборах членов РАН, а привлечению докторского корпуса к работе отделений и научных советов. Надо добиться, чтобы эта работа оплачивалась. Сначала права и ответственность, и лишь затем избрание в члены РАН.

■ Активизировать работу научных советов РАН, поручив им курирование и распределение ресурсов по соответствующим программам и рассмотрение кандидатур при выборах новых членов РАН перед голосованием на секции РАН.

■ Повысить долю аспирантов в РАН и ведущих университетах. Подготовка молодых кандидатов и докторов наук должна быть важнейшим показателем.

■ Восстановить обеспечение аспирантов общежитиями и добиться повышения (в разы) их стипендий.
Восстановить влияние РАН, ведущих учёных в ВАКе.
Укреплять региональные научные центры как опору науки в регионах. Необходимо добиться, чтобы руководство страны повысило ответственность глав регионов за развитие науки.

В городах с сильными научными центрами РАН классические университеты передать под методическое руководство Академии наук.

4. Восстановление инфраструктуры и социальной сферы РАН.

За последние четверть века институты РАН имеют устаревшую измерительную базу.

■ Для обеспечения обновления измерительной базы необходимо создать целевой фонд для обеспечения институтов РАН приборами.

■ Основным направлением обновления приборов должно стать развитие центров коллективного пользования, в том числе совместно с университетами и отраслевыми НИИ.

В очень плохом состоянии находятся здания институтов РАН.

■ Для обеспечения ремонтов зданий институтов необходимо создать целевой фонд.
Большинство учёных стали бедными. Члены РАН нуждаются в улучшении жилья, лечении. Им надо организовать помощь в приобретении дачных участков, управлении дачными и жилищными кооперативами, обеспечении пансионатами, транспортном обслуживании.

■ Для обеспечения социальной поддержки членов РАН следует создать целевой фонд.

■ Указанные выше три целевых фонда должны финансироваться из госбюджета и других источников.
Восстановление социальной сферы для членов РАН должно стать особой заботой президента РАН.

5. Попечительский совет РАН.

■ По примеру МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ и Фонда «Сколково» следует просить Президента РФ создать Попечительский совет РАН.

■ Просить Попечительский совет РАН курировать указанные выше три целевых фонда: обеспечения приборами, ремонта зданий и социальной поддержки членов РАН.

■ Аналогичные попечительские советы и целевые фонды поддержки науки главы регионов должны организовать в региональных научных центрах.
Успех в многократном увеличении финансирования флота РАН показывает, что создание целевых фондов реально.

6. Восстановление РАН в качестве учредителя академических институтов.

После модернизации системы управления РАН (через год) можно будет обратиться к Президенту РФ со следующим предложением:
ФАНО выполнило свои задачи, а РАН реорганизовала свою систему управления. Поэтому следует вернуться к системе управления академическими институтами («с одним ключом»), создав в РАН (на основе аппарата ФАНО) Управление делами РАН, руководитель которого должен назначаться Правительством РФ в статусе госслужащего.

Это предложение было мной озвучено 22.06.2017 на встрече группы академиков с В. В. Путиным.

Заключение

Несмотря на испытания, на идеологическое и экономическое давление, Академия наук вместе с ведущими университетами страны является главным научным центром русской цивилизации.

Довести Российскую академию наук до полного упадка можно и несложно. Но ничто в ближайшие десятилетия не сможет её заменить.

История не простит ни Правительству, ни обществу, ни нам — членам Академии, если мы не восстановим государственность Российской академии наук и её организующую роль в развитии науки.

Следующая новость
Всеволод Ию: Нужно поддерживать фермеров, а не амбициозные федеральные проекты